1. Подготовительный этап – выбор и уточнение темы курсовой работы.
Окончательная формулировка темы должна отвечать перечисленным ниже требованиям: тема должна формулировать проблему, достаточно разработанную в науке (по этой теме должно быть достаточное количество доступных источников); тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы для ее раскрытия требовалось привлечение нескольких источников; формулировка темы должна быть связана с учебной программой курса. Преподаватель обговаривает со студентами темы курсовых работ и предлагает каждому список основных работ по каждой теме.
2. Этап самостоятельной работы - отбор источников; глубокое изучение и осмысление проблемы; конспектирование и реферирование литературных, научных и др. источников; выстраивание логической последовательности научного содержания; составление развёрнутого плана. Поиск литературы может быть ограничен 5-9 источниками, но они должны быть разными по жанру (монографии, научные доклады, статьи, тезисы) и характеру информации (теоретический, методической, практический).
3. Этап корректировки плана (в процессе индивидуальных консультаций научного руководителя курсовой работы).
4. Этап написания чернового варианта работы по следующей структуре: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
Введение, отражающее актуальность темы и характеристики научного исследования (см. параграф 1.1 данного пособия). Если исследуемая проблема достаточно хорошо изучена, следует кратко изложить существующие точки зрения. Здесь же формулируется цель работы и раскрываются задачи, которые исследователь ставит при написании работы. Во введении можно сказать об основных этапах работы и перечислить методы ее выполнения (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т.п.). Объем введения 2-3 страницы;
Основная часть, раскрывающая содержание работы в соответствии с планом исследования. В зависимости от того, сколько задач стоит перед автором, основная часть делится на главы, а внутри на параграфы (обычно основная часть состоит из двух глав). Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Содержанием основной части курсового исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение конкретного фактического материала. Текст основной части должен содержать ссылки на научные источники, которые были изучены на этапе самостоятельной работы.
Основная часть курсовой работы может содержать опытно-экспериментальную составляющую, отраженную в отдельной главе/параграфе. При выполнении курсовой работы студенты могут реализовать констатирующих педагогический эксперимент, который представляет собой исследование (диагностику, измерение) доступными психолого-педагогическими средствами того психолого-педагогического феномена, который соотносится с темой, целью и задачами, поставленными в работе. В тексте последовательно отражаются: цель и задачи эксперимента, его структура, гипотеза, выдвинутая в процессе работы, методика подготовки и проведения. Изложение хода эксперимента дается с приведением в качестве иллюстраций наиболее ярких примеров. Затем дается полный анализ собранных фактов и конкретный вывод из него: гипотеза подтверждена экспериментом полностью или частично, или совсем опровергнута.
В основной части могут быть также представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п. Примеры оформления представлены в параграфе 2.6 данного пособия.
В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы. Объем основной части курсовой работы около 20-25 страниц.
За основной частью следует заключение, содержащее основные выводы, к которым исследователь пришел в ходе работы. В заключении может быть изложено отношение автора к выполненной работе (с какими трудностями столкнулся, что нового для себя открыл). В тексте заключения формулируются практические предложения, которые вытекают из работы, подчеркивается их научная новизна и практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Объем заключения составляет 2-3 страницы. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части;
Список использованных источников оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1. − 2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В параграфе 2.5 данного пособия приведены примеры оформления литературных источников.
Приложение содержит дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии, описания, макеты или модели и т.п.
5 Этап проверки курсовой работы научным руководителем.
6. Этап окончательного оформления курсовой работы с учетом замечаний руководителя.
7. Этап итоговая проверка курсовой работы и ее рецензирование.
8. Этап защиты курсовой работы.
В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность.
Типичные недостатки, встречающиеся в курсовых работах:
1. Недостаточное использование современной специальной и научной литературы, современных словарей, справочников, научных статей и т.п.;
2. Плохо структурирована основная часть работы: в тексте работы отсутствуют разделы (параграфы), материал подается «сплошным текстом»;
3. Тема и (или) содержание работы не соответствует актуальной психолого-педагогической проблематике;
4. Проверка на заимствование с помощью сервиса «Антиплагиат» показывает низкий уровень оригинальности (менее 40%);
5. Объем работы менее 15 страниц текста;
6. В работе отсутствуют ссылки и сноски на научные источники и имена ученых, работавших в исследуемой научной области;
7. Оформление курсовой работы не соответствует требованиям (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).
Общие требования к оформлению курсовой работы:
Текст курсовой работы печатается на одной стороне листа формата А 4 шрифтом Times New Roman – обычный; размер – 14 пт; междустрочный интервал – 1,5; режим выравнивания – по ширине, верхнее и нижнее поля – 2,5 см; левое поле – 3,0 см и правое – 1,5 см; отступ в начале абзаца –1,25 см.
Каждая структурная часть работы: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЯ начинаются с новой страницы.
Главы и параграфы основной части работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание.
Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Например, первая глава нумеруется как «1», параграфы первой главы – соответственно 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.; вторая глава – «2», ее параграфы 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.
Заголовки глав, «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» набираются прописными буквами и располагаются посредине строки. Точка в конце заголовка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом нижнем углу страницы (выравнивание по правому краю) без точки в конце номера.
Титульный лист работы, включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Пример оформления титульного листа курсовой работы представлен в приложении 1 данного пособия.
В содержание (оглавление) работы включаются все структурные элементы, кроме титульного листа. Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Пример оформления содержания работы представлен в приложении 2 данного пособия.
В таблице 2.1 представлен примерный объем структурных элементов курсовой и выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры.
Таблица 2.1
Примерный объем структурных элементов
Дата: 2018-09-13, просмотров: 653.