ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится скоординированная, согласованная или единая политика в определенных отраслях экономики (ст. 1 Договора о ЕАЭС).
В рамках ЕАЭС существует Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции государств - членов ЕАЭС, которая предусматривает (абз. 15 ч. 1 ст. 2 Договора о ЕАЭС):
- единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие);
- меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры;
- Единый таможенный тариф ЕАЭС;
- единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.
Обратите внимание! Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация - государства - члены ЕАЭС с 1 января 2015 г. (абз. 1 преамбулы Договора о ЕАЭС); Республика Армения официально вступила в ЕАЭС с 2 января 2015 г. (ч. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС); Кыргызская Республика стала членом ЕАЭС с 12 августа 2015 г. (ч. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС) |
Согласно Договору о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) в рамках ЕАЭС осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг), в порядке, предусмотренном разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Протоколом о порядке взимания косвенных налогов для целей взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в рамках ЕАЭС даны следующие определения терминам "работа" и "услуга":
работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (абз. 17 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);
услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав (абз. 21 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг по договорам, заключенным организациями - налоговыми резидентами Республики Беларусь с организациями других государств - членов ЕАЭС, взимание НДС осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Исключением являются работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Беларусь с территории другого государства - члена ЕАЭС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства (п. 28, 31 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Обратите внимание! При реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Беларусь с территории другого государства - члена ЕАЭС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, взимание НДС и обеспечение контроля за его уплатой осуществляются в порядке, применяемом при экспорте товаров с территории Республики Беларусь (п. 3, подп. 1) п. 4 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов) |
Примечание. Подробнее о порядке взимания НДС при реализации работ по переработке давальческого сырья см. подраздел 1.8.1.2.3.
Таким образом, если местом реализации работ (услуг) признается территория Республики Беларусь, то НДС уплачивается в Республике Беларусь. При этом налоговая база, ставки НДС, порядок взимания налога, а также налоговые льготы по НДС (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 2 п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Если территория Республики Беларусь не признается местом реализации работ (услуг), то белорусский плательщик не исчисляет и не уплачивает НДС в Республике Беларусь. Такая же норма содержится в НК: объектом обложения НДС признаны обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав только на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Обратите внимание! Плательщики имеют право применить ставку НДС в размере 20% по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (ч. 2 п. 10 ст. 102 НК) |
Примечание. Дополнительно об определении места реализации выполненных работ (оказанных услуг), в том числе в рамках ЕАЭС, см. справочную таблицу об определении места реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Обратите внимание! Если белорусский плательщик выполняет работы (оказывает услуги) для резидента государства - члена ЕАЭС и территория Республики Беларусь признается местом реализации таких работ (услуг), то белорусскому плательщику следует создать и направить на Портал (без выставления заказчику работ (услуг)) ЭСЧФ (п. 1, ч. 1 п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК). Обязанность по созданию ЭСЧФ возникает у белорусского плательщика и в том случае, когда он приобретает работы (услуги) у резидента государства - члена ЕАЭС на территории Республики Беларусь. В этом случае ЭСЧФ, созданный плательщиком, направляется на Портал (п. 1, ч. 4 п. 5, абз. 2 ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК) |
Таким образом, для того чтобы определить необходимость исчисления НДС, белорусскому плательщику нужно установить место реализации работ (услуг).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.