При авторитарном (автократическом) стиле лидер принимает решения единолично, определяя и регламентируя всю деятельность подчиненных, не давая им возможность проявить инициативу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При благодушно-попустительском стиле лидер вообще избегает принимать какие-либо решения, не участвуя в этом процессе и предоставляя подчиненным полную свободу действий.

При демократическом стиле лидер вовлекает сотрудников в процесс принятия решений, используя групповую дискуссию, стимулируя их активность и разделяя вместе с ним ответственность за принятие решений.

Тем не менее, эти стили не имели отношения к политическим режимам, и в настоящее время некоторые исследователи предпринимают попытки переназвать их соответственно: директивный стиль, коллегиальный стиль, разрешительный стиль.

Описанное лидерство содержит в себе две стороны: содержательную и техническую. Содержательная сторона включает в себя решения, предлагаемые лидером, а техническая – способы этих решений. Г.М. Андреева предлагает рассматривать лидерские стили, анализируя их с 2 указанных сторон (табл. 1.).

Таблица 1.

 

Содержательные и технические характеристики стилей лидерства по Левину и Липпету

Стиль Формальная (техническая) сторона Содержательная сторона
  Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее во
  Запреты без снисхождения, с угрозой. всем объеме.

Автори-

Четкий язык, неприветливый тон. Определяются лишь непосредственные
Похвала и порицание субъективны. цели, дальние – неизвестны.
тарный Эмоции не принимаются в расчет. Голос руководителя – решающий.
     
  Позиция лидера – вне группы  
  Инструкция в форме предложений. Мероприятия планируются

Демокра-

Несухая речь, товарищеский тон. не заранее, а в группе.
Похвала и порицание – с советами. Зареализацию предложений отвечают все.
тический Распоряжение и запреты сдискуссиями. Все разделы работы не только
  Позиция лидера – внутри группы предлагаются, но и обсуждаются

Продолжение табл. 1.

  Тон – условный. Дела в группе идут сами собой.
Попусти- Отсутствие похвалы и порицаний. Лидер не дает указаний.
тельский Никакого сотрудничества. Разделы работы складываются из
  Позиция лидера – незаметно в стороне отдельных интересов или исходят
  от группы от нового лидера

 

Г.М. Андреева подчеркивает, что любая схема не может охватить все стороны и проявления стиля лидерства, однако исследователи пытаются усложнить ее или ввести новые понятия, например, новые типы лидеров: лидер организатор, лидер-эрудит, лидер-инициатор, лидер – генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения. При этом проблема заключается в том, что феномен лидерства в настоящий момент описан еще неопределенно, в том числе нет четкого разделения между понятиями «лидер» и «руководитель».

С точки зрения Г.М. Андреевой, самым большим упрощением является мнение, согласно которому руководитель и лидер – обязательно одно лицо. Отличительные черты лидера от руководителя нами будут рассмотрены.

Что касается эффективности того или иного стиля лидерства, исследования К. Левина показали, что хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой был наивысшим, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем продуктивности были самыми высокими, по сравнению с другими группами.

Попустительский стиль приводил к беспорядкам и конфликтам, что неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы. Выбор стиля лидерства во многом зависит от содержания той или иной деятельности.

Другие исследования конкретизировали возможности достижения эффективности в зависимости от практики различных стилей. Так, в целом, предпочтительным является демократический стиль, однако, когда речь идет о выполнении «простой» работы за короткий срок силами группы со средним уровнем образования более эффективным является авторитарное лидерство. Попустительский стиль продуктивен, когда речь заходит о выполнении сложной работы с неопределенными целями, которую выполняет креативная и образованная группа. Следует отметить, что рассмотренные концепции Х и У – Д. МакГрегора и концепция Левина-Липпета относятся к поведенческим теория лидерства. Непосредственно теории лидерских черт и ситуационные теории лидерства нам еще предстоит изучить.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 326.