Рассмотрим каждый «комплекс» более подробно
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значимые личностные качества. В данную категорию следует отнести желание и умение нести ответственность не только в приятных, но и в трудных ситуациях. Кроме того, стоит оценить способность к риску не только на работе, но и вообще в жизни. Эта способность проявляется в стремлении получить новые, более сложные задания. Также стоит оценить личную мотивацию. Кроме того – организованность, оперативность, собранность, целеустремленность, энергичность, самостоятельность, требовательность к себе, самосовершенствование.

Коммуникативный комплекс. Очень важной областью руководителя является работа с людьми, умение налаживать с ними хорошие деловые отношения. Важно, чтобы вся команда была хорошо сыграна – как руководство, так и персонал организации. В коммуникативность входят: справедливость, доброжелательность, тактичность, уравновешенность, способность понимать других людей, уважение к людям, готовность учитывать мнение других.

Творческий комплекс. Имеется в виду – творческое отношение к работе, инициативность, находчивость, аналитичность, гибкость и широта ума, сообразительность, критичность, прозорливость, способность к синтезу, оригинальность мышления, умение внедрять новое, богатство идеями.

Профессиональная компетентность. То есть: знания по своей специальности, профессиональная эрудиция, опытность в работе, умение видеть задачу и контролировать работу, осуществлять профессиональное взаимодействие, делать выводы по заданию, ориентироваться в работе, планировать и правильно распределять работу, объяснять технические задачи и рационально подходить к решению технических задач.

Административно-организационный комплекс. То есть: гражданская ответственность, принципиальность, общая культура, знание личных прав и обязанностей, политический кругозор, информированность, умение создавать трудовую атмосферу, требовательность, индивидуальный подход.

Среди методик, популярных для использования в изучении лидерства самой популярной является социометрия на выявление формальных и неформальных лидеров в группе. Методики для изучения могут быть различными, если не забывать о тех качествах, которые мы изучаем с их помощью.

Например, личностная методика Кеттела (форма С) может содержать в себе необходимый минимум информации для того, чтобы сделать прогноз относительно лидерского потенциала человека. Можно сказать, что для лидера необходимы высокие показатели по шкалам А (общительность), H (смелость), C (эмоциональная стабильность), G (нормативность поведения), O (уверенность), Q3 (высокий самоконтроль), Q4 (напряженность). Это означает, что иногда одна методика позволяет составить более-менее определенный портрет потенциального или реального лидера, однако чаще используют комплекс методик.

Прежде чем начать работу, стоит точно сформулировать задачу, выделить те характеристики, на которые стоит обратить особое внимание, а затем подобрать методики для изучения данных характеристик, постоянно отвечая на вопрос, насколько выбранные методики способны решить поставленные перед ними задачи. Но самое трудное, пожалуй, собрать портрет. Приведу пример:

«Иванов Иван Иванович – человек, во многом ориентированный на работу с людьми. Не смотря на то, что при выборе какого-либо решения руководствуется чувствами, а не рассудком (не правилами), тем не менее, излишней экспрессивностью не страдает. Вполне «держит» «мужские» формы общения. Сентиментален. В контакте приятен, но неинициативен, ориентируется на партнера. В этом смысле демонстрирует высокую исполнительность. Вряд ли способен «держать камень за пазухой», предпочитает откровенность, в ситуации выяснения отношений может под влиянием эмоций потерять контроль. Ценит доверительные отношения с руководителем, может быть «человеком команды». Вряд ли склонен к каким-либо рискованным действиям. В повседневных ситуациях может вести себя достаточно расслаблено, не следовать строго инструкциям, особенно, если они идут в противоречие с его жизненными ценностями. Несмотря на свою высокую обучаемость и способность к абстрактному мышлению, не столько «парит в заоблачных далях», сколько ориентирован на проблемы сегодняшнего дня. На его решения вполне возможно повлиять «через коллектив» или сославшись на авторитетное мнение, однако нельзя сказать, что Иван Иванович излишне доверчив. Практичен. Предпочитает ясные ситуации, не любит усложнений, возникающие трудности предпочитает решать самым простым способом. Готов терпеть трудности, связанные с переменами, готов к восприятию нового (особенно, если работает в команде и не несет прямой ответственности за перемены), но лишь в том случае, когда это новое не граничит с опасностью. Можно сказать, что эмоциональная сфера и есть то «слабое звено», посредством которого на данного человека возможно с наименьшими усилиями оказать воздействие. Проблема в том, что высокая эмоциональность сочетается с недостаточно развитым эмоциональным контролем. С одной стороны, его внешние проявления эмоциональности могут быть расценены как обычные (скорее всего он не экспрессивен), но симпатии или ценности для него важнее формальных правил (низкая сила «Эго» на фоне конфликтов «Супер-Эго»).Из сострадания или жалости БВЛ вполне может вести себя так, как считает нужным, а не так, как требуют функциональные обязанности. Неуверенность и, скорее всего, невысокая самооценка БВЛ однако не является фактором тревожности. БВЛ – человек, скорее расслабленный, чем напряженный, естественный и легкий».

Таким образом, следует отметить, что итог психодиагностики (психологический) портрет требует не только профессиональных психологических умений, но и литературных способностей, фантазии и чувство слова.

 

Основные выводы.

1. Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

2. К «основным» концепциям психологии личности лидера традиционно относят три теории. Теория черт (К. Бэрд): предпосылка признания лидера – его специфические лидерские черты и способности (вариант – харизматическая теория). Ситуационная теория или групподинамический подход: лидер рассматривается как продукт сложившейся группы ситуаций и системная теория лидерства: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включающий в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением.

3. В соответствии с различными теориями лидерства проводили исследования на определение стилей лидерства, которые разделили на Х-теории и Теории Y (Д. МакГрегор). Теории Х и Y обозначают крайние полюса стиля лидерства, характеризуемые в терминах авторитарного или демократического стиля.

4. Наиболее известные исследования в данном ключе были выполнены под руководством К. Левина и Липпета, которые выделили выделили 3 основных стиля лидерства: 1) авторитарный стиль; 2)демократический стиль; 3)попустительский стиль.

5. Структура лидерства включает в себя горизонталь (две фундаментальные лидерские роли: роль делового, инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера) и вертикаль (выдвижение в позицию лидера неизбежно предполагает наличие других членов группы – последователей, т.е. своего рода психологическую субординацию отношений). Общую структуру лидерства составляют: сам лидер, последователи, задачи, ситуация, группа.

6. Классифицировать лидерство можно по не скольким критериям: по направленности влияния (конструктивное лидерство, деструктивное лидерство, нейтральное лидерство) и по восприятию (лидер как «один из нас», лидер как «подобный большинству из нас», лидер как «лучший из нас», лидер оправдывает ожидания.

7. В качестве принципов успешного лидерства выделяют: причинно-следственные взаимосвязи, контроль событий, контроль над принципом случайности, принцип соответствия (аналогии).

8. В изучении лидерства, также как и в ситуации с тренингами, следует различать подходы, направленные на психодиагностику руководства и лидерства как стихийного процесса. Следует проводить диагностику комплекса, состоящего из: значимых личностных качеств, профессиональной компетентности, коммуникативного, творческого, административно-организационного комплексов.


 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 296.