В качестве таких принципов будем рассматривать те правила, которым должны следовать лидеры, чтобы получить максимальные достижения, и которые вытекают из законов самой природы.
1. Причинно-следственные взаимосвязи. Принцип причинно-следственных соотношений характерен для любых процессов и явлений как живой, так и неживой природы. Существует причины, как успеха, так и неудач. Их можно предвидеть, изменить, или можно управлять, зная, что ничто, не случается случайно. Существует причина, часто ее нельзя сформулировать однозначно. Для укрепления потенциальных возможностей лидера надо знать, что первопричиной обстоятельств являются мысли, а следствием их – ситуации. Иначе говоря, чтобы изменить условия жизни или хозяйственную ситуацию надо вначале изменить те мысли, от которых они происходят. Таким образом, чтобы стать лидером, надо уметь контролировать свои мысли. Здесь мы переходим к еще одному принципу поведения лидера.
2. Контроль событий. Возможно, для большинства лидеров данный принцип является основополагающим правилом их жизни. Обычно контролирует события уверенные в себе, довольные собой, положительно настроенные по отношению, прежде всего к себе люди. Без контроля над собой нет успешного лидерства. По мнению ученых-психологов у нас есть внутренний или внешний центры контроля. В первом случае мы сами отвечаем за свое поведение, во втором - готовы находится под контролем других. Люди с развитым внутренним контролем не ищут тех, кто виноват в их неудачах. Внешне контролируемые люди работают не столь эффективно, они подвержены стрессам и перегрузкам. Может быть, здесь находится основное оправдание для тех, кто стремится занять лидерские позиции. Контроль для того, кто претендует на лидерские позиции, связан с интерпретацией ситуации собственными силами. Контроль обусловлен самим образом мышления. Лидер воспринимает одно и тоже событие изначально как благоприятное с положительным образом его толкования. Лидер управляет способом представления фактов. Но принцип контроля действует наряду с другим противоположного содержания принципом случайности.
3. Принцип случайности. С одной стороны все происходящее есть дело случая, вопрос удачи или везения. И многие полагаются на волю случая, не планируют свою карьеру, не уточняют цели, пассивно плывут по течению, действуя в полной противоположности с принципом контроля, но не по принципу случайности. Потому что с другой стороны все, что происходит, случается благодаря лидерству. Успех предприятия определятся его лидерами. Лидеры не доверяются случаю. Иначе может наступить состояние приобретенной беспомощности, бессилия и пессимизма. Поэтому задача потенциального лидера в том, чтобы компенсировать принцип случайности принципом контроля на основе уверенности в себе, а также принципом причинно-следственных взаимосвязей на основе объяснения того, что другим кажется случайным. Сила нашего разума может менять обстоятельства бизнеса. Этому содействует использование еще одного принципа.
5. Принцип соответствия.Из него следует метод аналогий. В основе принципа аналогий лежит некоторое сходство. Если оно полное, то его называют тождеством. Метод аналогий использует ассоциативное мышление. Аналогия опирается на творческое использование знаний и является тенденцией развития на основе управления этими знаниями.
Имеется две несопоставимые тенденции:
- открытие новых обстоятельства, фактов, явлений, взаимосвязей, процессов, механизмов – это прогрессивная лидерская тенденция;
- сведение новых знаний и фактов к привычным представлениям в рамках старых схем и концепций – это консервативная тенденция, которая имеет место как в менеджменте, так и в любой области творческой деятельности.
Прогресс возможен благодаря лидерам, ломающим старые схемы, которые были созданы предыдущими знаниями. Но изменение ситуации начинается с изменения самого себя. В этом состояний еще одно проявление принципа соответствия – соответствию между внешним и внутренним миром лидера, восприятие внешнего мира как зеркального отражения внутреннего.
Можно сделать еще один вывод из принципа аналогий: лидерами могут быть не только люди, но и те продукты, которые ими созданы, например, популярные товары, концепции, научные идеи, но это тоже зеркальное отражение внутреннего мира тех людей, которые задумали и произвели эти продукты.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 302.