Логика организации психолого-педагогического исследования
Содержание научно-исследовательской работы отражает исходные предпосылки научного исследования, процесс его проведения и полученные результаты. Её основу должен составлять материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. Определение границ персонального исследования является важнейшим основанием для продуктивного научного поиска, творческой самореализации и саморазвития. Научное исследование в образовательной области должно характеризоваться воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Психолого-педагогические исследования в зависимости от способа получения нового знания подразделяются на два уровня: теоретический и эмпирический [Борытко, с.68-69]. Выбирая ориентиры для научного поиска, автор должен оставаться в рамках объекта, предмета и задач определенной науки. Научное исследование, независимо от его вида должно включать в себя общие характеристики, выделенные в определенной исследовательской логике: проблема и ее актуальность, тема исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов. Эти характеристики прописываются во введении к исследовательской работе.
Сформулированные характеристики научного исследования, являются кратким, сжатым представлением курсовой или выпускной квалификационной работы. Они привлекают внимание к предлагаемому труду, освещают его значимость, подчеркивают имеющиеся достоинства, указывают на объем проделанной работы, обосновывают достоверность полученных результатов. Рекомендуемая последовательность изложения характеристик научного исследования и соответственно структуры введения содержание основных представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Последовательность изложения основных характеристик
Научного исследования
Характеристика исследования | Содержание |
1. Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики | Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет теоретический или практический интерес, заключение о необходимости и важности поиска путей преодоления выявленных противоречий. |
6. Степень изученности проблемы | Перечисление имен тех ученых, кто изучал данную тему и в каком аспекте. (Работы этих ученых должны быть включены в список использованной литературы). |
2. Объект и предмет исследования | Объект исследования – целостное явление или процесс, в рамках которого была выделена проблема исследования. Предмет исследования – часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания. |
3. Цель работы | Предполагаемый результат, который намерен получить автор исследования |
4. Задачи работы | Последовательные шаги на пути достижения цели работы, соотносящиеся с планом исследования (отражаются в наименовании глав и параграфов работы). |
5. Гипотеза | Гипотеза – это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования |
6.Теоретическое/методологическое основание исследования | Теоретические труды, научные подходы, концепции, теоретические положения, которые послужили основанием для организации исследования. |
7. Описание методов и методик исследования | Перечисление использованных организационных, эмпирических, аналитических методов и диагностических методик. |
8. Описание эмпирической базы и выборки исследования | Описание места, времени исследования, количества испытуемых, их возрастных и других социально-демографических характеристик |
9. Новизна научных результатов работы | Указание на результаты, впервые полученные именно в представляемой работе |
10. Практическая значимость результатов работы | Отражение конкретных недостатков или реально имеющихся проблем образовательной практики, которые могут быть решены (предотвращены) с помощью полученных результатов |
11. Краткое описание структуры представляемой работы | Последовательное перечисление всех элементов работы, объем списка использованной литературы, количество иллюстраций и таблиц в основном тексте |
В.В. Краевский [цит. по 6, с. 70], обобщая основные характеристики научного исследования, предлагает представить их в виде вопросов:
Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?
Тема: как назвать аспект изучаемой проблемы?
Актуальность: почему эту проблему нужно изучать сейчас и в выбранном автором аспекте?
Объект: что рассматривается?
Предмет: какие присущие отношения, части, характеристики, аспекты и функции объекта будут рассмотрены?
Цель: какое знание предполагается получить, каким видится результат еще до его получения?
Задачи: что нужно сделать, чтобы достичь цели?
Гипотеза: что не очевидно в объекте/предмете исследования, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Значение для науки: в какие концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Теоретическая глава научно-исследовательской работы представляет собой научную основу всего исследования и отражают сущность объекта исследования. В ней следует сделать упор на творческое, критическое осмысление и освещение имеющихся научных знаний, теоретических разработок. На основании изучения широкого, круга литературы по данной проблеме автор должен усвоить различные подходы к решению проблемы, придать дискуссионный характер некоторым теоретическим положениям и сформулировать свою авторскую позицию, выработать самостоятельную точку зрения на проблему, что подразумевает, например, обзор различных международных и отечественных научных позиций, теорий, выявление каких-либо специфических особенностей, преимуществ либо недостатков образовательной практики.
Вторая глава является практикоориентированной и отражает содержание предмета исследования. В ней должен быть проанализирован собранный практический материал с использованием различных научных методов и современных технологий исследования, представлен анализ и оценка состояния рассматриваемой проблемы в изучаемом образовательном учреждении на основе собранных эмпирических данных. В этой главе может быть представлен опыт апробации предложенных теоретических разработок и результаты апробации. Эмпирическое исследование, которое может быть представлено во второй главе, доказывает или опровергает сформулированную в работе гипотезу.
Третья глава (если она включена в содержание исследовательской работы) должна отражать разработку основных рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, с приведением соответствующих рекомендаций. Отличительная особенность данной главы заключается в практической применимости и реальности использования предложений и рекомендаций автора, содержащихся в выпускной квалификационной работе.
Заключение, представленное в работе, должно содержать краткий обзор основных выводов проведенного исследования в соответствии с целью проведенного исследования. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 604.