Значение методологии в прогнозировании, проектировании и моделировании состоит в выборе таких показателей и логического соединения их в такую достаточно устойчивую систему, взаимосвязанную совокупность необходимых и достаточных элементов, которая бы обеспечивала объективную оценку всех сторон воздействия на общество при использовании любых новшеств (инноваций).
Методология исследований социальной сферы – это процесс выработки и использования научных знаний о функционировании организационной системы (читай – социальной сферы) с целью использования их для решения конкретных практических задач.
Общая методология исследования социальной сферы состоит из уровней:
· на теоретическом уровне формируются общие для данной предметной области закономерности, объясняющие установленные ранее факты и позволяющие прогнозировать и предвидеть события в дальнейшем;
· на эмпирическом уровне устанавливаются новые факты науки, и на их основе делают обобщения и формулируются эмпирические закономерности;
· на прогностическом уровне выделяются практические задачи ближайшего будущего и определяются практические полезные результаты, а на основе опыта, знаний и интуиции предлагается набор альтернативных решений для достижения поставленной цели.
Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «социальная сфера» в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются: географические (расположение, величина территории и количество населения); производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности); градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); социологические (нормы поведения).
Как социально-экономическая система социальная сфера может быть представлена совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
· системообразующая база;
· системообслуживающий комплекс;
· экология;
· население;
· инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующих их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Для того чтобы определиться в понимании «социальная сфера» при рассмотрении ее в качестве объекта жизнедеятельности важно учитывать условия, которые складываются в пределах данной территории. К числу таких условий относятся:
· экономическая целостность территории как основы хозяйственного и социального комплекса;
· характер и степень развития внутренних и внешних экономических и социальных связей определяются рыночными механизмами;
· общность экономических, социальных, культурных и политических задач, решаемых на территории социума;
· возможность эффективного управления территорией социума.
В данном случае мы исходим из того, что социальное проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества, личности в целостном единстве.
Эта категория выступает основанием разработки социальных норм, целей и прогнозов общественного развития, детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей, оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции людей, их образ жизни. С нашей точки зрения, она является мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике, интересам общества и человека, связана с понятиями социального равенства, справедливости и свободы. Наконец, полагаем, что социальное присуще любой сфере жизнедеятельности общества, но проявляется в каждой из них своеобразно Определенное качество и содержание социального в подсистеме общества определяется функцией, выполняемой данной подсистемой. Например, в социальной сфере – функцией социального воспроизводства дифференцированных социальных субъектов.
На основании вышесказанного к социальным наукам отнесем те, которые изучают социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности общества.
Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной сфере в процессе принятия практических решений должны избегать:
· раздробленности общего социального пространства, неясности предметного поля каждой из социальных норм, утраты тематической четкости, методологии и методической стратегии, функционального нахлеста, что привело к спорам о перспективах каждой из них, характере и возможностях социальных парадигм;
· постоянного усложнения социального развития, его динамичности, изменение образа жизни и доминирующих типов людей, нового сочетания глобального, регионального и национального, общественного, группового и индивидуально личностного.
Известно, что в системе научного знания Нового и Новейшего времени наиболее признанными являются шесть научных способов познания: схоластический, механистический, статистический, системный, диатропический, синергетический.
Прогнозирование, проектирование и моделирование процессов социальной сферы видится в методологических принципах, которые должны лежать в основе построения и объяснения в современной социальной реальности. Можно назвать следующие принципы:
Необходимость соединения в теоретической концепции объективистских и субъективистских видов объяснения реалий, учета влияния на индивидуальность социальной структуры, индивидуального разнообразия и функциональной дифференциации. Такой подход обусловлен спецификой объекта – социальной реальностью, имеющей двойственный характер (индивид – структура). Он открывает новые возможности прогнозированию, проектированию и моделированию объяснения социальных процессов на уровне абстрактных обобщений и ответов на конкретные вопросы, возникновение того или иного факта, события.
Значимость учета в теоретических построениях особенностей как национально-культурного, так и глобального развития.Опираясь на идеи классиков социальной мысли, важно соединить коллективное знание с национальными традициями, менталитетом. Это позволит более полно объяснить сложный жизненный мир.
Потребность в исходном для анализа представлении о комплексе, многообразии структур причинности, разнообразии объясняющих факторов; признание, что социальные изменения не всегда вызваны одними и теми же причинами, что детерминанты общественной трансформации историчны. Они возникают, изменяются, развиваются, свертываются и в этой динамике взаимосвязь и взаимодействие изучаемых нами явлений может быть как постоянной, так и случайной. Причина на следующем этапе изменений может выступить следствием.
Выделение при изучении конкретного процесса, явления, поведения группы или человека доминанты, наиболее активно влияющей на появление и его развитие в данный конкретный момент. Этот принцип позволяет увидеть главное и регулировать данный процесс на уровне возможного.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 327.