2.2 Требования к выполнению выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44-03-01, 44.03.05
«Педагогическое образование», бакалавриат
Требования к организации научно-исследовательской деятельности студентов определяет Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), в котором научно-исследовательская деятельность студентов выделена как вид профессиональной деятельности бакалавра и магистра.
В процессе научно-исследовательской деятельности должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
- готовность бакалавра использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способность бакалавра руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
- готовность бакалавра использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7);
Выпускные квалификационные работы студентов являются формой творческого отчета за пройденный этап обучения, выявляют способности бакалавров к самостоятельному решению конкретных научно-исследовательских и прикладных задач.
Научно-исследовательская деятельность студентов в виде выпускных квалификационных работ помогает освоить различные формы научной деятельности, навыки эмпирического исследования и навыки решения практических психолого-педагогических проблем.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой на основе авторских разработок или авторского обобщения научно-практической информации решены задачи, имеющие актуальное значение для развития образовательной организации. Она является заключительным этапом подготовки специалиста в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО).
Выпускная квалификационная работа является самостоятельно выполненной работой, носящей исследовательский характер, в которой обучающийся должен показать владение теорией и практикой предметной области, умение решать конкретные задачи в сфере своей профессиональной и научной деятельности.
Темы выпускных квалификационных работ закрепляются за студентами приказом ректора на основе их личных заявлений, которые пишутся по установленной форме. Заявление также является основанием для назначения научного руководителя работы из числа преподавателей или специалистов в сфере образования, имеющих ученые степени и звания.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы:
- оказывает студенту помощь в окончательном выборе темы исследования и её формулировке;
- помогает в разработке индивидуального плана-графика работы на весь период выполнения исследовательской работы;
- рекомендует студенту основную литературу, справочные материалы и другие источники информации по теме курсовой и выпускной квалификационной работы;
- проводит систематические консультации в целях оказания необходимой методической помощи;
- осуществляет контроль за ходом работы и проверяет выполнение ее частей;
- проводит заключительную проверку работы и предоставляет письменный отзыв по установленной форме;
- консультирует студента по вопросам презентации результатов выпускной квалификационной работы и её защите.
Работа над исследовательской работой начинается с уточнения ее структуры и согласования рабочего плана по ее написанию с научным руководителем. После этого студент работает над ВКР самостоятельно в соответствии с согласованным рабочим планом.
В процессе исследования темы студент обращается за консультациями к научному руководителю по мере необходимости. В случае возникновения необходимости получения консультации по специфическим проблемам ВКР, по рекомендации научного руководителя может быть привлечен научный консультант, который также подписывает титульный лист выпускной квалификационной работы после ее завершения.
Консультации по общим вопросам и срокам, связанным с подготовкой и представлением выпускной квалификационной работы к защите, осуществляет заведующий кафедрой или секретарь аттестационной комиссии.
Если в процессе работы с научным руководителем меняется формулировка темы выпускной квалификационной работы (даже незначительно), то необходимо согласовать изменения с секретарём кафедры, отвечающем за подготовку приказа «О закреплении тем выпускных квалификационных работ». Если формулировка темы работы отличается от формулировки в приказе, то работа не допускается к защите.
По завершению работы над ВКР научный руководитель в форме отзыва выносит окончательное решение о степени ее соответствия требованиям и готовности к публичной защите.
Защита ВКР, наряду со сдачей итогового междисциплинарного экзамена, входит в итоговую государственную аттестацию. Выпускная квалификационная работа должна продемонстрировать зрелость выпускника как профессионала, способного творчески сформулировать и решать актуальные научно-исследовательские задачи в области образования.
Содержание ВКР на степень и бакалавра должно отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. Теоретическая часть ориентирована на описание методических основ исследуемых вопросов, понятийного аппарата, новых концепций и идей в выбранной области исследования. Она выполняется на основе глубокого изучения научно-практической литературы по направлению подготовки. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности будущего специалиста решать реальные практические образовательные задачи на основании выделенных подходов.
Структура ВКР не отличается от структуры курсовой работы и включает:
- введение, которое содержит все характеристики научного исследования, изложенные в определенной последовательности (см. параграф 1.1 данного пособия);
- основную часть, раскрывающую теоретическое и практическое содержание работы;
− заключение, которое содержит краткое описание достигнутого автором в соответствии с поставленными в работе задачами;
− список использованных источников, оформленный согласно требованиям ГОСТ 7.1. - 2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. параграф 2.5 данного пособия);
− приложение.
Выпускная квалификационная работа как форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения имеет как обучающую, так и оценочную функции. При работе над ВКР студент должен в полной мере проявить три основные группы умений, уже освоенных им при выполнении курсовых работ:
- поиск информации и оформление научной мысли в реферативном ключе;
- планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;
- планирование, проведение инновационной работы в образовательной области и оформление ее результатов.
При работе над теоретической составляющей ВКР студент должен продемонстрировать следующие учебные умения и навыки:
- самостоятельный поиск информации по заданной теме;
- отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы;
- анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;
- обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;
- логичное и последовательное раскрытие темы;
- обобщение психолого-педагогических знаний по проблеме и формулирование выводов на основании литературного обзора материала;
- стилистически правильное оформление научного текста;
- оформление научной работы в соответствии с утвержденными стандартами.
При выполнении работы, содержащей эмпирическое психолого-педагогическое исследование, студент должен продемонстрировать следующие умения:
- обосновать актуальность и новизну эмпирического исследования;
- определить объект и предмет эмпирического исследования;
- сформулировать цели, задачи и гипотезу эмпирического исследования;
- осуществить планирование эмпирического исследования;
- подобрать методы и методики для проверки гипотезы эмпирического исследования;
- выполнить качественную и количественную обработку данных эмпирического исследования;
- стилистически грамотно и аргументировано описать процесс и результаты эмпирического исследования;
- выполнить интерпретацию результатов эмпирического исследования;
- сформулировать выводы и рекомендации по итогам проведенного исследования;
- оформить научную работу в соответствии с требованиями.
Примерный объем структурных элементов ВКР представлен в таблице 2.1 данного пособия. Качество выполненной выпускной квалификационных работ является важным диагностическим средством, позволяющим оценить степень сформированности компетенций бакалавров, предусмотренных ФГОС ВО в области научно-исследовательской деятельности.
К защите допускается ВКР, прошедшая проверку на объем заимствования с итоговой оценкой оригинальности не ниже 50%
2.3 Требования к выполнению выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44-04-01 «Педагогическое
образование», магистратура
В соответствии с ФГОС, предъявляющим требования к результатам образования в области научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся по специальностям 44.04.01 – «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность выделена как вид профессиональной деятельности магистра, в процессе которой должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
- способность магистра анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научные исследования (ПК-5);
- готовность магистра использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).
Выпускная квалификационная работа на степень магистра (ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой на основе авторских разработок или авторского обобщения научно-практической информации решены задачи, имеющие актуальное значение для развития современного образования. Она является заключительным этапом подготовки магистранта в рамках общеобразовательной профессиональной программы высшего образования.
ВКР на степень магистра должна продемонстрировать зрелость выпускника как научного работника, способного творчески сформулировать и решать научные задачи. Она призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.
Тема ВКР на степень магистра должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития российского образования. Выбор темы осуществляется в соответствии со специализацией, по которой обучается магистрант. Содержание ВКР на степень магистра должно отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. Теоретическая часть ориентирована на разработку методических основ исследуемых вопросов и понятийного аппарата, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования. Она выполняется на основе глубокого изучения научно-практической литературы по направлению подготовки. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности магистранта решать реальные практические задачи из его профессиональной области на основе разработки подходов в исследуемых вопросах.
ВКР должна иметь внутреннее единство и логическую последовательность в раскрытии избранной темы, что свидетельствует о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приемы решения.
Основными требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам, являются:
- актуальность проводимого исследования;
- высокий научно-теоретический уровень разработки проблемной ситуации;
- связь теоретических положений, рассматриваемых в работе, с практикой современного образования;
- наличие элементов самостоятельного научного творчества: самостоятельный характер изложения и обобщения материала, формулировка и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных вопросов теории и практики образования, качество использованных методов и методик и самостоятельность анализа собранного эмпирического материала, полнота и системность вносимых предложений по рассматриваемой проблемной ситуации, самостоятельная формулировка выводов по результатам проведенного исследования;
- использование оригинальных источников аналитического и статистического характера;
- грамотность, логичность изложения материала.
ВКР выполняется выпускником по материалам, собранным им лично за период обучения и научно-исследовательской практики. Основными структурными элементами научно-исследовательской работы являются: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая (практико-ориентированная) часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Теоретическая и практическая части работы оформляются в виде глав (с делением на параграфы). Содержание исследовательской работы должно отражать исходные предпосылки научного исследования, процесс его проведения и полученные результаты. Её основу должен составлять материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций, в новом аспекте. Рекомендуемый объем указанных структурных элементов представлен в табл. 2.1. В табл. 2.2. представлены варианты содержания и структуры исследовательских работ в зависимости от выбранного подхода.
Таблица 2.2
Варианты содержания и структуры ВКР по направлению подготовки 44-04-01 «Педагогическое образование», магистратура
Наименование подхода | Краткое описание подхода | Примерный вариант содержания работы |
Теоретико-прикладной подход | Выпускная квалификационная работа строится по схеме: 1.Теоретические основы исследуемой темы; 2. Прикладные аспекты изучаемой проблемы; 3. Практические рекомендации. Новизна исследования может заключаться в развитии и изменении сложившихся теоретических представлений об изучаемых объектах, процессах, явлениях, повышении качества и эффективности прикладной деятельности на основе творческого приложения теоретических положений. | Глава 1. Теоретические основы предмета исследования с учётом специфики объекта исследования Глава 2. Оценка факторов (проблем), влияющих на эффективность предмета исследования, и методов её повышающих Глава 3. Методические и организационные предложения по совершенствованию предмета исследования |
Системно-проблемный подход | Выпускная квалификационная работа строится по схеме: 1. Сущность проблемы и ее постановка 2. Предлагаемые способы решения проблемы 3. Подтверждение и практическое значение результатов решения проблемы. Системность композиции исследования состоит в разделении проблемы на составные части в виде подпроблем, решении отдельных подпроблем и дальнейшем сведении результатов решения подпроблем в общее решение всей проблемы. | Глава 1. Критический анализ состояния проблемы Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования |
Программный подход | Выпускная квалификационная работа строится по схеме: 1. Научное обоснование целей проекта; 2. Поиск путей и способов его осуществления; 3. Обеспечение рационального использования ресурсов; 4. Достижение высокой эффективности (цели – пути – средства). Такие работы отличаются четкой практической направленностью; решаемые в них научные проблемы целиком подчинены задаче подведения научного фундамента под принимаемые или подлежащие принятию решения. | Глава 1. Основные задачи повышения эффективности предмета исследования Глава 2. Пути обеспечения эффективности предмета исследования Глава 3. Рациональное сочетание и комплексное использование средств повышения эффективности предмета исследования |
Теоретико-методический подход | Выпускная квалификационная работа строится по схеме: 1. Теория; 2. Методология; 3. Методика; 4. Технология». В основе таких работ лежит движение от общих теоретических концепций к конкретным методикам, технологиям решения прикладных задач, которые и положены в основу диссертационной работы и представляют решаемую в ней проблему. | Глава 1. Методические основы и мониторинг функционирования предмета исследования Глава 2. Анализ структуры предмета исследования и определение методов, улучшающих его показатели Глава 3. Разработка методики, улучшающей показатели предмета исследования, и её экспериментальная проверка |
Исторический подход | Предметом исследования в таких работах служит этапность развития событий или научных представлений. Это либо работы исторического характера, либо работы, в которых решение научной проблемы неизбежным образом связано с историческим генезисом. | Глава 1. Становление предмета исследования Глава 2. Развитие предмета исследования в период с … по … годы Глава 3. Изменение предмета исследования в годы экономических реформ |
Приведённое описание типов структурного построения ВКР не исчерпывает их возможного разнообразия как с точки зрения содержания глав, так и с точки зрения их количества.
Приводим пример содержания магистерской выпускной квалификационной работы на тему «Формирование умений самооценки школьников средствами специального комплекса учебных заданий».
Таблица 2.3
Пример оформления содержания выпускной
Квалификационной работы
№ | СОДЕРЖАНИЕ | Стр |
ВВЕДЕНИЕ | ||
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ | ||
1.1 | Психоло-педагогические подходы к определению сущности самооценки и механизмов ее формирования в процессе обучения | |
1.2 | Учебное задание как педагогическое средство формирования самооценки школьников | |
1.3 | Особенности построения учебных заданий, направленных на формирование умений самооценки школьников | |
Глава II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМООЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ | ||
2.1 | Анализ учебников на предмет наличия в них учебных заданий направленных на формирование умений самооценки школьников | |
2.2 | Критерии и показатели оценки комплекса учебных заданий, направленного на формирование умений самооценки школьников | |
2.3 | Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности комплекса учебных заданий, направленного на формирование умений самооценки школьников | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ |
Выполнение научно-исследовательской работы предполагает несколько взаимосвязанных этапов. Недостаточное внимание или пренебрежение любым из них неминуемо влечет за собой снижение общего качества выполняемой работы.
Этап 1 – подготовительный. На подготовительном этапе студент выбирает тему, которую согласует с научным руководителем, затем она утверждается на заседании кафедры. Далее определяются цели, задачи, структура работы, составляется календарный план выполнения работы.
Этап 2 – теоретический. На этом этапе студент выполняет следующие виды работ: составляет библиографический список, собирает, анализирует, обобщает теоретический материал по теме исследования, обосновывает актуальность проблемы исследования. Определяет основные рабочие понятия, центральные теоретические положения, формулирует гипотезу исследования.
Этап 3 – методический. На методическом этапе подбираются и обосновываются методы и методики исследования, составляется план (программа) эмпирического исследования, готовится необходимый инструментарий, проводится пилотажное исследование.
Этап 4 – эмпирический. На эмпирическом этапе студент реализует составленную и апробированную программу исследования, собирает данные.
Этап 5 – аналитический. На аналитическом этапе обсуждаются полученные данные, выполняется их качественный и количественный анализ, обобщение и интерпретация результатов, формулируются выводы о подтверждении или неподтверждении гипотезы и рекомендации по результатам исследования.
Этап 6 – оформительский. На этом этапе студент окончательно оформляет работу, сдает ее для оценки и написания отзыва научным руководителем, рецензирования внешним экспертом, готовит доклад для защиты выполненной работы и демонстрационный материал (схемы, рисунки, таблицы, презентации).
Ответственность за содержание и качество курсовой выпускной квалификационной работы несет студент-исполнитель.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из следующих элементов:
а) Титульный лист ВКР.
б) Задание на ВКР, которое представляет собой 1 лист А4, распечатанный с обеих сторон. (Приложение 3)
в) Аннотация (объем не более 1 листа А4), выполненная на русском и иностранном языке. Аннотация содержит цель ВКР, результаты работы и их новизну, степень внедрения и др., а также сведения об объеме ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников.
г) Пояснительная записка:
- содержание;
- перечень определений, обозначений и сокращений (если таковые имеются), необходимый для уточнения или установления терминов, используемых в ВКР. Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения и термины, справа - их детальную расшифровку;
- введение;
- основная часть (две или три главы, каждая из которых содержит три - четыре параграфа);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (если таковые имеются).
д) Чертежи (если таковые имеются), выполненные по соответствующему ГОСТ.
е) Отзыв руководителя ВКР.
ж) Рецензия на ВКР.
з) Акт (справка) о внедрении (если таковая имеется).
и) Заключение комиссии по проверке ВКР на объем заимствования.
к) Заявление о самостоятельном характере выполнения выпускной квалификационной работы.
л) CD/DVD диск с презентацией (если таковая имеется) или распечатанная презентация. (Распоряжение «О порядке подготовки презентаций к защите выпускной квалификационной работы» от 23. 12. 2013. №305-Р.)
Тема ВКР во всех документах должна соответствовать наименованию темы в приказе о закреплении, в случае уточнения темы – в приказе об уточнении тем.
ВКР выполняется строго в соответствии заданием, которое должно быть подписано студентом, руководителем ВКР, консультантами по ВКР, в т.ч. ответственным за нормоконтроль (если таковые имеются) и утверждено заведующим кафедрой.
К защите допускается ВКР, прошедшая проверку на объем заимствования с итоговой оценкой оригинальности не ниже 70%, а также содержащая все необходимые подписи на титульном листе, на листе содержания и на листах графической части: обучающегося, руководителя ВКР, заведующего кафедрой, а также консультантов по ВКР (если таковые имеются).
В конец ВКР сброшюровывают чертежи (если таковые имеются) и файлы открытой частью вверх, в которые вкладываются:
1 Распечатка графической части (если таковая имеется).
2 Отзыв руководителя ВКР, рецензия на ВКР, акт (справка) о внедрении (если таковая имеется),
3 Заключение комиссии по проверке ВКР на объем заимствования, заявление о самостоятельном характере выполнения выпускной квалификационной работы.
4 CD/DVD диск с презентацией или распечатанная презентация (если таковые имеются).
ВКР переплетается типографским способом либо лентой. Не допускается скрепление ВКР железными предметами (скрепками, скобами, скоросшивателями). На основе выполненной ВКР для защиты готовится доклад и презентация, которая иллюстрирует все вышеперечисленные вопросы.
Подготовка к защите выпускной квалификационной работы
Окончательный вариант выпускной квалификационной работы в бумажном или электронном виде должен быть представлен научному руководителю и рецензенту не позднее, чем за три недели до намеченной даты защиты.
Не позднее, чем за две недели до намеченной даты защиты в соответствии с расписанием, составленным выпускающей кафедрой, магистрант проходит предзащиту выпускной квалификационной работы. На предзащите присутствуют заведующий кафедрой, руководители ВКР, магистранты. Назначается секретарь, ведущий протокол, в котором фиксируется состав членов комиссии, присутствующие, сообщение студента (до 15 минут), вопросы и замечания по содержанию и оформлению работы.
Не позднее, чем за десять дней до защиты магистрант представляет на кафедру работу в бумажном виде и на электронном носителе (формат файла Microsoft Word) для проведения формальной экспертизы, после которой не позднее, чем за семь дней до официальной защиты, ВКР должна быть представлена на подписи лиц, указанных на титульном листе. В процессе формальной экспертизы специалист по нормоконтролю проверяет соответствие оформления выпускной квалификационной работы требованиям, а также наличие отзыва научного руководителя и наличие рецензии.
Выпускные квалификационные работы на степень магистра подлежат обязательному рецензированию. После предоставления ВКР рецензенту в нее не могут быть внесены никакие изменения.
Рецензия представляет собой документ, содержащий аргументированный критический разбор достоинств и недостатков магистерской диссертации, поэтому, прежде всего, рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы.
Кроме этого, автор рецензии должен оценить актуальность выбранной темы, самостоятельность подхода к ее раскрытию, умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов, их новизну и практическую значимость.
Наряду с положительными сторонами работы отмечаются и ее недостатки. В конце рецензии указывается, отвечает ли работа предъявленным требованиям и какой оценки она заслуживает. Объем рецензии составляет обычно от одной-двух до пяти страниц текста. Рецензент выбирается из числа специалистов с учёной степенью в предметной области, которой посвящена выпускная работа. Допускается в качестве рецензента выбирать специалистов, имеющих большой практический опыт в предметной области работы, но не обладающих ученой степенью.
В отзыве научного руководителя отмечается актуальность темы исследования и основные проблемы, рассмотренные в работе; выделяются наиболее интересно и полно исследованные вопросы; определяется уровень теоретической подготовки магистранта, научная и практическая значимость работы, степень самостоятельности при написании ВКР.
Если представленная работа соответствует требованиям формальной экспертизы и в ней проставлены необходимые подписи, а также магистрант прошёл предзащиту ВКР, то он допускается к защите.
Публичная защита ВКР проходит на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) и включает в себя презентацию выполненной работы, ответы выпускника на вопросы членов ГАК, оглашение отзывов научного руководителя и рецензента, ответы магистранта на замечания рецензента, научную дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие на защите.
Для защиты магистрант готовит доклад и мультимедийную презентацию результатов проведенной работы продолжительностью не более 10 минут. Их содержание должно соответствовать теме ВКР на степень магистра.
Для доклада магистрант должен выбрать наиболее важный и существенный материал. Основное внимание в докладе должно быть уделено изложению поставленной проблемы и целей, наиболее важным и интересным с точки зрения автора работы результатам анализа и рекомендациям, вытекающим из проведенного исследования.
Презентация является иллюстрацией доклада. В ней должны быть отражены следующие моменты:
- название ВКР, ФИО диссертанта и руководителя;
- актуальность темы работы;
- новизна исследуемых проблем и поставленных задач;
- объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования;
- основные результаты и наиболее важные выводы с кратким обоснованием;
- теоретическая и практическая значимость полученных результатов;
- разработанные рекомендации.
Для презентации необходимо подготовить демонстрационные материалы, которые выполяются в программе в Power Point и в виде 6 комплектов бумажных раздаточных материалов.
За три дня до защиты магистрант предоставляет диск техническому секретарю ГАК для размещения презентационных материалов в базе данных кафедры и текст выступления со ссылками на презентационный материал. Демонстрацию презентационного материала синхронно по тексту выступления осуществляет технический секретарь ГАК или сам магистрант при помощи пульта дистанционного управления проектором.
По результатам закрытого совещания члены ГАК выносят обобщенную оценку защиты ВКР и принимают решение о присвоении выпускнику степени магистра направления 44.04.01 «Педагогическое образование» соответствующего профиля подготовки и выдаче государственного диплома о присвоении степени магистра педагогического обазования. Результаты защиты объявляются в тот же день.
Критерии оценки ВКР таковы:
- качество презентации результатов работы;
- квалификация и общий уровень понимания исследованной проблемы;
- полнота ответов на задаваемые магистранту членами ГАК вопросы;
- умение вести научную дискуссию с рецензентом;
- общий уровень культуры общения с аудиторией.
При выставлении итоговой оценки учитывается предварительная оценка, выставленная рецензентом, а также оценки, выставленные за защиту каждым членом ГАК. Итоговая оценка может не совпадать с предварительными оценками работы. Для работ, претендующих на получение оценки «отлично», обязательным условием является наличие научной публикации по теме исследования и участие магистранта с докладом в научной или научно-практической конференции.
2.5 Требования к оформлению научно-исследовательских работ
Оформление курсовых работ и выпускных квалификационных работ осуществляется в соответствии с Регламентом (Приказ № 231/1 от 26.05.2016).
Выпускные квалификационные работы следует оформлять в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Рукописное оформление ВКР не допускается (разрешается вписывать черными чернилами отдельные слова, формулы, условные знаки (рукописным способом), а также выполнять отдельные иллюстрации).
Рекомендуемый объём основного текста (без учета приложений) ВКР на степень магистра - 80-110 листов.
Расположение текста должно обеспечивать соблюдение следующих полей:
- левое поле - 30 мм;
- правое поле - 10 мм;
- верхнее поле - 20 мм;
- нижнее поле - 20 мм.
Все страницы выпускной квалификационной работы, включая приложения, должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Нумерация страниц должна совпадать с нумерацией, указанной в содержании. Порядковый номер страницы помещается в нижнем правом углу колонтитула.
Работа должна быть выполнена с использованием 14-м шрифтом Times New Roman. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.
Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
Первым листом является титульный лист (см. Приложение 1). Вторым листом – лист задания (см. Приложение 2). Если его содержание по объёму выходит за рамки одной страницы, то лист задания становится двусторонним. Третий лист – аннотация, объемом из 5-8 предложений, которая выполняется на двух языках, сначала на русском, затем на английском.
Четвёртым листом является содержание. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывается заглавными буквами вверху по центру страницы.
Текст ВКР следует разделять на разделы, подразделы и пункты (пункты при необходимости могут делиться на подпункты). Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Наименования структурных элементов ВКР «АННОТАЦИЯ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками ВКР. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Разделы основной части ВКР должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.
Пример:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ…
1.1
1.2 нумерация подразделов первого раздела документа
1.3
Подразделы могут состоять из пунктов. Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
Пример:
3 Методы анализа
3.1 Теоретические методы
3.1.1
3.1.2 нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа
Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе или пункта в подразделе эквивалентно их фактическому отсутствию.
Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый раздел/главу ВКР следует начинать с нового листа (страницы). Расстояние между заголовками раздела и подраздела приблизительно 1,5-2 см. Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и текстом должно быть равно 2-2,5 см.
Оформление заголовков раздела (1 уровня):
- междустрочный интервал - 1,5;
- шрифт Times New Roman;
- написание - прописные (заглавные) буквы;
- полужирный шрифт не применяется;
- размер шрифта 14 пт;
- режим выравнивания - по центру;
- отступ в начале абзаца - 15-17 мм.
Оформление заголовков подраздела и подпункта (2 и 3 уровня):
- междустрочный интервал -1,5;
- шрифт Times New Roman;
- написание - первая заглавная, остальные строчные буквы;
- полужирный шрифт не применяется;
- размер шрифта 14 пт;
- режим выравнивания - слева;
- отступ в начале абзаца - 15-17 мм.
Оформление основного текста ВКР:
- междустрочный интервал - 1,5;
- шрифт Times New Roman;
- размер шрифта 14 пт (для основного текста таблиц допускается - 12 пт);
- режим выравнивания - по ширине;
- отступ в начале абзаца -15-17 мм;
- полужирный шрифт не применяется.
Оформление перечислений
Внутри пунктов или подпунктов раздела могут быть приведены перечисления, которые записываются с абзацного отступа. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис, а при необходимости ссылки в тексте ВКР на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Оформление формул
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (*), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «*».
Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы в крайнем положении справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,... в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.
Оформление таблиц
Таблицу следует располагать в ВКР непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.
Все таблицы должны иметь название и порядковую нумерацию. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы (за исключением таблиц приложений). Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №, например, таблица 1. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например таблица 1.1. В приложениях таблицы обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицы выравниваются по центру страницы. Выше и ниже каждой таблицы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Заголовки (подзаголовки) граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Примеры оформления таблиц приведены в параграфе 2.6. данного пособия
Оформление иллюстраций и графической части
Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.
Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.), расположенный по тексту работы (не включая приложения), следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1. Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку, или на следующей странице. Поясняющие данные помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и его наименование. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.З. Результаты диагностики. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
Выше и ниже каждого рисунка должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Примеры оформления рисунков представлены в параграфе 2.7. данного пособия.
Оформление приложений
В приложении к работе приводят фактологическую информацию о проведенном исследовании. Исходными данными являются таблицы, где приводят численные характеристики переменных по каждой методике и каждому испытуемому, рисунки, сочинения.
Полученная информация подвергается обработке (усредняется, рассчитываются проценты и т.п.) и затем представляется в виде диаграмм, графиков, схем, рисунков и т.п.
В приложение также помещают результаты математико-статистических расчетов по следующему плану: название метода, алгоритм расчетов, статистические гипотезы, данные по их подтверждению или опровержению, выводы, их достоверность и уровень значимости.
В приложении размещаются разработанные коррекционные, развивающие программы, программы сопровождения, методические рекомендации, разработанные в процессе исследовательской работы, описание упражнений, задач, разработанных алгоритмов.
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и коррекционно-развивающих программ и т. д. Приложения располагают в порядке появления ссылок на них в тексте документа. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (без знака №) и его обозначения.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Также приложения можно нумеровать. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква/цифра, обозначающая его последовательность. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста (выравнивание по центру) с прописной (заглавной) буквы с новой строки.
Оформление библиографического списка используемой
Литературы
Список используемой литературы содержит перечень источников, используемых обучающимся при работе над темой ВКР.
Составление списка используемой литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.82 - 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Список используемой литературы нумеруется арабскими цифрами, запись производится с абзацного отступа. При написании работы обучающийся обязан давать ссылку на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в списке используемых источников. Порядковый номер ссылки в тексте ВКР заключают в квадратные скобки.
Ссылки на список используемой литературы в тексте ВКР оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Библиографический список – самостоятельная часть выпускной квалификационной работы. Это библиографическое описание использованных в работе источников; всегда помещается после заключения. Порядок построения библиографического списка обычно алфавитный, т.е. фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Записи также рекомендуется располагать:
- при совпадении первых слов – по алфавиту вторых;
- при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;
- при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, – по алфавиту фамилий соавторов;
- при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (старший – младший, отец – сын).
Следует обратить внимание, что после фамилии автора ставится запятая:
Сластенин, В.И.
Гальперин, П.Я.
Рубинштейн, С.Л.
Список использованной литературы должен содержать достаточное количество источников (для курсовой работы – 25, из них не менее 1 – 3 монографий, остальные источники – статьи из журналов и научных сборников; для выпускной квалификационной работы – не менее 50).
Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о первоисточнике, упоминаемом в тексте работы, рассматриваемом, цитируемом студентом.
Обязательное требование к курсовым работам и ВКР – ссылка на те первоисточники, которые студент описывает, анализирует, обобщает, сравнивает в тексте работы. Обычно используют следующий способ связи текста работы с описанием источника: в квадратных скобках указывают номер первоисточника в библиографическом списке, а также (при необходимости) страницу: [24, с. 44] или [1: 15].
Примеры оформления библиографических ссылок:
1. И.А. Баева считает, что показателями психического здоровья участников образовательной среды могут быть отношение к себе, самоактуализация, сбалансированность индивидуально-типологических свойств, состояние эмоциональной и коммуникативной сфер [1, с. 23].
2. В монографии «Психология общих способностей» В.Н. Дружинин рассматривает три вида моделей интеллекта: факторные, иерархические, когнитивные [5].
Библиографическое описание каждого использованного в работе первоисточника содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Ниже приводятся примеры библиографических описаний различных источников.
Библиографическое описание многотомного издания
1. Если библиографическое описание оформляется на все тома, то обязательными являются сведения об объеме – количестве томов. Их приводят в области заглавия и сведений об ответственности как сведения, относящиеся к заглавию, отделяя от основного заглавия двоеточием, и в области физической характеристики:
Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа ; под ред. д-ра психол. наук Г.Г. Аракелова. - Изд. 2-е, стер. – М.: Мир, 1996. – 2 т. – ISBN 5-03-001900-6.
2. При описании одного тома под общим названием в области заглавия и сведений об ответственности после основного заглавия и указания количества томов указывают номер тома без каких-либо знаков. Далее приводят все сведения об этом томе:
Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 2 / Ж. Годфруа ; пер. с фр. канд. мед. наук Н.Н. Алипова, В.В .Свечникова ; под ред. д-ра психол. наук Г.Г. Аракелова. - Изд. 2-е, стер. – М.: Мир, 1996. – 376 с . – ISBN 5-03-001902-2.
3. Описание тома под его собственным заглавием составляют так, как было рассмотрено при описании состава библиографического описания. Сведения о многотомном документе приводят в области серии:
Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с. – (Психология : в 2 кн. / Р.С. Немов ; кн. 2). – ISBN 5-09-005-094-5.
Библиографическое описание части документа
Первоисточниками для написания курсовой работы может стать статья из газеты, журнала, работа автора в сборнике, т.е. часть документа. Библиографическое описание составной части документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения обо всем документе, называется аналитическим.
Библиографическое описание статьи, отдельной работы в сборнике выполняют по вышерассмотренным при описании состава библиографического описания правилам. Схема аналитического библиографического описания выглядит так:
Сведения о составной части документа // Сведения обо всем документе. – Сведения о местоположении составной части в документе. – Примечания. Перед сведениями обо всем документе, в котором помещена статья, применяют знак «//» с пробелами до и после него.:
Лиепиня, М. Деторождение в традиционной культуре Латвии / М. Лиепиня // Перинатальная психология и психология родительства. – 2005. – № 2. – С. 3 ‒ 7.
Иванова, И.В. Субъект-субъектные отношения в образовательном процессе / И.В. Иванова // Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития: современные вызовы и риски» - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Психологический институт РАО», 2016. - С. 155 ‒ 159.
Если работа помещена в томе, выпуске многотомного документа, то следующие элементы библиографического описания располагают в определенной последовательности с определенными знаками:
Место издания, дата издания. – Обозначение тома, выпуска, номер (Т., Вып. №). – Частное заглавие тома, выпуска, номера. – Страницы, на которых помещена работа:
. – СПб., 2000. – Т. 17, № 3. – Психология памяти. – С. 56 – 73.
При оформлении библиографического описания статьи в периодическом издании элементы библиографического описания располагают в определенной последовательности с использованием определенных знаков.
Пример:
Дата издания. – Обозначение тома, выпуска, номера. – Число и месяц (для газет). – Частное заглавие тома, выпуска, номера (если имеется и может не указываться, т.к. это факультативный элемент). – Страницы, на которых помещена статья.
. – 1999. – Т. 5, № 10. – С. 21 – 34.
. – 2002. – № 6. – 7 февр. – С. 2 – 3.
При библиографическом описании электронного ресурса необходимо заполнять область общего обозначения материала: [Электронный ресурс]. Однако при ссылке это словосочетание опускают, заменяя его аббревиатурой URL (унифицированный указатель ресурса), после которой указывают интернет-адрес страницы:
Инновационные процессы в школьном образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Е.Н. Селиверстовой. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 374 с. – URL : http://e.lib.vlsu
Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И. И. Гребенюк, Н. В. Голубцов, В. А. Кожин, К. О. Чехов, С. Э. Чехова, О.В. Федоров // Издательство «Академия Естествознания», 2012. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.monographies.ru/143-4715.
Обзор психологических ресурсов Интернета оформляется следующим образом: http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d13124792#4
Примеры библиографических описаний
1. Однотомные издания:
1. Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса: монография / И. В. Плаксина [и др.]; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.– Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 274 с.
2. Дрозд К.В.Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект. Учебно-методическое пособие /К.В. Дрозд; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 322 с.
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
3. Многотомные издания, один том:
Зрительная, тактильная, обонятельная память / И. Ю. Матюгин [и др.]. – М. : Эйдос, 1994. – 480 с. – (Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения : в 2 т. / ред. Т. Ф. Сажина ; т. 2). – ISBN 5-87921-010-3.
Петровский, А. В. История и теория психологии. В 2 т. Т. 1 / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 414 с. – ISBN 5-85880-159-5.
4. Составные части документов:
Статья из книги:
- Исаев, Д. Н. Принципы оценки психического развития / Д. Н. Исаев // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-318-00076-2. – С. 60 – 72.
Статья из журнала, газеты:
- Баранова Н.А. Воспитательная деятельность педагога высшей школы, ориентированная на становление и развитие личностно-профессиональной позиции будущего специалиста / Н.А. Баранова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. − 2011. ‒ № 3. − С. 183 ‒ 190.
- Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании/ К освоению компетентностного подхода /В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. − № 11. – С. 3 ‒ 14.
5. Диссертации
- Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с. – Библиогр.: с. 202–213. – 04200201565.
- Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного cамоопределения старшеклассников [Текст] : автореферат дис. ... док. пед. наук. – Ярославль, 2010. – 45 с.
Интернет-источники
- Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии. — 2004. — 26 марта [Электронный ресурс]. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).
- Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. — 2006. — 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006).
- Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. — 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. — URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008). Подробнее: https://krasgmu.net/publ/uchebnye_materialy/obuchajushhie_materialy/1/11-1-0-278
2.7. Требования к оформлению таблиц и рисунков, представленных в научно-исследовательской работе
Весь графический материал (схемы, таблицы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.), расположенные по тексту работы (не включая приложения), следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела или главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.
Графики, схемы, диаграммы обозначаются как рисунки, располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку, или на следующей странице. Поясняющие данные помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и его наименование. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Форма представления результатов в виде диаграммы приводится тогда, когда выбраны не более четырех измерений признака. Если исследуемых признаков более четырех, то результаты могут быть представлены в виде графика
Каждая таблица, помещенная в тексте или в приложении имеет содержательное название, в ней указано, что именно измерялось, какой методикой (указывается автор методики) и в каких единицах. Структура таблицы должна быть очевидной для читателя. В таблице должна быть представлена итоговая обобщающая информация по строкам, а иногда и по столбцам, которая служит аргументами, подтверждающими или иллюстрирующими утверждения автора. Таблицы могут сопровождаться наглядным представлением результатов в виде диаграмм, графиков. Примеры оформления таблиц и рисунков в научно-исследовательских работах показаны ниже.
Примеры оформления таблиц
Таблица 2.4
Дата: 2018-09-13, просмотров: 653.