Методы и виды социального проектирования. Классификация проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование «матрицы идей», когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей.

Существует и такой метод, как «вживание в роль». Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект.

Важным методом социального проектирования является «аналогия». Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не всё в них в должной степени проработано. Беря самое лучшее и освобождаясь от неоправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

Наиболее приемлема в социальном проектировании -– «ассоциация», когда решение социальных проблем в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче пройти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной «реорганизацией». Метод ассоциации предусматривает накопление знаний, разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на вышеупомянутые и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется «метод мозгового штурма», когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – «метод синектики», согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение оценки заслуг, званий участников конкурса.

Классификация проектов

Социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человече­ском свойстве конструировать реальность.

Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта (табл.).

Классификация проектов

Признаки классификации Виды проектов
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный
Содержание Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный
Сроки реализации Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный

«Нормальный» проект

К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов.

В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по четырем признакам:

· масштаб (размер) проекта;

· сроки реализации;

· качество;

· ресурсное обеспечение.

Учитываются также место и условия реализации проекта.

Проект, в котором названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальный тип проекта. В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы проектов.

Подобным образом можно выделить «нормальный» проект и как идеальный тип социального проекта, но отклонения от этого уравновешенного по факторам идеального типа частично окажутся другими, чем в коммерческих проектах.

В нашей классификации мы опирается на ту, что представлена в книге «Управление проектами», В. Д. Шапиро. Некоторые типы проектов мы не выделяем, поскольку для социального проектирования они не актуальны (например, проекты со специальными требованиями по качеству исполнения, разделение проектов на моно и мультипроекты).

Типы проектов по характеру проектируемых изменений

По своей природе социальные проекты имеют дело с подготовкой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, разделяют социальные проекты на инновационные и поддерживающие.

Инновационные проекты

Задачи инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники. Утвердился другой путь – осмысление (и проектирование) социальных последствий при разработке инновационных научно-технических решений. В этом отношении революционное значение имело внедрение маркетинга в сферу производства товаров и услуг. В социальной сфере, по всей видимости, инновационные проекты и в дальнейшем будут, так сказать, вторым лицом инновационных коммерческих проектов, что хорошо видно на примере создания информационной системы Интернет.

В начале 70-х годов министерство обороны США создало экспериментальную сеть из нескольких компьютеров с тем, чтобы сохранить базу данных в случае уничтожения противником одного или нескольких компьютеров. Эксперимент прошел с незапланированными последствиями: сотрудники, занятые обслуживанием нового изобретения, стали использовать его как средство личной переписки, сделали из компьютерного комплекса «быструю почту». Этот побочный эффект был осмыслен как социальный по своей сущности проект, который стал осуществляться с нарастающими масштабами.

Поддерживающие проекты

Поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называют также реанимационными или реставрационными. О характере таких проектов наилучшее представление дает описание одного из проектов в «Практическом руководстве по Всемирному десятилетию развития культуры». (Всемирное десятилетие развития культуры проводилось в 1988-1997 гг. под эгидой ООН и ЮНЕСКО.) Этот проект предложен для реализации по направлению деятельности «Утверждение и обогащение культурной самобытности». Проект направлен на сохранение и использование культурного достояния. В «Практическом руководстве...» содержатся такие рекомендации: «Сохранение достояния и улучшение условий жизни могли бы быть целью проекта, направленного па охрану и восстановление какого-либо старого квартала для его интеграции в современную жизнь. Такой проект, предусматривающий опись этого достояния и изучение образа жизни и экономической, социальной и культурной деятельности населения, осуществлялся бы при постоянном взаимодействии между техническими специалистами и жителями. При проведении консервационных и строительных работ могла бы потребоваться помощь художников, и использовались преимущественно местные строительные материалы и традиционные.»

Практические рекомендации ЮНЕСКО ориентируют проектировщиков не только на восстановление разрушающихся под действием времени строений. Описанный проект прямо связан с сегодняшними социальными задачами и проблемами (обеспечение занятости, повышение эффективности местной промышленности, развитие туризма, участие, населения в принятии решений и т. д.). Как представляется, именно в этом специфика поддерживающих (реанимационных, реставрационных) проектов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 315.