Ставки при реализации товаров в государства - члены ЕАЭС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с ч. 1 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС. В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке. Кроме выписки банка в налоговый орган представляются также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары;

3) заявление о ввозе товаров, составленное по форме согласно приложению 1 к Протоколу об обмене информацией (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов ЕАЭС). Заявление о ввозе товаров должно содержать отметку налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате НДС (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

Вместо заявления о ввозе товаров в налоговый орган может быть представлен перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств - членов ЕАЭС либо иными нормативными правовыми актами государств - членов ЕАЭС (ч. 3 подп. 3) п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

 

Обратите внимание! В перечень заявлений включаются реквизиты и сведения из тех заявлений о ввозе товаров, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором (ч. 2 подп. 3) п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов)

 

В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и Протоколом об обмене информацией плательщики (импортеры) наделены правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров в электронном виде с ЭЦП. Поэтому между белорусским экспортером (продавцом) и импортером - плательщиком государства - члена ЕАЭС (покупателем) может быть достигнута договоренность об использовании покупателем (импортером) этого механизма представления заявления о ввозе товаров;

 

Примечание. Подробнее о порядке действий белорусского экспортера при использовании покупателем (импортером) механизма представления заявления о ввозе товаров в электронном виде с ЭЦП см. в разъяснениях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь "Об использовании плательщиками формата электронного заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для применения ставки по налогу на добавленную стоимость в размере ноль процентов и освобождения по акцизам в торговле со странами Евразийского экономического союза" (размещено на официальном сайте МНС 07.10.2015), "Об администрировании косвенных налогов в Евразийском экономическом союзе при электронном документообороте" (размещено на официальном сайте МНС 15.12.2014) и письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.12.2015 N 2-1-10/2290 "О работе сервисов по администрированию косвенных налогов в ЕАЭС".

 

4) транспортные (товаросопроводительные) документы и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары.

Вышеперечисленные документы подтверждают применение нулевой ставки НДС (ч. 1 п. 4, ч. 2 п. 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов):

- при вывозе предметов лизинга с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю. При этом налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга)) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС (ч. 3 подп. 2) ч. 1 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

- при вывозе товаров по договорам (контрактам) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей). В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям (ч. 4 подп. 2) ч. 1 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

- при вывозе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, с территории государства - члена ЕАЭС, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства - члена ЕАЭС. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья (п. 9 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

- при вывозе товаров по договору (контракту) на переработку давальческого сырья.

Вместе с тем Протоколом о порядке взимания косвенных налогов предусмотрена возможность непредставления в налоговый орган вышеперечисленных документов, кроме заявления о ввозе товаров (перечня заявлений), если их представление одновременно с налоговой декларацией по НДС не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары (ч. 5 подп. 2) ч. 1, ч. 2 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

 

Примечание. О применении нулевой ставки НДС без наличия факта поставки товара взамен по товарообменному контракту с резидентом государства - члена ЕАЭС см. консультации.

 

В соответствии с НК основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации налогоплательщикам государств - членов ЕАЭС или налогоплательщикам государств, не являющихся членами ЕАЭС, товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС, является наличие у плательщика следующих документов (ч. 1 п. 7 ст. 102 НК):

- договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров (в том числе с выставок-ярмарок, с мест хранения на территории государства - члена ЕАЭС);

- транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Наличие указанных документов не требуется, если для отдельных видов перемещения, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством.

При вывозе на территорию государства - члена ЕАЭС товаров с целью временного хранения, участия в выставках-ярмарках в случае последующей реализации таких товаров требуется наличие у плательщика также транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров покупателям. При перемещении товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи требуется наличие у плательщика актов приема-сдачи товаров;

- заявления о ввозе товаров либо перечня заявлений (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС).

Наличие вышеперечисленных документов является основанием для применения ставки НДС 0% и для товаров, вывезенных:

- по договорам (контрактам) финансового лизинга, предусматривающим переход права собственности на предметы лизинга к лизингополучателю;

- договорам (контрактам) займа, предусматривающим предоставление займа в виде вещей;

- договорам (контрактам) на изготовление товаров (за исключением производства товаров из давальческого сырья (материалов)).

 

Пример. Организация - плательщик Республики Беларусь отгрузила товар в Российскую Федерацию. На момент отгрузки товаров имеются контракт и товаросопроводительные документы, позже получено заявление о ввозе товаров. Оплата за товар не поступила.

Так как в соответствии с законодательством Республики Беларусь представление документов, подтверждающих оплату товаров, для целей подтверждения нулевой ставки НДС не предусмотрено, в рассматриваемой ситуации организация может применить ставку НДС в размере 0%, не дожидаясь поступления оплаты за товар.

 

Нулевая ставка НДС может применяться организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь (далее - комитент) при реализации товаров на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров (далее - договор комиссии) через комиссионеров, поверенных иных аналогичных лиц (далее - комиссионер). Причем комиссионером может быть организация и (или) индивидуальный предприниматель Республики Беларусь (далее - белорусский комиссионер) либо иностранная организация и (или) физическое лицо, являющееся налогоплательщиком государств - членов ЕАЭС (далее - иностранный комиссионер).

Если товар, вывезенный (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС, реализуется на основании договора комиссии через белорусского комиссионера, основанием для применения нулевой ставки НДС является наличие у комитента следующих документов (ч. 2 п. 7 ст. 102 НК):

- договора комиссии, поручения или иного аналогичного договора;

- транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров белорусскому комиссионеру, и копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров покупателям;

- заявления о ввозе товаров либо перечня заявлений (представляется комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС).

 

Пример. Белорусская организация-комитент реализует произведенную продукцию, вывезенную с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан с привлечением белорусского комиссионера. Транспортные (товаросопроводительные) документы (их копии), подтверждающие отгрузку продукции белорусским комиссионером ее покупателям, у комитента отсутствуют.

В данном случае при отсутствии транспортных (товаросопроводительных) документов (их копий), подтверждающих отгрузку продукции комиссионером ее покупателям, комитентом не может быть применена нулевая ставка НДС.

 

Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации комитентами через иностранных комиссионеров на основании договоров комиссии товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС в целях их последующей реализации в пределах либо за пределы таможенной территории ЕАЭС, является наличие у комитента следующих документов (ч. 3 п. 7 ст. 102 НК):

- договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;

- транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров иностранному комиссионеру;

- таможенной декларации, оформленной иностранным комиссионером и заверенной таможенным органом государства - члена ЕАЭС, подтверждающей вывоз товаров с территории государств - членов ЕАЭС в целях их постоянного размещения, либо заявления о ввозе товаров (перечня заявлений).

Таможенная декларация представляется комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС в случае, если вывоз товаров осуществляется в государства - члены ЕАЭС в целях их дальнейшей реализации иностранным комиссионером за пределы таможенной территории ЕАЭС при условии, что законодательством государства - члена ЕАЭС уплата НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь не возложена на комиссионера.

Заявления о ввозе товаров либо перечень заявлений представляются комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС в случае, если законодательством государства - члена ЕАЭС уплата НДС при ввозе товаров с территории другого государства - члена ЕАЭС (в том числе с территории Республики Беларусь) возложена на иностранного комиссионера либо покупателя.

 

Пример. Белорусская организация-комитент реализует произведенную продукцию, вывезенную с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации с привлечением комиссионера - резидента Российской Федерации. При этом товары были вывезены из Республики Беларусь и доставлены на склад комиссионера в Российской Федерации комитентом самостоятельно, с использованием собственного транспорта. Дальнейшая отгрузка товаров покупателям производится комиссионером с его склада как на территории Российской Федерации, так и за пределами территории Таможенного союза. В соответствии с законодательством Российской Федерации при ввозе товара комиссионером НДС не уплачивается.

В данном случае комитент вправе применить нулевую ставку НДС по реализованным через российского комиссионера товарам. При этом для обоснования ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на территории Российской Федерации в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС необходимо представить заявление о ввозе товаров (перечень заявлений), предоставленное российской организацией-покупателем. Для обоснования нулевой ставки НДС при реализации товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в налоговый орган необходимо представить заверенную таможенным органом Российской Федерации таможенную декларацию, подтверждающую вывоз товаров с территории Российской Федерации в целях их постоянного размещения.

 

Таким образом, определенный п. 7 ст. 102 НК перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, вывезенных в государства - члены ЕАЭС, в отличие от перечня документов, указанных в п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, не содержит документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров (подтверждающих импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг)). Кроме этого, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки плательщики в соответствии со ст. 102 НК представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС только один документ - заявление о ввозе товаров (перечень заявлений). А при реализации товаров через иностранного комиссионера за пределы таможенной территории ЕАЭС - заверенную таможенную декларацию, подтверждающую вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС в целях их постоянного размещения. Остальные документы в налоговый орган не представляются, требуется их наличие у плательщика.

 

Обратите внимание! Перечень заявлений составляется по форме согласно приложению 11 к форме налоговой декларации по НДС в порядке, установленном п. 29 Инструкции N 42 (абз. 7 ч. 2 п. 5 ст. 102 НК)

 

В ином порядке подтверждается применение нулевой ставки НДС при реализации товаров, вывозимых с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС, и помещении их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства - члена ЕАЭС.

В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов в этом случае вместо заявления о ввозе товаров (перечня заявлений) в налоговый орган первого государства - члена ЕАЭС представляется заверенная таможенным органом другого государства - члена ЕАЭС копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны (ч. 4 подп. 3) п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Согласно НК основанием для применения ставки НДС в размере 0% при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС и помещенных на территории государств - членов ЕАЭС под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада, является наличие у плательщика следующих документов (ч. 4 п. 7 ст. 102 НК):

- договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров;

- транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию государства - члена ЕАЭС;

- заверенной таможенным органом государства - члена ЕАЭС копии таможенной декларации, в соответствии с которой товары на территории государства - члена ЕАЭС помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада. Такая таможенная декларация представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС.

Согласно ст. 2 Протокола об обмене информацией налоговые органы государств - членов ЕАЭС в обязательном порядке обмениваются информацией о суммах НДС, уплаченных в бюджет государств - членов ЕАЭС при импорте товаров, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения). Такая информация поступает в налоговый орган по месту постановки на учет экспортера в электронном виде.

Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары (ч. 1 п. 7 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

В случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена ЕАЭС, при наличии в налоговом органе Республики Беларусь подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена ЕАЭС факта уплаты НДС в полном объеме (освобождения от уплаты НДС) (ч. 2 п. 7 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Если представленные плательщиком Республики Беларусь (экспортером) сведения о перемещении товаров и уплате НДС не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС обмена информацией, налоговый орган Республики Беларусь взыскивает налог и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством Республики Беларусь (п. 8 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 204.