Он включает в себя несколько этапов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как показывают научные исследования, элементарную политическую информацию человек способен воспринять уже в 3-4 года. Поэтому первой ступенью политической социализации является семья. Решающим политическим фактором на этом этапе становятся взгляды и образцы политического поведения родителей (активное участие в политике или уклонение от нее; поддержка государственных структур или оппозиция к ним и т.д.). Это прямое воздействие на будущее политическое поведение дополняется и неполитическими факторами. Речь идет о формировании средствами авторитета тех черт личности, которые будут иметь огромное значение для будущей политической позиции: способность к согласованным действиям или, напротив, конфликтность, умение обсуждать вопросы и выслушивать оппонента или неспособность к конструктивной дискуссии, толерантность или агрессивность и т.д. Думается, воздействие неполитических факторов в семье более заметно, чем факторов непосредственно политических. Только в сильно политизированных обществах последние могут доминировать в политической социализации ребенка. Однако в любом случае именно в семье закладываются обычно основные черт будущего политического поведения.

Важным фактором политической социализации принято считать группу сверстников, как известно, ее воздействие может быть равно по силе воздействию семье. К политическим факторам этого этапа можно отнести обмен политической информацией, ее обсуждение, первые дискуссии на политические темы. Формы таких дискуссий на этом этапе сравнительно просты и включают вопросы типа: "Ты за кого... (далее следует фамилия политического деятеля или название политического института) " и т.п. Сильнее на этом этапе, как и в предыдущем случае, работают неполитические факторы. К ним в первую очередь относятся различные формы игрового взаимодействия, имеющего, в том числе и политические черты: иерархия власти в группе,  лидерство или следование лидеру, солидарность, подчинение, бунтарство, разделение на "своих" и "чужих". Все это добавляет необходимые "кирпичики" в фундамент будущего политического поведения.

Важным этапом в процессе политической социализации личности является школа.  Политическими факторами здесь становятся: пропаганда определенных политических знаний, популяризация тех или иных политических деятелей, позиции учителей, содержание учебников, и, наконец, получение определенного гражданского образования. Заметно и воздействие неполитических факторов: совпадение (или несовпадение) провозглашаемых принципов реальным действиям, наличие (или отсутствие) строгой дисциплины, демократичность (или авторитарность) педагогического воздействия, определенная атмосфера, стимулирующая (или отвергающая) конформизм и т.д.

Следует отметить и то, что политическая социализация в школе сама, в свою очередь, должна подразделяться на этапы. Интересен в этом смысле опыт, накопленный политической психологией Запада. Так, швейцарские исследователи Ж. Пиаже и А. Вейл, изучавшие динамику национального самосознания детей, пришли и выводу, что дети 7-8 лет еще неспособны осваивать отвлеченные политические понятия: они как, правило, не осознают, что являются одновременно женевцами и швейцарцами, с трудом разграничивают понятия: "отчизна", "Европа", "остальной мир". По данным Дж. Адельсона (США) заметные сдвиги в политическом мышлении происходят в 11-13 лет, когда начинается интенсивное развитие политических представлений, при этом мышление детей в этом возрасте конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Так, правосудие они представляют в виде полицейского, судьи; правительство - в виде королевы, министра, мэра и т.д. Способность к полноценному абстрактному политическому мышление возникает, по мнению Дж. Адельсона, в 15 лет, когда подросток свободно начинает пользоваться понятиями "власть", "право", "свобода", "демократия". К 16-18 годам он способен осознать как ближайшие, так и отдаленные последствия политических событий, понять характер действия общественных и политических организаций.

К моменту окончания школы, т.е. в 17-18 лет, человек выходит на новый уровень политической социализации, к этому времени, как правило, уже происходит включение в политику в той или иной форме: индивид либо активно включается в политику, либо столь же активно отвергает ее, либо занимает некую среднюю, нейтральную позицию. Однако это не означает, что политическая социализация закончена. Она продолжается и в зрелом возрасте, продолжаясь по существу все жизнь. Решаемую роль на этом этапе играют такие политические факторы, как поведение власти, тип политической системы, политический режим, политические партии, характер государственного устройства и т.д. Они дополняются воздействием неполитических факторов: состояние экономики, окружающая среда, литература, искусство, средства массовой информации, дружеское общение, общение на работе, мода и т.д.

Если на ранних этапах политической социализации человек приобретает в основном политические знания и представления, то на этой стадии формируются и навыки политической деятельности, приобретается собственный политический опыт.

Данная модель политической социализации абстрактна. Политическая социализация конкретного человека может лишь в большей или меньшей мере совпадать с ней. Более того, некоторые этапы могут попросту «выпадать» из этого процесса, а интенсивное освоение политической жизни может начинаться лишь в зрелом возрасте. Да и само расчленение политической социализации на этапы в известной мере условно. Ведь жизнь человека - непрерывный процесс, где влияние семьи не заканчивается с появлением группы сверстников, а она, в свою очередь, не отрицает воздействия школы и т.д. Однако в любом случае подобная теоретическая модель помогает увидеть процесс политической социализации в наиболее типичном виде.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 239.