Концептуальные подходы к прогнозированию, проектированию и моделированию социальной сферы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Значение методологии в прогнозировании, проектировании и моделировании состоит в выборе таких показателей и логического соединения их в такую достаточно устойчивую систему, взаимосвязанную совокупность необходимых и достаточных элементов, которая бы обеспечивала объективную оценку всех сторон воздействия на общество при использовании любых новшеств (инноваций).

Методология исследований социальной сферы – это процесс выработки и использования научных знаний о функционировании организационной системы (читай – социальной сферы) с целью использования их для решения конкретных практических задач.

Общая методология исследования социальной сферы состоит из уровней:

· на теоретическом уровне формируются общие для данной предметной области закономерности, объясняющие установленные ранее факты и позволяющие прогнозировать и предвидеть события в дальнейшем;

· на эмпирическом уровне устанавливаются новые факты науки, и на их основе делают обобщения и формулируются эмпирические закономерности;

· на прогностическом уровне выделяются практические задачи ближайшего будущего и определяются практические полезные результаты, а на основе опыта, знаний и интуиции предлагается набор альтернативных решений для достижения поставленной цели.

Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «социальная сфера» в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются: географические (расположение, величина территории и количество населения); производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности); градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); социологические (нормы поведения).

Как социально-экономическая система социальная сфера может быть представлена совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

· системообслуживающий комплекс;

· экология;

· население;

· инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующих их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Для того чтобы определиться в понимании «социальная сфера» при рассмотрении ее в качестве объекта жизнедеятельности важно учитывать условия, которые складываются в пределах данной территории. К числу таких условий относятся:

· экономическая целостность территории как основы хозяйственного и социального комплекса;

· характер и степень развития внутренних и внешних экономических и социальных связей определяются рыночными механизмами;

· общность экономических, социальных, культурных и политических задач, решаемых на территории социума;

· возможность эффективного управления территорией социума.

В данном случае мы исходим из того, что социальное проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества, личности в целостном единстве.

Эта категория выступает основанием разработки социальных норм, целей и прогнозов общественного развития, детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей, оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции людей, их образ жизни. С нашей точки зрения, она является мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике, интересам общества и человека, связана с понятиями социального равенства, справедливости и свободы. Наконец, полагаем, что социальное присуще любой сфере жизнедеятельности общества, но проявляется в каждой из них своеобразно Определенное качество и содержание социального в подсистеме общества определяется функцией, выполняемой данной подсистемой. Например, в социальной сфере – функцией социального воспроизводства дифференцированных социальных субъектов.

На основании вышесказанного к социальным наукам отнесем те, которые изучают социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности общества.

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной сфере в процессе принятия практических решений должны избегать:

· раздробленности общего социального пространства, неясности предметного поля каждой из социальных норм, утраты тематической четкости, методологии и методической стратегии, функционального нахлеста, что привело к спорам о перспективах каждой из них, характере и возможностях социальных парадигм;

· постоянного усложнения социального развития, его динамичности, изменение образа жизни и доминирующих типов людей, нового сочетания глобального, регионального и национального, общественного, группового и индивидуально личностного.

Известно, что в системе научного знания Нового и Новейшего времени наиболее признанными являются шесть научных способов познания: схоластический, механистический, статистический, системный, диатропический, синергетический.

Прогнозирование, проектирование и моделирование процессов социальной сферы видится в методологических принципах, которые должны лежать в основе построения и объяснения в современной социальной реальности. Можно назвать следующие принципы:

Необходимость соединения в теоретической концепции объективистских и субъективистских видов объяснения реалий, учета влияния на индивидуальность социальной структуры, индивидуального разнообразия и функциональной дифференциации. Такой подход обусловлен спецификой объекта – социальной реальностью, имеющей двойственный характер (индивид – структура). Он открывает новые возможности прогнозированию, проектированию и моделированию объяснения социальных процессов на уровне абстрактных обобщений и ответов на конкретные вопросы, возникновение того или иного факта, события.

Значимость учета в теоретических построениях особенностей как национально-культурного, так и глобального развития.Опираясь на идеи классиков социальной мысли, важно соединить коллективное знание с национальными традициями, менталитетом. Это позволит более полно объяснить сложный жизненный мир.

Потребность в исходном для анализа представлении о комплексе, многообразии структур причинности, разнообразии объясняющих факторов; признание, что социальные изменения не всегда вызваны одними и теми же причинами, что детерминанты общественной трансформации историчны. Они возникают, изменяются, развиваются, свертываются и в этой динамике взаимосвязь и взаимодействие изучаемых нами явлений может быть как постоянной, так и случайной. Причина на следующем этапе изменений может выступить следствием.

Выделение при изучении конкретного процесса, явления, поведения группы или человека доминанты, наиболее активно влияющей на появление и его развитие в данный конкретный момент. Этот принцип позволяет увидеть главное и регулировать данный процесс на уровне возможного.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 290.