Следующие фразы переводят нападающего в положение защищающегося:
Чтобы говорить о чистоте, надо самому быть чистым.
Каждый все понимает в меру своей испорченности. Известные всем слова Иисуса Христа: «Пусть бросит в меня камень тот, кто без греха»,— из той же серии.
Перекладывание вины и ответственности на других:
Женщина всегда такая, какой рядом с ней мужчина.
Каждый народ имеет такое правительство, какого он достоин.
Нет плохих учеников (студентов), есть плохие учителя (преподаватели). Этот коронный ход какого-то анонимного софиста убаюкивает все поколения школьной и вузовской «серой массы».
Нет слабых диссертаций, есть просто мало связей или просто много врагов у диссертанта. Какое остроумное спасение любой «провальной» ситуации!
Рассматривая механизм воздействия манипулятивной информации, следует отметить, что он может быть описан в русле теории когнитивного диссонанса Фестингера, законов восприятия, предложенных гештальтпсихологами (прежде всего, эффекта незавершенного действия), теории поля К. Левина, «редукции напряжения», и некоторых других. Суть сводится к следующему: вызвать внутри человека дисбаланс, диссонанс, внутренний дискомфорт. Стараясь восстановить утерянное равновесие, человек вместе с явным получает и скрытый смысл сообщения. Чтобы это произошло именно по такой схеме, человека нужно лишить свободного выбора, точнее, создать его иллюзию. Обеспечивается это за счет своеобразной организации условий прохождения манипулятивного воздействия, создания или использования уже имеющейся ситуации, невыносимой для объекта манипуляций и удобной для манипулятора. Для этого могут использоваться эмоции, в зависимости от обстоятельств отрицательные или положительные. Главное — они должны быть очень сильными, заполонить человека, не дать возможности вернуться на рациональный уровень, прийти в себя и спокойно обдумать ситуацию. Это может быть и уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор (говорить много и ни о чем, постоянно меняя темы разговора). В этом вербальном потоке партнеру трудно выделить главную мысль, он теряет бдительность. То же наблюдается, когда заведомо дается информация, подвергаемая критике. Жертвуя ею, манипулятор добивается принятия другой информации (это прием «переключение внимания»). Нагнетаемое ощущение срочности тоже способствует манипулированию.
Основные выводы.
1. Психологическое воздействие — это процесс и результат эффективного (успешного) психологического влияния. Влияние в процессе психологического воздействия — результат деятельности субъекта воздействия, приводящий к изменению каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения.
2. В процессе психологического воздействия участвуют две стороны – субъекты влияющие друг на друга – инициатор влияния ту из них, которая изначально стремится повлиять на другую сторону и адресат (влияния).
2. В литературе предлагается четырехкомпонентная модель психологического влияния, состоящая из следующих элементов: вовлечение в контакт фоновые факторы воздействие на мишени побуждение к активности.
3. В отечественной и зарубежной психологии психологическое влияние делится на явный и скрытый типы. В первом случае акт влияния и цели инициатора доводятся до адресата, во втором — скрываются от него. В свою очередь они подразделяются на следующие виды: явное влияние – убеждение (аргументация), внушение, просьба, принуждение. К скрытому влиянию можно отнести заражение, подражание, формирование благосклонности, манипуляцию. Все общепринятые виды психологического влияния так или иначе строятся на базисе определенной системы, включающей в себя следующие формы: психологическая атака, психологическое программирование, психологическая манипуляция, и психологическое давление.
4. Скрытое управление адресатом против его воли, наносящее ему ущерб, мы называем манипуляцией. В литературе описано большое разнообразие психологических приемов манипулирования, среди которых особое место занимает манипулирование психическим сознанием человека, манипулирование посредством СМИ и речевые психотехники.
5. Манипуляция информацией воспринимается как современная психологическая проблема общества. Все разнообразие производимых над информацией операций с целью манипулирования адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации; ее утаивание; частичное освещение вопроса; манипулятивные способы подачи информации, софизмы.
6. Основной механизм восприятия человеком информации, поданной благодаря манипулятивному воздействию – это стремление к внутреннему комфорту, достигнутому благодаря получению скрытого смысла того или иного сообщения личностно-значимого для него самого.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 306.