Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере, рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое.
Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.
Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.
Следует уточнить, что прогноз это:
· вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;
· предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;
· информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний.
Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.
Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию (см.: Социологический энциклопедический словарь. Т. II / под ред. Д.Джерри и Д.Джерри, М.: Вече-АСТ, 1999.):
· прогнозирование – это разработка прогнозов;
· прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;
· прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);
· как действительно может протекать развитие;
· каков механизм преодоления негативных тенденций.
Социальное прогнозирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию прогнозов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования.
Оно даёт возможность управлять социальными процессами и является выражением того социально нового, что характеризует тенденция социального развития. В соответствии с этим социальное прогнозирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.
Социальное прогнозирование – синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное прогнозирование касается прежде всего социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное прогнозирование выражается в создании конкретных социальных прогнозов, в планировании и управления развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное прогнозирование – учебная дисциплина, связанная с изучением методология и технологии прогнозирования‚ средств прогнозирования, его системных принципов, форм и методов.
Социальное прогнозирование даёт возможность построить концепцию возможных миров, разработанную еще в трудах классических философов, с привлечением таких понятий, как социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция.
Прогнозирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Близкими по смыслу и значению понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.
Планирование – научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.
Предвидение – в узком смысле – предсказание, в более широком – предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) – человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
Прогнозирование – есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом или явлением. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Перенос развития явления в будущее осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы.
В основание социального прогнозирования должны быть заложены следующие параметры:
· противоречивость социального объекта;
· многовекторность развития социального объекта;
· невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории;
· наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
· субъективные факторы социального ожидания;
· факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Социальное прогнозирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Оно учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей (отрицательный результат). При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 317.