Социальное прогнозирование: теоретические аспекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере, рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое.

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.

Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.

Следует уточнить, что прогноз это:

· вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;

· предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;

· информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний.

Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию (см.: Социологический энциклопедический словарь. Т. II / под ред. Д.Джерри и Д.Джерри, М.: Вече-АСТ, 1999.):

· прогнозирование – это разработка прогнозов;

· прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;

· прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.

Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

· как действительно может протекать развитие;

· каков механизм преодоления негативных тенденций.

Социальное прогнозирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию прогнозов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования.

Оно даёт возможность управлять социальными процессами и является выражением того социально нового, что характеризует тенденция социального развития. В соответствии с этим социальное прогнозирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное прогнозирование – синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное прогнозирование касается прежде всего социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное прогнозирование выражается в создании конкретных социальных прогнозов, в планировании и управления развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное прогнозирование – учебная дисциплина, связанная с изучением методология и технологии прогнозирования‚ средств прогнозирования, его системных принципов, форм и методов.

Социальное прогнозирование даёт возможность построить концепцию возможных миров, разработанную еще в трудах классических философов, с привлечением таких понятий, как социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция.

Прогнозирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Близкими по смыслу и значению понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Планирование – научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.

Предвидение – в узком смысле – предсказание, в более широком – предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) – человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

Прогнозирование – есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом или явлением. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Перенос развития явления в будущее осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы.

В основание социального прогнозирования должны быть заложены следующие параметры:

· противоречивость социального объекта;

· многовекторность развития социального объекта;

· невозможность описания социального объекта конеч­ным числом терминов любой социальной теории;

· наличие множества субъективных составляющих, оп­ределяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

· субъективные факторы социального ожидания;

· факторы, определяющие разные критерии оценки зре­лости развития социального объекта.

Социальное прогнозирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Оно учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей (отрицательный результат). При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 287.