К «основным» концепциям психологии личности лидера традиционно относят три теории.
Теория черт (К. Бэрд): предпосылка признания лидера – его специфические лидерские черты и способности (вариант – харизматическая теория). В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Попытка развития данной теории привела к разочарованию в психологической прогностичности данной теории.
Ситуационная теория или групподинамический подход: лидер рассматривается как продукт сложившейся группы ситуаций. Лидер может лучше других актуализировать в определенной ситуации присущую ему черту и «возглавить» ситуацию. Было выяснено, что в крайне неблагоприятной или благоприятной ситуации лидер, ориентированный на задачу, добивается большего результата (а в умеренной – более результативен лидер, ориентированный на людей). Критика ситуационной теории последовала со стороны Ж. Пиаже. Он считал, что в данной теории игнорируется субъективная активность потенциального лидера (все решает ситуация).
Е. Хартли предложил 4 пояснительные конструкции, развивающие ситуационную теорию:
•лидер в одной ситуации может стать лидером и в другой;
•лидеры в одной ситуации рассматриваются как лидеры «вообще»;
•лидер в одной ситуации приобретает авторитет, далее на лидера «работает» авторитет;
•отдельные люди ищут «посты» в любой ситуации.
Системная теория лидерства : лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включающий в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением.
Модель лидерства как научного управления, при котором руководителя интересует не сам работник, а наиболее оптимально устроенная среда, заменилась в середине двадцатых годов 20-го века на модель «человеческих взаимоотношений». Толчком к этой парадигмальной смене моделей послужил знаменитый Хоуссонский эксперимент, проходивший в Чикаго в 1927-1932годах на предприятиях Западной Электрической Компании.
Первоначально была поставлена задача изучить влияние на рабочую мотивацию изменений в окружающей предметной среде. Однако постепенно фокус сместился в сторону психологического анализа взаимодействия рабочих с управляющими. Обнаружилось, что распоряжения руководителя об улучшении рабочей среды оказывают прямой эффект на мотивацию, даже без проведения переоборудования. Продуктивность увеличивалась даже, когда просто рабочие думали о расположении к ним начальства, заботящегося об улучшении условий труда. В то же время продуктивность не изменялась при ухудшении условий (например, ослабления освещения). Этот феномен можно по праву назвать «эффектом заботы».
В модели «человеческих взаимоотношений» роль руководителя интерпретируется по типу «лидер – ведомый». В соответствии с различными теориями лидерства проводили исследования на определение стилей лидерства, которые разделили на Х-теории и Теории Y (Д. МакГрегор).
Теория Х, в соответствии которой лидер должен обладать чертами диктатора, основана на следующих представлениях:
· люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей, поэтому работников нужно заставлять трудится, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться стоящих перед организацией целей;
· люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.
Теория Y исходит из прямо противоположных представлений:
· людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
· большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах, они также заинтересованы в выполнении общих целей;
· многие из них не только избегают ответственности, но и стремятся к ней;
· способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только лидерам или руководителям;
· поощрение является лучшим способом для вдохновения людей к выполнению задач, стоящих перед организацией.
В соответствии с теорией Y и лидер должен быть чувствителен к запросам и нуждам работников, прислушиваться к их предложениям по поводу улучшения работы в организации. Теории Х и Y обозначают крайние полюса стиля лидерства, характеризуемые в терминах авторитарного или демократического стиля.
Наиболее известные исследования в данном ключе были выполнены под руководством К. Левина и Липпета, проведенные на группе мальчиков подростков. Наблюдая за тем, как складываются их отношения в процессе выполнения несложной работы, авторы выделили 3 основных стиля лидерства, названные следующим образом: 1) авторитарный стиль; 2)демократический стиль; 3)попустительский стиль.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 306.