Социальный прогноз должен содержать систему общих параметров прогнозируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, элементов, их связей.
Прогноз будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:
· он должен быть создан на научной основе,
· не противоречить нравственным нормам,
· выражать общепринятые социальные ценности,
· выражать социальный заказ,
· быть эффективным с точки зрения реализации,
· не содержать противоречий,
· должен быть предназначен для реализации.
Социальный прогноз должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности.
Методики социального прогнозирования
Методики – это способы достижения цели. Среди методик прогнозирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма.
Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации прогноза в заданных условиях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе прогнозирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован прогноз. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда внимательно изучают условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом прогнозирования.
Метод ассоциации предусматривает с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагивают не только формы, но и существенные содержательные элементы.
Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Этапы прогнозирования
Этапы прогнозирования – система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального прогноза.
Наиболее общепринятой является следующая схема социального прогнозирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) – социальный заказ – социальный паспорт – цели прогноза – задачи прогноза – исследовательский прогноз – нормативный прогноз – модель – конструкт – проект.
1. Уяснение проблемы. Проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2.Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.
3. Паспортизация объекта – получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности.
5. После определения целей важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой.
Задача – это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.
Задачи прогнозирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.
6. Исследовательский прогноз – в широком смысле – предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования – научная разработка прогнозов. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:
а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;
б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;
в) прогнозная оценка эксперта.
Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
· анкетирование (интервьюирование, опрос);
· экстраполирование и интерполирование – построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;
· моделирование – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.
7. Нормативный прогноз – это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.
8. Моделирование – один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
9. Конструкт – это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта.
10. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 294.