Научно-исследовательская студенческая работа должна представлять собой связное целое, построенное на общей методологической основе.
Обычно, приступая к исследовательскому проекту, студенты думают, что работу следует начинать с выбора темы. Однако и педагогика, и психология относятся к числу наук, которые решают многочисленные проблемы, и научное исследование дает возможность будущему специалисту показать, что он умеет выделять проблемные зоны в образовательной практике и применять полученные знания для успешного решения возникающих сложностей. Именно поэтому работа над исследованием должна начинаться с выявления проблемы, которая, с точки зрения автора, является значимой и интересной. Безусловно, чем ближе она будет соприкасаться с жизнедеятельностью студента, тем более высокой будет мотивация ее выполнения. Кроме того, знакомый жизненный материал, по мнению А.Я. Анцупова [1], поможет лучше понять суть проблемы и предложить адекватные способы ее решения.
Сущность проблемы исследования, как правило, состоит в противоречии между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.
Определив и сформулировав проблему, студент может приступать к планированию программы исследования. Впоследствии во введении к исследовательской работе он должен обосновать выбранную проблему. Возьмем в качестве примера такую сложную, многокомпонентную проблему, как трансформация института семьи и семейных отношений. Для студентов она имеет особое значение в силу тех возрастно-психологических задач, которые они решают на данном этапе онтогенеза, и поэтому должна быть близка и интересна им. Однако любая проблема может иметь несколько вариантов решения, поэтому в процессе обсуждения с научным руководителем ее надо конкретизировать.
Конкретизация может привести к разным формулировкам темы, например: «Психологические трудности становления отношений в молодой семье», «Педагогическая / психологическая готовность к родительству» и т.д. Соответственно, если будет выбрана тема «Психологические трудности становления отношений в молодой семье», то для обоснования актуальности проблемы необходимо рассказать о системном кризисе, в котором находится современная семья, отметить, что большинство молодых супругов психологически неграмотны, не знают основных законов межличностного общения, не умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Такая молодая семья остро нуждается в психолого-педагогическом просвещении и поддержке в период своего становления.
Если же выбрана тема «Психологическая готовность к родительству», то введение можно начать с того, что в настоящий момент психологические факторы подготовки молодежи к семейной жизни находятся в центре внимания российского общества, и коротко объяснить, с чем это связано. Затем вспомнить о главной - репродуктивной функции, которую призвана реализовать семья, и подчеркнуть, насколько важно вовремя подготовиться к семейной роли отца или матери. Неумение справиться с данной ролью приводит к неудовлетворенности браком, разводам и брошенным детям. Соответственно, такой вариант темы может дать возможность работать в рамках двух направлений: «Психологическая готовность к материнству» или «Психологическая готовность к отцовству». Следует избегать подобной широты темы, сразу выделяя только одну, а не множество проблем. Вместе с тем вполне возможно, что проблема будет уточняться в процессе работы по мере более глубокого ознакомления с выбранной темой.
Приведем еще один пример соотношения проблемы и темы исследования. В рамках проблемного поля «Организация проектной деятельности учащихся» можно выделить множество проблем, которые будут связаны со спецификой возраста учащихся или со спецификой учебного предмета. Соответственно могут быть выделены, например, такие темы: «Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности у младших школьников», «Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности у подростков» или «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности», или «Проектная деятельность как средство развития умения решать учебные задачи» и т.д.
Окончательный выбор темы определяется тем, какие противоречия выделяет автор и как окончательно формулируется проблема. Например, при выборе темы «Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности младших школьников», автор фиксирует следующие противоречия:
- между зафиксированной в ФГОС необходимостью использовать проектную методику и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения;
- между пониманием учителями актуальности и важности использования метода проектов и недостаточной общепедагогической и методической готовностью к организации проектной деятельности как средства развития познавательной компетентности;
- между осознанием новых образовательных целей и недостаточной технологической обеспеченностью их реализации.
Необходимость устранения указанных противоречий обуславливает проблему, которая заключается в ответе на вопрос: каким образом должна быть организована проектная деятельность, чтобы она стала средством развития познавательной компетентности.
Выбирая тему исследования, необходимо подумать о методах, которые будут в нем применяться. Методы, как правило, таковы: анализ теоретических источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент, формирующий педагогический эксперимент, экспертный опрос. В работе указывается, какими методиками конкретизировано тестирование. Если же у студента все-таки есть желание предложить свой диагностический материал, то он должен быть тщательно разработан в предшествующие годы обучения, поскольку это позволит не только апробировать, но и откорректировать методику на репрезентативной выборке. В качестве наиболее информативных исследовательских методов в психолого-педагогических исследованиях предлагается использовать педагогическое наблюдение по заранее продуманному плану, экспертный опрос, анкетирование участников эмпирического исследования.
К сожалению, выбор темы может ограничиваться возможностями найти репрезентативную выборку. Так, приступая к работе на тему «Личностное развитие школьников из воцерковленных и невоцерковленных семей», следует подумать над тем, удастся ли получить согласие на обследование детей у их родителей и педагогов.
Окончательно утвердившись в выбранной проблеме, сформулировав тему исследования, стоит обратиться к определению объекта, предмета, цели и гипотезы исследования.
Определение объекта, предмета, гипотезы исследования по-разному осуществляется в научных работах. При этом, хотя многие исследователи считают первичным объект исследования (более широкое понятие), а вторичным предмет исследования, который представляет собой определенное свойство объекта исследования, некоторые их них не разграничивают эти понятия и отождествляют их.
Объект – то, на изучение чего направлено исследование. Точнее, объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Важно, чтобы объект был один, его не может быть два или несколько (например, студенты пишут: «Объектом исследования выступают сознание и поведение младших школьников»). Объектом исследования могут быть психические явления, факты (перечисляются конкретные психические процессы, явления, внутри которых изучается нечто, ставшее предметом исследования) – например, внимание школьников или проектная деятельность школьников.
В свою очередь, предмет – это то, что находится в рамках, границах объекта. Он представляет собой отдельный аспект проблемы, исследуя который, мы раскрываем целостный объект через его существенные признаки, которые в конкретном исследовании являются главными, ключевыми. Следовательно, объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Предмет исследования чаще всего близок к формулировке темы исследования. Описание предмета исследования присутствуют также в формулировке гипотезы. Например, предметом изучения (то, что изучают в объекте) являются проявления какого-либо процесса (например, характеристики процессов памяти или свойства внимания, или уровни, стили, виды педагогического общения и т.д.). В частности, в работе на тему «Становление профессиональной идентичности будущих педагогов в процессе профессионализации» в качестве объекта исследования рассматривается профессиональное становление на этапе обучения в вузе, а в качестве предмета – становление профессиональной идентичности студентов, обучающихся на педагогических специальностях.
Однако лексическое толкование понятия «объект» настолько широко, что некоторые ученые допускают возможным рассматривать в качестве объекта исследования носителей той или иной психологической проблемы. Тогда в названной выше исследовательской работе объектом исследования могут выступать студенты вуза в возрасте 18 - 22 лет. Но все-таки предпочтительнее исходить из того, что исследование предполагает изучение психолого-педагогической реальности, и формулировка объекта также должна иметь отношение к ней. Например, в теме «Этническое развитие школьников» объектом исследования выступает этническая идентичность школьников, а не сами школьники определенных классов. Предмет исследования в данном случае – характеристики компонентов этнической идентичности или уровни этнической идентичности.
Сформулировав предмет и объект исследования, автор исследовательской работы должен дать им точное определение и в процессе последующей работы постоянно иметь их в виду. Это важно, поскольку определение объекта и предмета может осуществляться на том понятийном языке, который свойственен конкретному научному направлению. Так, в работе, посвященной развитию креативности в дошкольном возрасте, можно опираться на идеи П. Торренса или использовать теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
После определения объекта и предмета исследования необходимо сформулировать цель исследования: «Целью работы является… изучение, исследование, разработка, апробация, обоснование эффективности …», (далее – название темы, в которой и зафиксирована цель работы). В формулировке цели предпочтительно использовать глагольные формы: «изучить», «исследовать», «разработать», «описать» … .
Пример:
− Объектом исследования выступает теория и практика педагогической оценки и самооценки школьников в процессе обучения.
− Предмет исследования – педагогические возможности учебных заданий в формировании у школьников умений самооценки в процессе обучения.
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо сформулировать ряд последовательных действий, которые станут задачами исследования.
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5-6. Однако, по мнению В.И. Загвязинского и Р. Атаханова [13], обязательно должны быть выделены три группы задач:
- историко-диаг ностическая - связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
- теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого явления или процесса, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого явления или процесса, и способов его преобразования;
- практически-преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств эффективной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Также мы можем добавить задачи эмпирического исследования, связанные с выбором эмпирической базы, формированием исследовательской выборки, отбором критериев, на основании которых можно сделать заключение о продуктивном развитии изучаемого явления или процесса, а также подбором методов и методик исследования.
Задачи (ряд задач), которые могут быть сформулированы следующим образом: изучить теоретические подходы к проблеме;
- сопоставить позиции, взгляды учёных на изучаемую проблему (не менее двух-трех точек зрения);
- описать основополагающие понятия по проблеме;
- рассмотреть факторы, причины возникновения изучаемого явления; изучить практическое преломление проблемы в науке и жизни (прикладной аспект изучаемой проблемы);
- выявить возможности реализации теоретических положений на практике;
- сравнить полученные на психодиагностической основе данные;
- проанализировать (и сделать вывод) о параметрах изучаемого явления; дать рекомендации по использованию результатов данного исследования;
- разработать и апробировать программу коррекционно-развивающих воздействий.
Пример:
−Цель исследования : выявить дидактические механизмы включения учебных заданий в состав учебного материала, использование которого в учебном процессе обеспечит целенаправленное формирование у школьников базовых умений самооценки как планируемых результатов обучения.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать степень разработанности проблемы исследования в научной психолого-педагогической и методической литературе.
2.Раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия «самооценка» и психологические механизмы ее формирования в учебном процессе.
3. Разработать представление о видовом разнообразии умений самооценки.
4. Выявить особенности конструирования учебных заданий, функционально ориентированных на формирование у школьников умений самооценки.
5. Сформулировать педагогические принципы построения комплекса учебных заданий, направленных на формирование умений самооценки школьников.
6. Осуществить экспериментальное обучение с целью проверки действенности педагогических принципов построения комплекса учебных заданий, направленных на формирование у школьников умений самооценки.
Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Пример:
− «Гипотеза исследования такова (следующая): при создании специальных условий педагогического общения будет наблюдаться положительная динамика параметров операциональных компонентов мышления обучаемых».
− «Формирование рефлексивного опыта старшеклассников в условиях профильной школы будет возможным, если:
1. Содержания учебного материала по предмету будет задаваться в виде задач-коллизий, отражающих специфику избранного учащимся профиля обучения;
2. Общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
3. Будет осуществляться систематическое формирование и совершенствование у обучающихся комплекса рефлексивных умений».
− В основу исследования положено предположение о том, что процесс формирования у школьников умений самооценки станет целенаправленным и будет осуществляться более результативно, если в процесс обучения включить особым образом выстроенный комплекс учебных заданий, отвечающий следующим требованиям построения:
1. Включение в акт оценивания следующих структурных компонентов (объект оценивания, оценочное основание, процесс сравнения объекта с оценочным основанием, результат оценивания в виде оценочного суждения);
2. Направление акта оценивания на различные объекты лежащие, как вне личности ученика, так и тесно связанные с деятельностью самой личности (самооценивание);
3. Выделение базовых умений, необходимых для протекания процесса оценивания и самооценивания школьников;
4. Наполнение оценки конкретным содержанием, направленным на фиксацию школьниками своего продвижения в процессе формирования самооценки;
5. Выделение уровней сформированности умений самооценки школьников.
Поскольку сторонники разных научных направлений подходят к психолого-педагогическим фактам и психолого-педагогическим явлениям с разных концептуальных позиций, уже формулировки объекта, предмета и гипотезы могут показать, на какой теоретической платформе строится работа. Вместе с тем по формулировке гипотезы подчас трудно установить, какая именно концепция является определяющей. Так, например, в работе «Этносоциальное развитие школьников» гипотеза исследования может быть следующей: школьникам свойственна тенденция к формированию диффузной идентичности. Поскольку понятие «диффузная идентичность» используется и в отечественной, и в зарубежной психологии, в дальнейшем тексте работы должно быть четко оговорено, какого (отечественного или зарубежного) подхода придерживается выпускник. Но и здесь могут потребоваться уточнения. Так, известно, что в зарубежной психологии этно-социальную идентичность изучали и сторонники психоаналитического направления, которые концентрировали внимание на развитии аффективных связей по отношению к собственной этнической группе (K. Dias-Guerrero, 1955; S. Freud, 1930), и социальные психологи когнитивистской направленности (H. Tajfel, 1978, 1982; J. Turner, 1979, 1981). Автору исследования придется определиться и четко прописать, какая концепция привлекла именно его.
Методологическая основа исследования приводится во введении к исследовательской работе для того, чтобы не было эклектического смешения разных теоретических взглядов. Поскольку для организации собственного исследования студент может использовать как основополагающие концепции, так и отдельные теоретические положения ученых, работающих в одном направлении, часто применяют более широкое название «теоретико-методологическая основа исследования».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 593.