Наиболее эффективным методом прогнозирования является моделирование. Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки достигнутого результата). Его универсальность проявляется и в сфере познания, где моделирование получило статус общенаучного метода. Моделирование в социальной работе используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.
Моделирование в социальной работе понимается как метод опосредованного практического или теоретического оперирования социальным объектом. При этом исследуется не сам объект, а используется вспомогательная система, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию о самом моделируемом объекте.
Моделирование служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа;
· многоплановый метод исследования, один из путей познания;
· исследование объектов познания на их моделях;
· построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов); метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях);
· воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования не ограничены. Оно применяется широко для анализа различных социальных, факторов, проблем.
Учитывая остроту противоречий, их социальную значимость, моделирование преследует цели:
С одной стороны:
1. Отобразить состояние проблемы на данный, настоящий момент.
2. Выявить наиболее «критические» моменты, противоречия.
с другой стороны:
1. Определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие.
2. Активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов решения социальных задач.
Главная задача моделирования – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).
Одной из практических задач в социальной сфере и в практике моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования.
Моделирование используется в создании объектов социальной сферы как с заданными, так и с предполагаемыми критериями. Работа по созданию социальной модели и ее прогнозного развития занимает достаточное количество времени, требует определенных профессиональных знаний. Практический опыт показывает крайнюю необходимость подготовки таких специалистов для социальной сферы.
Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.
Наиболее мобильной, интересной и современной в настоящее время является социальная природа объекта. Эта, на первый взгляд, довольно полная характеристика объекта имеет свое воплощение в сущности и содержании социальной работы, придавая последней практическую реальность и конкретные перспективы развития.
Социальная работа – деятельность по оказанию помощи людям в различных жизненных ситуациях. Очень важно представлять перспективу развития событий, чтобы вовремя прийти на помощь, а еще лучше – грамотно предотвратить нежелательную ситуацию.
В современных условиях любой сотрудник социальной службы – от полевого работника до руководителя – прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива – обслуживание одного клиента, так и широкая – развитие деятельности социальной службы и всей социальной сферы.
Таким образом, области применения моделирования не ограничены.
Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу и важно не допустить абсолютизации (безусловности, безотносительности) ни одной из них.
Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно молодого поколения.
Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, входит, прежде всего, понимание ее значимости, целесообразности ее решения, мотивы и интересы людей, пересекающиеся в ней и нуждающиеся в ее решении.
В качестве проблем могут рассматриваться:
· моделирование экологии человека;
· уровень жизни пенсионеров в ближайшие 5-10 лет;
· женщина и семья в условиях социальных реформ;
· моделирование духовно-нравственного поведения личности в условиях рыночных отношений;
· компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности;
· моделирование системы переквалификации работников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;
· прогнозирование и моделирование экономики здоровья человека (когда экономический эффект будет рассматриваться во взаимосвязи с влиянием на здоровье человека);
· профессиональная модель социального работника;
· нравственная модель социального работника;
· оценка состояния вузовского образования и его тенденции развития;
Модель проблемной ситуации строится при возникновении противоречия. Так, например, моделирование типа социального работника – гуманного, идущего на защиту человека, содержит в себе противоречие, потому что сам он социально не защищен, общественный статус его низок, не имеет он и должной правовой защиты.
Или моделирование проблемы «женщина и семья»: с одной стороны – необходимо укрепление семьи, формирование уважения общества к женщине, проявление заботы о детях, с другой – безработица женщин, отсутствие социальных условий для рождения и воспитания детей.
Следовательно, моделирование находится в органическом единстве с прогнозированием.
Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (например, система социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений).
Анализируется целый ряд факторов, в результате которых обеспечиваются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать четыре уровня:
· прожиточный минимум;
· достаточный;
· социально необходимый;
· социально комфортный.
Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей:
· рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные);
· определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.
В процессе практической реализации любых социальных мер возможны альтернативные подходы, непредвиденные подходы, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что и предполагает множество вариантов моделей, которые отражают в себе измененное сочетание тех или иных социальных факторов на исследуемые процессы. И каждая модель может представлять собой один из вариантов развития системы.
Отсюда – модели, с одной стороны, отражают протекание процесса в настоящем, с другой – помогают познать, как он будет протекать в будущем. Следовательно, моделирование выполняет функции поиска оптимальных средств управления.
Функциями моделирования являются:
· углубленное познание действующих систем и объектов;
· определение основных параметров, путей дальнейшего совершенствования их;
· проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.
Моделирование выполняет важные эвристические функции:
· выявляет негативные тенденции;
· определяет позитивные пути решения проблем;
· предлагает альтернативные варианты.
Таким образом, моделирование выступает в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе следующие основные функции: эвристические (относящиеся к изобретению); прогностические; прагматические (истинным считается то, что дает практические результаты. Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя и различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед.Для того чтобы моделирование было эффективным, оно должно опираться на точные, объективные данные. Необходима информационная база по проблеме.
Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования.
Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.
Следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, чьи поступки, мысли, чувства не могут иметь числового отображения. Моделирование процесс непрерывный – от менее совершенных к более совершенным понятиям; от низкого порядка к высшему; от незнания к знанию. Отсюда – объективно необходимым становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели.
Понятие модели Типы моделей. Структура модели. Требования, предъявляемые к моделям
Модель (фр. Моделе, ит. Моделло, лат. Модилис, Модус: – мера, образец):
· Образец какого-либо изделия для серийного производства.
· Тип, марка, образец конструкции чего-либо.
· Воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет).
· Предмет изображения в искусстве: натурщица, позирующая художнику.
· Образец предмета, служащий для изготовления формы при отливке или воспроизведения в другом материале.
· Схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.
Модель – это аналог оригинала; мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых; – способ представления некоторого явления, который отличают 3 характерных признака (возможность представлять реальный социальный объект; способность замещать его; возможность обеспечивать перенос полученных результатов на реальный социальный объект). Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал.
Модель нельзя путать с «макетом», так как он повторяет оригинал и в этом случае моделирование теряет смысл.
Моделирование социального объекта связано с выбором типа модели: трендовая (экстраполярная) модель; факторная (аналитическая) модель и эвристическая (имитационная, игровая) модель.
Построение трендовых моделей основано на выявлении тенденций изменения какого-либо прогнозируемого показателя, количественном его описании в виде математической зависимости, с помощью которой рассчитывается значение этого показателя в будущем на ту или иную дату упреждения в прогнозе. Такие модели часто используются для установления перспектив демографических изменений, спроса на определенный вид товара и т.п.
Факторные модели строятся путем выявления взаимодействия различных факторов: зависимости выходных параметров от входных. Такие модели могут использоваться для прогноза потребностей, интересов и ценностных ориентации определенных социальных групп в зависимости от изменения их социального статуса или внешних социально-экономических условий.
Эвристические модели представляют собой средства организации интеллектуальной деятельности, основанные на интуитивных способностях человека. Интуиция позволяет человеку находить удачные решения проблем, минуя этап сознательного рационального поиска, например, в результате «инсайта» (озарения). Одним из наиболее эффективных методов решения перспективных проблем человека и организации является метод инновационной игры. Специфика моделирования в этом случае заключается в том, что в игре создаются ситуации, в которых воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения, начинают работать стереотипы, установившиеся в обычных рабочих условиях. Игровые ситуации выступают, как фрагменты жизни, несущие в себе «гены» организационного порядка данной конкретной организации. Этот порядок становится объектом пристального изучения и практического изменения.
Кроме того, ученые условно выделяют такие типы моделей:
· познавательные – эвристические;
· модели будущего – диагностические;
· модели желаемого – заданного состояния.
Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все эти три типа моделей, выделяя их основные функции: эвристические, прогностические и прагматические.
В зависимости от параметров времени модели различаются:
· данного состояния, где исследуются исторические аспекты, тенденции и направления развития, например, система социальной защиты населения в условиях реформ, результаты этого развития на данный момент,
· возможного состояния – явления, проблемы (например, семья), исследование опирается на анализ данного состояния, определение тенденций развития от настоящего к будущему, определение результатов, к которым могут привести эти изменения;
· желаемого состояния – явления, процесса, когда ставится цель достичь определенных результатов в обозримом будущем, то есть программируется создание новых возможностей для реализации обозначенной цели.
Различают также модели материальные (вещественные) и идеальные (идеализированные, мысленные). Идеализированная модель отображает способ ее конструирования, этим способом является мысленное моделирование, т.е. создание модели-представления. Чтобы осуществить процесс развития какого-либо объекта, проектировщик должен создать прежде модель-представление.
В зависимости от типа моделируемого объекта различают: институциональную модель (направленную на моделирование социального института); процессуальную (ориентированную на отражение социальных процессов); организационно-управленческую (моделирование организационно-управленческой системы); деятельностную (моделирование будущей социальной деятельности).
В структуру модели входят три основных компонента:
· совокупность направлений развития объекта познания;
· побудительные силы развития;
· факторы внешних воздействий.
При исследовании важно зафиксировать степень реализованности воздействия всех основных компонентов модели на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено на ретроспективном анализе.
Подобный подход, в значительной мере, предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, которое базируется на опыте прошлого, сравнения с ним, опирающиеся на полученные в результате выборочного наблюдения, массива информации.
К модели предъявляются следующие требования:
1. модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта;
2. способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.
Следовательно, при разработке моделей правомерно говорить об их подобии объекту – оригиналу. При котором соблюдается, с одной стороны – жесткая целенаправленность ее, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, с другой – она должна быть достаточно «свободной», то есть способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Основными средствами моделирования являются:
· словесное описание – наиболее простой и доступный способ задания моделей;
· графическое представление в виде кривых, чертежей – этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;
· блок-схемы, матрицы решений – этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;
· математическое описание;
· программное описание (для ЭВМ).
В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 893.