Раздел 2. Методы социальной работы как практической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 2. Методы социальной работы как практической деятельности.

Тема 8. Прогнозирование, моделирование и проектирование в социальной сфере

Значимость при построении социальной теории объяснения того, как общественные процессы осуществляются в жизни индивидов, представляющих различные категории популяции населения.

Опора на объяснительную силу идеи о разнообразии рационального выбора. Сегодня для многих ясно, что лучший путь истолкования поведения человека – принятие методологического постулата о возможности различных логических и конструктивных пояснений рациональности его выбора. Очевидно, что рациональность не исключительно инструментальна, она имеет аксиологическое и когнитивное измерение.

Учет синергетических представлений об обществе как открытой системе, интенсивно обменивающейся со средой результатами деятельности и информацией, характеризующейся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными соотношениями . Усваивая внешние воздействия, общество находится в постоянном изменении. Как свидетельствует одна из синергетических закономерностей, флуктуации и случайные элементы играют основную роль только в зоне бифуркации, а в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистские аспекты.

Направленность социальных процессов

Прогнозирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.

Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее:

· наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

· в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

· общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития, ведь каждый из компонентов системы общественной жизни относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами, а изменения в одном компоненте приводят к изменениям в других;

· перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована разными средствами.

Технологии реализации прогнозов

Социальное прогнозирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Основными элементами прогнозной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект, объект, социальная технология, методы социального прогнозирования, его условия и механизмы.

Системные основания проектирования

Важное место в прогнозной деятельности занимает понятие «система». Система – это целостность, которая организована множеством функций и управленческих действий по принятию решений и их реализации.

В системе выделяют элементы и структуру. Под элементом обычно понимается объект, который является частью единого целого, под структурой – относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Этапы прогнозирования

Этапы прогнозирования – система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального прогноза.

Наиболее общепринятой является следующая схема социального прогнозирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) – социальный заказ – социальный паспорт – цели прогноза – задачи прогноза – исследовательский прогноз – нормативный прогноз – модель – конструкт – проект.

1. Уяснение проблемы. Проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтер­натив социального развития.

2.Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.

3. Паспортизация объекта – получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности.

5. После определения целей важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой.

Задача – это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.

Задачи прогнозирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

6. Исследовательский прогноз – в широком смысле – предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования – научная разработка прогнозов. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

· анкетирование (интервьюирование, опрос);

· экстраполирование и интерполирование – построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

· моделирование – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз – это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

8. Моделирование – один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

9. Конструкт – это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта.

10. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

 

Понятие модели Типы моделей. Структура модели. Требования, предъявляемые к моделям

Модель (фр. Моделе, ит. Моделло, лат. Модилис, Модус: – мера, образец):

· Образец какого-либо изделия для серийного производства.

· Тип, марка, образец конструкции чего-либо.

· Воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет).

· Предмет изображения в искусстве: натурщица, позирующая художнику.

· Образец предмета, служащий для изготовления формы при отливке или воспроизведения в другом материале.

· Схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

Модель – это аналог оригинала; мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых; – способ представления некоторого явления, который отличают 3 характерных признака (возможность представлять реальный социальный объект; способность замещать его; возможность обеспечивать перенос полученных результатов на реальный социальный объект). Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал.

Модель нельзя путать с «макетом», так как он повторяет оригинал и в этом случае моделирование теряет смысл.

Моделирование социального объекта связано с выбором типа модели: трендовая (экстраполярная) модель; факторная (аналитическая) модель и эвристическая (имитационная, игровая) модель.

Построение трендовых моделей основано на выявлении тенденций изменения какого-либо прогнозируемого показателя, количественном его описании в виде математической зависимости, с помощью которой рассчитывается значение этого показателя в будущем на ту или иную дату упреждения в прогнозе. Такие модели часто используются для установления перспектив демографических изменений, спроса на определенный вид товара и т.п.

Факторные модели строятся путем выявления взаимодействия различных факторов: зависимости выходных параметров от входных. Такие модели могут использоваться для прогноза потребностей, интересов и ценностных ориентации определенных социальных групп в зависимости от изменения их социального статуса или внешних социально-экономических условий.

Эвристические модели представляют собой средства организации интеллектуальной деятельности, основанные на интуитивных способностях человека. Интуиция позволяет человеку находить удачные решения проблем, минуя этап сознательного рационального поиска, например, в результате «инсайта» (озарения). Одним из наиболее эффективных методов решения перспективных проблем человека и организации является метод инновационной игры. Специфика моделирования в этом случае заключается в том, что в игре создаются ситуации, в которых воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения, начинают работать стереотипы, установившиеся в обычных рабочих условиях. Игровые ситуации выступают, как фрагменты жизни, несущие в себе «гены» организационного порядка данной конкретной организации. Этот порядок становится объектом пристального изучения и практического изменения.

Кроме того, ученые условно выделяют такие типы моделей:

· познавательные – эвристические;

· модели будущего – диагностические;

· модели желаемого – заданного состояния.

Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все эти три типа моделей, выделяя их основные функции: эвристические, прогностические и прагматические.

В зависимости от параметров времени модели различаются:

· данного состояния, где исследуются исторические аспекты, тенденции и направления развития, например, система социальной защиты населения в условиях реформ, результаты этого развития на данный момент,

· возможного состояния – явления, проблемы (например, семья), исследование опирается на анализ данного состояния, определение тенденций развития от настоящего к будущему, определение результатов, к которым могут привести эти изменения;

· желаемого состояния – явления, процесса, когда ставится цель достичь определенных результатов в обозримом будущем, то есть программируется создание новых возможностей для реализации обозначенной цели.

Различают также модели материальные (вещественные) и идеальные (идеализированные, мысленные). Идеализированная модель отображает способ ее конструирования, этим способом является мысленное моделирование, т.е. создание модели-представления. Чтобы осуществить процесс развития какого-либо объекта, проектировщик должен создать прежде модель-представление.

В зависимости от типа моделируемого объекта различают: институциональную модель (направленную на моделирование социального института); процессуальную (ориентированную на отражение социальных процессов); организационно-управленческую (моделирование организационно-управленческой системы); деятельностную (моделирование будущей социальной деятельности).

В структуру модели входят три основных компонента:

· совокупность направлений развития объекта познания;

· побудительные силы развития;

· факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованности воздействия всех основных компонентов модели на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено на ретроспективном анализе.

Подобный подход, в значительной мере, предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, которое базируется на опыте прошлого, сравнения с ним, опирающиеся на полученные в результате выборочного наблюдения, массива информации.

К модели предъявляются следующие требования:

1. модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта;

2. способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.

Следовательно, при разработке моделей правомерно говорить об их подобии объекту – оригиналу. При котором соблюдается, с одной стороны – жесткая целенаправленность ее, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, с другой – она должна быть достаточно «свободной», то есть способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Основными средствами моделирования являются:

· словесное описание – наиболее простой и доступный способ задания моделей;

· графическое представление в виде кривых, чертежей – этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;

· блок-схемы, матрицы решений – этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;

· математическое описание;

· программное описание (для ЭВМ).

В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.

Классификация проектов

Социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человече­ском свойстве конструировать реальность.

Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта (табл.).

Классификация проектов

Признаки классификации Виды проектов
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный
Содержание Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный
Сроки реализации Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный

«Нормальный» проект

К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов.

В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по четырем признакам:

· масштаб (размер) проекта;

· сроки реализации;

· качество;

· ресурсное обеспечение.

Учитываются также место и условия реализации проекта.

Проект, в котором названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальный тип проекта. В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы проектов.

Подобным образом можно выделить «нормальный» проект и как идеальный тип социального проекта, но отклонения от этого уравновешенного по факторам идеального типа частично окажутся другими, чем в коммерческих проектах.

В нашей классификации мы опирается на ту, что представлена в книге «Управление проектами», В. Д. Шапиро. Некоторые типы проектов мы не выделяем, поскольку для социального проектирования они не актуальны (например, проекты со специальными требованиями по качеству исполнения, разделение проектов на моно и мультипроекты).

Типы проектов по характеру проектируемых изменений

По своей природе социальные проекты имеют дело с подготовкой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, разделяют социальные проекты на инновационные и поддерживающие.

Инновационные проекты

Задачи инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники. Утвердился другой путь – осмысление (и проектирование) социальных последствий при разработке инновационных научно-технических решений. В этом отношении революционное значение имело внедрение маркетинга в сферу производства товаров и услуг. В социальной сфере, по всей видимости, инновационные проекты и в дальнейшем будут, так сказать, вторым лицом инновационных коммерческих проектов, что хорошо видно на примере создания информационной системы Интернет.

В начале 70-х годов министерство обороны США создало экспериментальную сеть из нескольких компьютеров с тем, чтобы сохранить базу данных в случае уничтожения противником одного или нескольких компьютеров. Эксперимент прошел с незапланированными последствиями: сотрудники, занятые обслуживанием нового изобретения, стали использовать его как средство личной переписки, сделали из компьютерного комплекса «быструю почту». Этот побочный эффект был осмыслен как социальный по своей сущности проект, который стал осуществляться с нарастающими масштабами.

Поддерживающие проекты

Поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называют также реанимационными или реставрационными. О характере таких проектов наилучшее представление дает описание одного из проектов в «Практическом руководстве по Всемирному десятилетию развития культуры». (Всемирное десятилетие развития культуры проводилось в 1988-1997 гг. под эгидой ООН и ЮНЕСКО.) Этот проект предложен для реализации по направлению деятельности «Утверждение и обогащение культурной самобытности». Проект направлен на сохранение и использование культурного достояния. В «Практическом руководстве...» содержатся такие рекомендации: «Сохранение достояния и улучшение условий жизни могли бы быть целью проекта, направленного па охрану и восстановление какого-либо старого квартала для его интеграции в современную жизнь. Такой проект, предусматривающий опись этого достояния и изучение образа жизни и экономической, социальной и культурной деятельности населения, осуществлялся бы при постоянном взаимодействии между техническими специалистами и жителями. При проведении консервационных и строительных работ могла бы потребоваться помощь художников, и использовались преимущественно местные строительные материалы и традиционные.»

Практические рекомендации ЮНЕСКО ориентируют проектировщиков не только на восстановление разрушающихся под действием времени строений. Описанный проект прямо связан с сегодняшними социальными задачами и проблемами (обеспечение занятости, повышение эффективности местной промышленности, развитие туризма, участие, населения в принятии решений и т. д.). Как представляется, именно в этом специфика поддерживающих (реанимационных, реставрационных) проектов.

Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требовании к формулировке цели таковы:

· достижимость в рамках этого проекта;

· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

· предусмотрение итогового результата проекта;

· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели - важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача – это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

Задача в проекте – это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound - конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:

· описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;

· цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными результатами;

· из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;

· по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

· цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

· постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;

· язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

Раздел можно считать достаточным, если:

· четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

· ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;

· персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;

· механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

· описание четкое, краткое, содержание – ясное и понятное.

Содержание и механизм реализации

Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если содержание представляет собой монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».

Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов – частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект состоит из одного модуля или направления).

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

· естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод;

· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Планирование

Является самой важной частью механизма реализации.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:

№ п\п Действия Сроки Ответственные Ресурсы Результаты Фактические исполнители
             
             

 

Или:

Направление (блок, модуль) Задачи Действия, акции

Сроки

Ответственные Средства
      начало окончание    
             

 

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

Проектное финансирование

Одной из основополагающих задач управления проектом является организация его финансирования. Это подразумевает обеспечение проекта инвестиционными ресурсами. В их состав входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и пр.

Финансирование проектов – один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России. Неблагополучный инвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проектами, – объективные причины, мешающие эффективной реализации проектов. В российском законодательстве, например, существует термин «проектное финансирование», но нет понятия «проект в его общемировом понятии».

Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

· динамика инвестиций должна обеспечивать реализацию проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

· снижение затрат финансовых средств и рисков проекта должно обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разнообразных форм участия.

Финансирование проектов может осуществляться следующими способами:

· самофинансирование, т.е. использование в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов – для государства, из собственных средств – для предприятия);

· использование заёмных и привлекаемых средств.

Система финансирования инвестиционных проектов включает в себя источники финансирования и организационные формы финансирования.

Классификация источников финансирования проектов приведена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация источников финансирования инвестиционных проектов

Признак классификации Виды источников
1. Отношения собственности а) собственные; б) привлекаемые; в) заёмные.
2. Виды собственности а) Государственные инвестиционные ресурсы; б) инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера; в) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.
3. Уровни собственности а) на уровне государства и субъектов федерации; б) на уровне предприятия; в) на уровне инвестиционного проекта: · средства бюджетов РФ и субъектов федерации, внебюджетных фондов; · средства субъектов хозяйствования; · иностранные инвестиции в различных формах

 

Классификация источников и участников финансирования проектов приведена в таблице.2.

Таблица 2. Классификация источников и участников финансирования проектов

Группа Подгруппы Организационная форма участника инвестиционной деятельности
1.Бюджет и внебюджетные фонды Федеральный бюджет Правительство РФ Министерство экономики РФ Министерство финансов РФ
  Внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ Фонд инвестирования жилищного строительства Федеральный центр проектного финансирования
2.Кредитная система Банки Кредитные учреждения Центральный банк РФ Федеральное казначейство Инвестиционные банки
3.Система страхования Фонды и организации страхования Росгосстрах РФ Страховые компании
4.Коллективные формы финансирования Инвестиционные организации Инвестиционные банки Инвестиционные компании и фонды Негосударственные пенсионные фонды Паевые инвестиционные фонды
5.Иностранные инвесторы Правительства иностранных государств Международные финансовые институты Коммерческие банки Институциональные инвесторы Инвестиционные банки Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) Международный финансовый комитет Эксимбанк США

 

Организационные формы финансирования раскрыты в таблице3.

Таблица 3. Матрица организационных форм и возможных источников финансирования проектов

Организационные формы финансирования

Понятие оценки проекта

Оценка проекта – это определение его значимости, ценности, выявление пользы и выгоды от его реализации в сопоставлении с альтернативами. Важно подчеркнуть, что всегда речь идет о сравнительной оценке. Причем, если проекту нет реальной альтернативы, то и в этом случае он сравнивается с так называемой нулевой альтернативой – оставить все как есть. Часто побеждает именно последняя.

Каков бы ни был проект, существует четыре основных области, в которых он оценивается.

1. Результат (качество).

2. Издержки (стоимость).

3. Время (сроки).

4. Риски.

Результат (качество) – это оценка способности продукта (услуги), получаемой на выходе проекта удовлетворять актуальную потребность клиента (отдельных людей или групп людей, общества, государства и т.д.).

Чем она выше, тем более вероятным является принятие решения об инвестиции в данный проект. Кроме того, может учитываться способность проекта осуществлять положительные внешние эффекты (например, при прочих равных условиях проект по строительству кинотеатра обладает приоритетом по отношению к строительству пивной, так как этот проект в случае его реализации позволяет надеяться на положительные внешние эффекты для местного сообщества в отличие от второго).

Издержки (стоимость) – это оценка т.н. альтернативной стоимости и негативных внешних эффектов проекта.

Под альтернативной стоимостью понимается стоимость благ и ресурсов, от которых пришлось отказаться (которые пришлось потратить) для того, чтобы реализовать данный проект. В наиболее простом виде издержки – это количество потраченных на его реализацию ресурсов. В более сложном анализе к числу издержек будут отнесены, например, неблагоприятные экологические последствия, рост социальной или политической напряженности по итогам реализации проекта. Чем выше издержки, тем меньше шансов успешно реализовать этот проект.

Важно помнить, что в условиях современной экономики результат проекта всегда сравнивается с издержками. Если издержки проекта по оценке инвестора превосходят выгоды от его реализации, то проект не будет реализован даже, если по своим стоимостным параметрам он лучше, чем его конкуренты. В этом случае как раз и побеждает «нулевая альтернатива». Такого рода сравнение более или менее просто осуществляется при реализации коммерческих проектов (и выгоды проекта и его издержки в конечном итоге фиксируются в денежном виде и сравниваются между собой). Сложнее сравнение издержек и результата будет при реализации социальных проектов, поскольку результат здесь, как правило, не имеет рыночной цены. Но и в случае социальных проектов такой анализ пусть интуитивно, но осуществляется инвестором (государством, спонсором и т.д.).

Время (сроки) – временной интервал, необходимый для реализации проекта с момента его старта.

Чем больше сроки, тем меньше шансов на поддержку проекта, поскольку этот фактор фиксирует разрыв между началом издержек по проекту и временем получения выгод от него. Всякий инвестор, вложив ресурсы, хочет получить отдачу как можно быстрее. Кроме того, увеличение сроков проекта, как правило, связано с одновременным увеличением его рисков.

Риски – это вероятность успешной реализации проекта (в данном случае важно разделять риски возникновения негативных внешних эффектов, которые обычно включаются в перечень косвенных издержек проекта и риски срыва или затягивания проекта, о которых идет в данном случае речь).

Поскольку выгоды от проекта всегда в будущем, а будущее неопределенно, но риски реализации проекта существуют всегда. Инвестор обычно принимает их, но лишь в определенной мере. Государство, как правило, наименее рисковый инвестор, а венчурная компания – наиболее рисковый. Но любой инвестор стремиться риски минимизировать.

Эффективность оценки проекта в значительной мере определяется выбранными для ее проведения методами – т.е. совокупностью используемых для оценки проекта приемов и операций. В зависимости от того, поддаются ли существенные параметры проекта прямому измерению и расчету или нет, различают количественные и качественные методы оценки. В названии методов оценки часто указывают особенности используемых приемов и операций. Примеры таких названий – метод экспертных оценок, метод определения простого срока окупаемости проекта, метод расчета средней нормы прибыли на инвестиции, сопоставительная оценка проектов методом весовых коэффициентов, метод написания сценария и т.д.

Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и подчас высокой сложности для качественного выполнения оценки проектов требуется специальная подготовка и немалая практика. Тем не менее, любой разработчик проектов должен иметь хотя бы общие представления о том, каким образом заинтересованные лица могут оценивать результаты его труда. Поэтому мы приводим краткое обзорное описание некоторых наиболее распространенных методов оценки коммерческих и некоммерческих проектов.

При определении критериев и показателей оценки социальных проектов в качестве основных ориентиров служат общие признаки социальных благ и события, подтверждающие их получение. Например, для демонстрации значимости социального проекта могут быть использованы признаки улучшения соблюдения прав человека, события, характеризующие улучшение выполнения определенных социальных норм.

Критериями оценки социальных проектов могут служить улучшение условий жизни и труда людей, повышение качества бытового обслуживания, снижение заболеваемости и т.д. В качестве показателей ценности социальных проектов могут использоваться разница между числом наступления соответствующих этим критериям событий до и после реализации проекта. В этом случае оценка социального проекта производится методом прямого расчета. Это может быть число заболеваний на тысячу человек до проекта и число тех же заболеваний после реализации проекта, суммарная площадь отремонтированного жилья до и после проекта, снижение числа правонарушений, увеличение показателей успеваемости, снижение безработицы, увеличение числа рабочих мест, рост конкурса при поступлении на остро дефицитные специальности и т.п.

Если для выбранных критериев не существует поддающихся прямому счету событий, то для оценки социальных проектов применяют косвенные методы расчета степени их значимости. Для этого используют оценку денежного эквивалента эффекта социального проекта, субъективных представлений людей о его стоимости (иногда эту группу оценок называют методами выявления «теневой» цены). Например, в качестве метода косвенной оценки социальных проектов можно использовать анализ альтернативной стоимости общественной услуги. Для этого надо определить, сколько готовы люди потратить, чтобы воспользоваться этой услугой, от чего они готовы отказаться, чтобы ее получить.

Если это допускает природа социального проекта, то можно провести анализ предотвращенных благодаря его реализации издержек. Суть анализа предотвращенных издержек заключается в подсчете того, сколько будут стоить затраты, потери, которые неизбежно возникнут, если данный социальный проект не будет реализован.

Если ожидаемые результаты социального проекта носят многоплановый характер и не поддаются прямому расчету, то для их оценки могут быть использованы различные варианты сценарного метода.

Сценарные оценки социальных проектов проводятся путем описания и составления возможных событий в случае реализации намеченного плана и в случае его отклонения. Добротно написанный сценарий одновременно выполняет такие функции, как описание проекта, его объяснение и предсказание возможных последствий. Часто такие сценарии напоминают литературные произведения с прологом, основной частью и эпилогом. В прологе описывается предыстория, побудившая инициативную группу к разработке проекта. В основной части излагается идея проекта, планируемые цели, процедуры по ее реализации. Здесь же могут описываться варианты возникающих затруднений (риски) и способы их преодоления. В эпилоге описываются возможные последствия реализации проекта.

После прочтения сценария должно быть ясно, что относится к ключевым факторам, т.е. наиболее существенным обстоятельствам успеха или неуспеха проекта. Должно быть понятно, что относится к оптимальным, а что – к нежелательным для проекта условиям. В нем должны быть приведены результаты всех возможных расчетов эффективности проекта, сведения об исследованиях, которые подтверждают его значимость и правильность разработанного плана.

Часто для более полной оценки предлагаемого проекта описывается несколько сценариев: пессимистический, оптимистический (идеальный) и наиболее реальный. Их сопоставление помогает оценить степень жизнеспособности проекта, диапазон социально значимого эффекта, который можно получить при различных вариантах развития событий.

К основным достоинствам этого метода оценки проектов относится возможность комплексного учета множества разнородных факторов. К основным недостаткам этого метода оценки относятся его высокая субъективность привлеченных экспертов.

Вообще, несмотря на относительно низкую надежность, для оценки социальных проектов чаще всего применяют именно экспертные методы. Дело в том, что эти методы позволяют получить хоть какую-то оценку даже в тех случаях, когда прямых расчетов, объективных измерений параметров проекта провести вообще невозможно.

Качество методов экспертных оценок в значительной мере определяется степенью осведомленности экспертов о той области, в которой реализуется данный проект. Для увеличения объективности оценки проектов стараются к этой работе привлечь группу экспертов. С этой же целью экспертные оценки могут производиться с разбивкой по этапам.

В зависимости от поставленной задачи оценка может носить анонимный характер, после которой имена экспертов не разглашаются. Методика работы экспертов может предусматривать уведомление их о суммарной оценке, которую проект уже получил ранее.

Так, например, при использование метода Дельфи (название метода связано с древнегреческим городом Дельфы, где он, якобы, зародился) оценка производится в несколько этапов. Вначале независимо друг от друга эксперты в письменной форме излагают свое мнение по поводу оцениваемого проекта. Перед каждым последующим этапом экспертам сообщают об итоговой оценке предыдущего раунда. Экспертам могут раздать все оценки других экспертов или же ознакомить их с обобщенным вариантом оценки. После этого экспертов вновь просят провести оценку проекта, при этом их могут снабдить перечнем уточняющих вопросов. На следующих этапах экспертам сообщают о том, по каким пунктам их оценки совпадают, а по каким они расходятся, просят рассмотреть возможность уточнения последней группы оценок. Обычно ограничиваются тремя-пятью этапами, однако будет проведено столько этапов, сколько нужно для полного согласования оценок по всем выбранным критериям и показателям.

Для того чтобы итоги работы разных экспертов носили сопоставимый характер, используют систему унифицированных показателей выраженности того или иного критерия. Например, их могут попросить оценить выраженность критерия в баллах.

Для оценки может использоваться метод ранжирования. Так при сравнении, к примеру, десяти проектов экспертов могут попросить сразу проранжировать их по степени жизнеспособности. Тогда на первом месте будет стоять самый, по их мнению, жизнеспособный, на десятом – наименее жизнеспособный из оцениваемых проектов. Но, возможно, экспертов попросят вначале использовать метод парных сравнений.Для этого проекты будут разделены на пары, в каждой паре будет выбран самый жизнеспособный. Пять самых жизнеспособных будут размещены согласно их рангам. Комплексные итоги многочисленных балльных и рейтинговых оценок могут быть учтены с помощью описанного нами ранее метода весовых оценок общего веса проектов.

Методы экспертных оценок далеко не совершенны. Тем не менее, полученные этим путем оценки проектов оказываются более качественными, чем оценки проектов в ходе традиционных совещаний.

При оценке значимости социальных проектов широко используют массовые социологические опросы, методики качественных социологических исследований (например, глубинное интервьюирование, фокус-группы).

Массовые социологические опросы применяются для оценки преобладающего в обществе мнения по поводу того или иного социального проекта. Их проводят с помощью единообразного перечня вопросов, собранных в виде стандартизованных анкет.

Качественные социологические методы применяют для выявления причин тех или иных вариантов оценки проекта. Для этого в групповом (метод фокус-групп) или в индивидуальном режиме (глубинное интервью) выяснятся не только то, что люди думают о данном проекте, но и почему они так думают.

При проведении комплексной оценки сложных и дорогостоящих проектов обычно одновременно используются и количественные и качественные социологические методы.

Завершение проекта

Завершение проекта предполагает осуществление всех формальных процедур, предусмотренных стандартом, для законной передачи документации проекта пользователю после исполнения всех задач проекта и достижения всех целей. Таким образом, завершение проекта предполагает как завершение всех задач проекта, так и разрешение всех спорных вопросов, оформление документации проекта и сдачу ее в архив. стандартные этапы завершения проекта отражены на рис.1.

 

Рис. 1. Схема процессов завершение проекта

 

Завершение проекта включает в себя следующие процессы:

1. Закрытие управления предметной областью проекта:

· составление сводного отчета на основе анализа результатов проекта;

· разрешение спорных и конфликтных ситуаций;

· формирование архива проекта.

2. Закрытие проекта по временным параметрам проекта:

· составление отчета на основе анализа выполнения сроков проекта;

· формирование архива календарных планов.

3. Закрытие проекта по стоимости и финансам проекта:

· экономический анализ и оценка результатов;

· разрешение претензий и конфликтов со стороны заказчика, инвестора и других участников проекта;

· подготовка исполнительной сметы и финансового отчета;

· окончательный расчет и закрытие финансирования;

· формирование архива финансовых документов.

4. Закрытие проекта по качеству проекта:

· сводная оценка качества результатов проекта;

· решение о завершающей приемке;

· список замечаний и претензий по качеству;

· разрешение спорных вопросов и конфликтов по качеству;

· оформление документации и архива по управлению каче ством.

5. Закрытие проекта по рискам проекта:

· анализ и обобщение фактических данных по проявлению ри- сков и неопределенности в проекте;

· анализ выполнения планов управления рисками;

· подготовка сводного завершающего отчета по управлению рисками.

6. Закрытие проекта по персоналу проекта:

· анализ и оценка деятельности команды проекта;

· разрешение конфликтов;

· проведение окончательного расчета персонала;

· формирование архива команды проекта;

· расформирование команды проекта.

7. Закрытие проекта по коммуникациям проекта:

· заключительный отчет об управлении коммуникациями в проекте;

· формирование архива документации проекта;

· принятие решения о дальнейшем использовании средств коммуникаций проекта.

8. Закрытие проекта по изменениям проекта:

· оценка изменений и их результатов;

· заключительный отчет о фактических изменениях проекта;

· формирование архива изменений проекта.

 

Эффективные формы досрочного завершения проекта:

· отказ от реализации проекта до начала работ;

· продажа частично реализованного проекта;

· продажа продукта/услуги на стадии его эксплуатации;

· привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;

· раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.

 

Раздел 2. Методы социальной работы как практической деятельности.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 235.