Психодиагностика лидерства и тренинговые программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тренинговые программы для развития лидерских качеств возможно условно разделить на две большие группы.

Во-первых, это программы для уже реально действующих руководителей, которые хотели бы улучшить свой лидерский потенциал.

Во-вторых, программы для «обычных людей», которые нуждаются в «освобождении» от лидеров, их влияния, желают сами стать лидерами для себя.

Рассмотрим более подробно обе категории тренингов. Тренинги для руководителей сосредоточены на умении:

· принимать оптимальные решения;

· управлять командой;

· взаимодействовать;

· манипулировать и отражать манипуляции.

Особой популярностью пользуются тренинги «американского» типа, когда каждое действие описывается по шагам, как, например, это сделано в следующем упражнении (на принятие решений):

· решения (введение в проблему);

· всегда думайте о последствиях (разбираются альтернативные последствия);

· оцените свои способности (самодиагностика);

· ошибки, которые нас подстерегают (разбирается негативный опыт других);

· главное – уметь выбирать (показывается, как много зависит от выбора);

· можно ли научить искусству принимать решения (поддержка);

· не отбрасывайте в сторону сомнения (внимание к сомнениям);

· примите правильное решение и действуйте (примеры из жизни);

· несколько примеров неправильных решений и т.п.

При этом упражнения непосредственно связаны с более или менее подробным знакомством с методологией. Описываются психологические теории, которые помогают объяснить причины тех или иных практических действий. По-прежнему, например, пользуется популярностью трансактный анализ Эрика Берна.

Итак, перечисленные выше тренинги относятся к руководству более, нежели к лидерству, однако тренинги второго типа, как мы уже писали, также не обещают своим результатом лидерство, но они дают инструмент для того, чтобы стать лидером человеку, успешно прошедшему тренинг.

На что направлены данные тренинги?

· На тренировку ассертивного поведения (самостоятельного, уверенного в себе человека – не подчиненного, но и не деспота). Это означает, что в рамках данных тренингов проводится значительная работа с самооценкой и Я-концепцией участников.

· На наслаждение своим существованием, своим «Я».

· На защиту от манипуляций.

· На освоение правил «нового общения», когда через иное взаимодействие с другими людьми участники тренинга достигают успеха.

Среди упражнений в тренингах есть такие, где предлагается обсудить какой-либо документ (обсуждение его может кардинально изменить ценностную систему участников). Таким документом, используемым в тренингах на ассертивное поведение, является «Билль о правах».

Приведем выдержки из данного документа. «Каждый из нас имеет право:

1. На отношение к себе как к равному всем прочим людям, независимо от расы, пола, возраста и способностей.

2. На уважение со стороны других людей.

3. Самому решать, как ему тратить свое время.

4. Просить то, что ему необходимо.

5. Обращаться за обратной связью по поводу особенностей своего поведения, стиля деятельности, внешнего облика.

6. Быть выслушанным и принятым всерьез., и т.д.

Преобладание информации по техникам «освобождения» от влияния лидеров подчеркивает, что потребность быть субъектом своей жизни сейчас более значимо, чем потребность властвовать и управлять другими.

В изучении лидерства, также как и в ситуации с тренингами, следует различать подходы, направленные на психодиагностику руководства и лидерства как стихийного процесса. Рассмотрим основные подходы к изучению лидерства (рис 1.).

 

Лидерство

Значимые личностные качества

Творческий комплекс

Коммуникативный комплекс

Профессиональная компетентность

Организационный комплекс

 

Рис. 1. Психодиагностика лидерства

Дата: 2018-11-18, просмотров: 348.