Иногда выдают информацию так, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, она не передается вовсе. Пример — ответы на вопросы, когда множество произнесенных слов не отвечает на заданный вопрос. Этот прием иллюстрирует и следующая зарисовка:
— Девушка, а девушка!А телефончик ваш не скажете, а?
— Возьмите телефонный справочник, он там есть...
— Но я же не знаю вашу фамилию!
— Она тоже есть в телефонном справочнике.
Манипулятивные способы подачи информации нередко играют решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято адресатом так, как это нужно манипулятору. Достигается это многими способами:
1) Обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде позволяет заполнить сообщение потоками никчемней информации, осложняющей для адресата поиски смысла.
2) Информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. И в первом, и во втором случае, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.
3) Ближе всего к собственно манипулятивному. воздействию стоит прием особой компоновки тем, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы.
4) Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием — показ в наименее (наиболее) удобное для телезрителей время. Другой способ реализации этого приема: в зависимости от того, в каком порядке ставятся на голосование вопросы или обсуждаются пункты повестки собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным. Это происходит в силу влияния результатов предыдущего голосования или обсуждения на последующие. Подобные результаты получены в исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора.
5) Еще один распространенный прием — подпороговая подача информации. Например, смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала. Этот прием применяется и при записи монологов (или диалогов) на радио. Соответствующие краткие музыкальные вторжения в речь имеют специальное название — «отбивка».
6) Наличие помехи, даваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление информации, содержащейся в послании.
7) Еще одна группа приемов — одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, противоречие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать, на какой нюанс сообщения реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное.
8) Домысливание в нужном направлении. Этим приемом пользуются, когда по каким-либо причинам сказать прямо нельзя (цензура, опасность судебного иска за клевету или договоренность о «ненападении»), а сказать хочется. Проиллюстрируем это следующим наблюдением из жизни ученых.
Обсуждается кандидатура одного из математиков (X.), баллотирующихся в члены-корреспонденты Академии наук. Руководители соперничающих научных школ договорились о «ненападении» — не поливать грязью соперников. На решающем заседании берет слово оппонент математика X.:
— Великий Гаусс обладал тремя отличительными особенностями:
1) он был гениальным математиком;
2) он имел несносный характер;
3) у него не было учеников.
При всех своих достоинствах уважаемый X. обладает лишь двумя из названных качеств.
Кандидатуру X. с треском провалили. После заседания сторонник X. влепил оратору звонкую пощечину. Отнести X. к гениям никто, естественно, не решился, поэтому намек на два его серьезных недостатка был более чем очевиден. И хотя формально выступивший не нападал на X., но компрометирующую информацию до участников заседания донес. Намеченной цели он достиг. А за нарушение «конвенции» — поплатился.
9) Выдать ложную информацию.
10) Сослаться на имеющуюся (якобы) поддержку от авторитетного лица.
11) Увод в сторону от темы за счет шуток, намеков с целью обескуражить, а то и унизить адресата манипулятивного воздействия.
12) Паралингвистическое и невербальное сопровождение передаваемой информации:
• уверенный голос, часто громче обычного;
• быстрый, напористый темп речи;
• уменьшенная дистанция, «нависание» над адресатом;
• улыбчивость;
• жалобный тон;
• слезы;
• длительные паузы;
• продолжительный, пристальный взгляд.
Софизмы. Многие высказывания имеют целью отмахнуться от критики, запутав оппонентов в сетях псевдологики. Приведем примеры соответствующей подачи информации.
Защита от критики:
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Мы ошибаемся, чтобы не ошибаться впредь.
Наши недостатки — это продолжение наших достоинств.
Никакое правительство не может быть революционным уже потому, что оно правительство.
Бог открывается только тому, кто в него верит. Таким аргументом были сражены все, какие только имелись, еретики и богоотвергатели.
Чтобы понять диалектический материализм, надо родиться философом!
Дата: 2018-11-18, просмотров: 287.