Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может вестись с выделением множества типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов.
Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.
Образовательные проекты решают задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.
Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Приведенный пример сети Интернет показателен в этом отношении. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте, и т. д.)
Примером поисковых проектов могут служить экспедиции Тура Хейердала. С самого начала путешествия Хейердала замышлялись не как сугубо научное мероприятие, имеющее значение для узкого круга специалистов. «Кон-Тики» и «Ра» стали фактами общественного сознания, породили разнообразные отголоски в социальной сфере (туризм, антураж кафе и гостиниц, обширная литература для детей и юношества и т. д.).
Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, в этом случае мы обращаем внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а на его социальную функцию.
Культурные компоненты в рамках таких социальных действ, как праздники, фестивали, спортивные соревнования, приобретают особое значение и невиданный размах. Таковыми, например, крупнейшие театрализованные действия на открытии и закрытии Олимпиады. Участие лучших оперных певцов в церемониях открытия международных спортивных мероприятий, включение в эти церемонии новых, специально по случаю написанных музыкальных произведений, создание грандиозного костюмированного действа, живых панно на стадионах и площадях – все это черты новых коммуникационных особенностей в современном мире, которые проявляются через социально-культурное проектирование.
Диалоговое назначение имеют такие современные культурные иррациональные формы, как хэппенинг и перфоманс.
Хеппенинг (англ. happening – происходящее) – сценическая разновидность поп-арта, представляющая собой импровизационное театрализованное действие, у которого нет определенного сюжета, нет и заранее описанного сценария. Расчет в хэппенинге делается на исполнителя, который должен просто жить, просто реагировать на происходящее – абсурдной форме или в форме самой рутинной. Важно, что такой показ обыденной жизни (нередко хэппенинг представляет ежедневные действия – еду, одевание, бритье и т. п.) вызывает активное соучастие зрителей.
Перфоманс (англ. регfomance – представление, действие) – вид концептульного искусства, получивший распространение начиная с 60-х годов. Перфоманс основывается на изображении переживаний, состояний сознания, а средствами изображения выбирает человеческое тело, жесты, поведение художника, который берет на себя роль актера.
Фактически сегодня было бы справедливо от выделения культурных проектов как разновидности проектов социальных переходить к пониманию всех социальных проектов как социокультурных. Такое понимание позволило бы глубже осознать концептуальную сторону социального проектирования и точнее определять практические цели и задачи проектов.
Типы проектов по особенностям финансирования
Социальные проекты нуждаются в финансировании – это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов, и прежде чем с ней определиться, необходимо понять ведущий мотив финансиста и оценить возможности взаимодействия с ним.
Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. Для значительной части социальных проектов смешанное финансирование наиболее удобно. Оно позволяет аккумулировать средства из источников, каждый из которых не был бы в состоянии финансово обеспечить проект полностью. Постепенно к такой модели финансирования склоняются многие негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов.
В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования. Так, расходы на финансирование проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации не должны превышать половины общей суммы расходов.
Классификация социальных проектов по особенностям финансирования поэтому основывается на выделении в качестве типообразующего основного способа финансового обеспечения. Исходя из этого выделяют инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, субсидируемые, благотворительные проекты.
Инвестиционные проекты
Инвестиция – это вклад собственности в дело с щелью извлечения прибыли.
Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Очевидно, что вне детально разработанной документации (бизнес-плана в первую очередь) нет и инвестиционного проекта: он просто не будет рассматриваться в качестве такового. Наконец, главное: какой бы ни была цель проекта, он не станет инвестиционным, если его реализация не удовлетворяет основного мотива действий инвестора – получения максимальной прибыли.
Последнее обстоятельство резко снижает возможность стать инвестиционными для значительной части, если не большинства, социальных проектов. С этим обстоятельством надо считаться и рассчитывать на инвестиции лишь после глубокого анализа ситуации на рынке инвестиционных проектов. Этот рынок складывается по законам бизнеса и имеет связь с социальными потребностями в областях, узко ограниченных особой доходностью вложений.
Расчет на инвестиции для социального проекта должен учитывать и различие форм инвестирования. Инвестиции могут быть представлены как:
· денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги, кредиты, займы, залоги);
· земля;
· здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью;
· имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности.
В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти и органы местного самоуправления. Их инвестиционное поведение несколько отлично от поведения инвестора – частного собственника. Здесь менее выражена увязка инвестиции с максимальной прибылью, поскольку финансирование имеет целевой характер, предопределенный бюджетной классификацией.
Наконец, в роли инвестора может выступить и сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный). Естественно, что его отношение к собственному проекту будет прежде всего определяться стремлением реализовать цели проекта. Но и в этом случае инвестиция подчиняется экономической целесообразности.
Спонсорские проекты
В обыденной практике словоупотребления спонсор представляется как человек (организация), который без требования возврата дает деньги на понравившийся проект или просто понравившемуся лицу, нуждающемуся в деньгах. Это представление отразилось и во многих справочниках по рыночной экономике, где спонсор приравнен к меценату. Вес же спонсоринг – экономическое, а не нравственно-эстетическое, предприятие.
Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуждающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду. Спонсор предоставляет поддержку проекту, если это может стать формой ею рекламы или презентации (формирования образа фирмы). В мировой практике принято заключать договор о спонсоринге, из которого вытекает взаимная ответственность сторон: спонсор обязуется представить запрашиваемые средства для осуществления проекта, а организаторы проекта обязуются рекламировать и таким образом представлять интересы спонсора (создавать его положительный имидж в общественном мнении и т. д.). Это, собственно, и есть оплата по договору спонсоринга, который не предусматривает возврат выделенных под проект финансовых средств.
Очевидно, что лишь проект, получающий известность в определенных кругах, в контактах с которыми заинтересован спонсор, может стать спонсорским. Этот проект должен сам обладать положительным имиджем, вызывать большой интерес в обществе, чтобы формировать положительные установки в отношении спонсора.
Кредитные проекты
Способом финансового обеспечения социального проекта может быть кредит. Это также коммерческий вариант финансирования, предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности, например).
Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора потом, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком.
Государство, местное самоуправление могут содействовать в получении кредита под социально значимый проект и даже брать на себя поручительство по кредитным обязательствам негосударственных организаций, связанным с их уставной деятельностью. Такого рода меры содержит, в частности, Закон Московской области «О региональной государственной молодежной политике в Московской области».
К кредитным проектам принципиально близки те, которые осуществляются с применением лизинга.
Лизинг – долгосрочная, иногда до нескольких лет, аренда средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т. д.), предполагающая возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.
Имущество остается собственностью лизинговой компании до конца сделки, а после того, как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого имущества. Это фактически форма инвестиции, позволяющая начинать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффективность работы морального старения оборудования. Очевидно, что и это форма финансового обеспечения проекта, способного приносить прибыль.
Бюджетные проекты
В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты у нас в стране финансируются из соответствующих бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) чаше всего в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а в некоторых случаях – целой сети соответствующих органов и учреждений (например, Федеральной миграционной службы), а также субсидий территориальным органам власти и местного самоуправления и негосударственным организациям.
Финансовое обеспечение из бюджетных источников имеет ограничения, определяемое различными нормативами (структура штатов и число штатных сотрудников, фиксированные размеры фонда заработной платы и т. д.). Работа по нормативам усложняет для бюджетных проектов внедрение нововведений.
К тому же следует учитывать, что в нестабильной экономической обстановке приведение расходной части бюджетов всех уровней в соответствие с доходной частью происходит как правило путем урезания социальных программ. Это ставит многие проекты под удар. Во всяком случае, бюджетный проект в современной российской действительности перестал быть проектом с хотя бы и малым, но гарантированным финансированием.
Субсидия (дотация) представляет собой государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытые убытков, сбалансирование, бюджета и т. д.
Такую модель финансирования социальных проектов избирают органы государственной власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ негосударственных организаций, привлекая для субсидий бюджетные средства и средства из внебюджетных источников. Аналогичный механизм имеется у многих международных организаций (ООН и ее специализированные органы МОТ, ЮНЕСКО и др.), фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), профессиональных ассоциаций (ассоциации социальных работников и др.). Чаще всего такие средства имеют форму грантов.
Грант представляет собой фиксированную денежную сумму, передающуюся безвозмездно грантополучателю под условие выполнения работ (предоставления услуг), поддержка которых определяется целями грантодателя.
Предоставление гранта предполагает, что организаторы проекта в определенные сроки отчитаются о расходовании средств под проект, причем такое расходование заранее довольно жестко фиксируется в утверждаемой грантодателем смете расходов. Здесь вступает в силу гражданско-правовой договор с определением мер ответственности сторон за его реализацию.
Благотворительные проекты
Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить как самостоятельный тип благотворительные, проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), создавая свою картинную галерею, поначалу был просто коллекционером живописи, но постепенно развил деятельность, стимулировавшую лучших художников России к творчеству. Галерея Третьякова никогда не планировалась как доходное предприятие и была безвозмездно передана Москве.
Мотив благотворителя может быть и корыстным (работа на имя, престиж), а может отражать какие-либо личные интересы и увлечения, мечты, религиозные убеждения. Удовлетворение нематериальных потребностей нередко более сильный мотив для трат, в том числе и крупных, чем ожидание наивысшей прибыли от вложений. Это обстоятельство позволяет осуществить многие некоммерческие социальные проекты.
Типы проектов по их масштабам
Организационные вопросы составления и реализации социальных проектов заметно различаются в зависимости от того, каков масштаб проекта. Оценка масштаба основывается на нескольких показателях, в том числе следующих:
· насколько велико число людей (групп, организаций и т. д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;
· какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
· как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
· насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т. д.;
· на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателей принято разделят проекты на микропроекты, малые проекты и мегапроекты.
Микропроекты
Микропроект – это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих.
Микропроект делается в полном смысле слова для себя и для своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, делаться из подручных средств.
Приведем некоторые примеры: Александр Ш. на шести сотках дачного участка построил церковь по своему проекту. Он – не строитель, правила работы придумал сам, деньги на материалы заработал продажей соседям деревянных предметов, украшенных резьбой по дереву.
Другой пример. Московский дизайнер Татьяна О. думала, что бы такое оригинальное подарить подруге на день рождения. Она придумала расписать несмываемыми красками носки. Подарок произвел впечатление. Начальный замысел расширился, и для других своих друзей и подруг Татьяна теперь расписывает носки орнаментами в русском стиле, пятнами и в другой технике.
Здесь, как видим, ценностный тезаурус и личные способности и умения обновляют предметную среду ближайшего окружения инициатора проекта. Удовлетворение испытывают и автор, и его близкие, а на большее проект не претендует. Он остается микросоциальным действием. Естественно, что такого рода проекты могут вовсе не иметь описания, хранятся в голове автора. Тем не менее проектная сторона здесь представлена в ее основных параметрах: это осознанная деятельность с заранее планируемым результатом.
При определенных условиях микропроект может выйти за пределы узкого круга близких и знакомых автора. Собственно, приведенные примеры показывают, как это происходит. Средства массовой информации могут придать микропроекту широкую известность, активно способствовать расширению масштабов проекта или порождать волну подражаний.
Малые проекты
Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Относительно коммерческих проектов известны примерные границы малых проектов. В американской практике такими показателями являются объем капиталовложений до 10-15 млн. долл. и трудозатраты до 40-50 тыс. человеко-часов. Специфика малых проектов состоит в том, что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).
Для социальных проектов, осуществляемых в нашей стране, размер малого проекта может быть установлен эмпирически по направлениям деятельности.
Мегапроекты
В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. В американской практике показателями для коммерческих мегапроектов считаются объем капиталовложений от 1 млрд. долл. и больше; необходимость акционерных, смешанных форм финансирования; трудоемкость – 2 млн. человеко-часов на проектирование и 15–20 млн. человеко-часов на реализацию; длительность реализации – 5-7 и более лет; необходимость участия других стран, дополнительные затраты на инфраструктуру; влияние на социальную и экономическую среду региона или страны. Специфика мегапроектов состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т. д.
В нашей стране к социальным мегапроектам модно отнести например, Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы; Программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы» и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 330.