Во всех остальных случаях местом реализации является территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются (передаются) имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1 - 1.4 ст. 33 НК (подп. 1.5 ст. 33 НК). Аналогичный принцип применяется, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа, аренды, лизинга транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем, то есть местом реализации таких услуг является место деятельности и (или) нахождения (жительства) продавца.
Пример. Белорусская организация предоставила в аренду автомобиль иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Местом реализации в этом случае согласно подп. 1.5 ст. 33 НК будет являться территория Республики Беларусь, т.к. местом нахождения арендодателя является территория Республики Беларусь.
В другой ситуации иностранная организация, не осуществляющая деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, предоставила в аренду белорусской организации автомобиль. Местом реализации в этом случае согласно подп. 1.5 ст. 33 НК территория Республики Беларусь не является, т.к. территория Республики Беларусь не является местом нахождения арендодателя.
Пример. Белорусская транспортная организация по заказу иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, осуществила перевозку груза из г. Киева в г. Екатеринбург. Местом реализации таких услуг согласно подп. 1.5 ст. 33 НК является место нахождения продавца услуг, т.е. территория Республики Беларусь.
В другой ситуации иностранная организация, не осуществляющая деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по заказу белорусской организации осуществила перевозку груза из г. Екатеринбурга в г. Киев. Местом реализации таких услуг согласно подп. 1.5 ст. 33 НК территория Республики Беларусь не является, т.к. Республика Беларусь не является местом нахождения продавца услуг.
Примечание. Дополнительно об определении места реализации работ (услуг) по месту нахождения исполнителя работ (услуг) см. консультации.
Все изложенное выше можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Наименование работ, услуг, имущественных прав | Место реализации согласно ст. 33 НК |
Работы, услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом | Место нахождения недвижимого имущества |
Работы, услуги, связанные с движимым имуществом | Место нахождения движимого имущества |
Услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, обучения (образования), за исключением услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования | Место фактического оказания услуг |
Услуги, связанные с получением, поддержанием в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, переходом прав на объекты интеллектуальной собственности | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Услуги по реализации (передаче) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Аудиторские, консультационные, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, представлению информации, дизайнерские услуги (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуги в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Услуги по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Аренда (лизинг) движимого имущества, за исключением транспортных средств | Место деятельности и (или) нахождения арендатора (лизингополучателя) |
Аренда, лизинг транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем | Место деятельности и (или) нахождения арендодателя (лизингодателя) |
Услуги по перевозке товаров, пассажиров и их багажа | Место деятельности и (или) нахождения продавца |
Услуги (выполнение работ) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации по сопровождению таких программ и баз данных | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуги по его техническому обслуживанию, услуги по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Услуги лица, привлекающего от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных подпунктом 1.4 п. 1 ст. 33 НК | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Услуги в электронной форме | Место деятельности и (или) нахождения покупателя |
Иные работы, услуги, имущественные права, не перечисленные выше | Место деятельности и (или) нахождения продавца |
ГЛАВА 1.6
НАЛОГОВАЯ БАЗА
Налоговая база НДС представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 98 НК) и определяется в соответствии с принципами и особенностями, установленными НК (ст. 97, 98 НК). Кроме того, особенности определения налоговой базы могут устанавливаться Президентом Республики Беларусь и международными соглашениями.
Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:
- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав - в соответствии с положениями, установленными ст. 97, 98 НК;
- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, - в соответствии с положениями ст. 99 НК;
- при ввозе товаров из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации - в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
1.6.1. Принципы определения налоговой базы
Налоговая база НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных объектов (п. 1 ст. 97 НК) исходя из всех поступлений, полученных плательщиком в денежной, натуральной и иных формах (п. 4 ст. 97 НК).
Пример. За поставленный товар покупатель частично расплатился деньгами, а в счет оставшейся части долга передал продавцу автомобиль и ценные бумаги. И деньги, и автомобиль, и ценные бумаги являются выручкой от продажи товара, причем автомобиль и ценные бумаги могут быть оценены по договоренности сторон, участвующих в сделке.
Вместе с тем в связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.
Обратите внимание! При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе: средства, перечисляемые головной организацией входящим в ее состав обособленным подразделениям, а также этими обособленными подразделениями друг другу, из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли; дивиденды и приравненные к ним доходы; средства, перечисленные организации, в том числе государственному объединению, объединению, ассоциации, а также исполнительному органу акционерного общества организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными структурными подразделениями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными структурными подразделениями, входящими в состав организации, в том числе государственного объединения, объединения, акционерного общества, ассоциации, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); средства резервного и других фондов, передаваемые в пределах одного юридического лица; средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права (п. 5 ст. 97 НК) |
Примечание. Дополнительно по вопросам определения налоговой базы НДС организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, при получении субсидий на финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказанных льготным категориям граждан, а также бюджетных средств в оплату стоимости работ, выполненных собственными силами, см. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.07.2017 N 2-1-9/01343/5-1-19/9760/07-32/251 "О налоге на добавленную стоимость".
Примечание. О том, учитываются ли при определении налоговой базы суммы компенсации по сбору отходов товаров и тары, полученные производителями и поставщиками от ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов", см. статью "НДС: Компенсация расходов по сбору (заготовке) отходов и тары" (С.В.Еськова, заместитель начальника отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. - 2014. - N 19).
Пример. Организация получила государственную поддержку в виде субсидии из местного бюджета на уплату налога на землю. Сумма этих средств у организации в налоговую базу не включается и НДС не облагается.
Пример. Организация "А" по итогам года получила дивиденды от организации "Б", в уставный фонд которой были осуществлены финансовые вложения. Дивиденды были зачислены на расчетный счет организации "А". Сумма этих средств у организации "А" в налоговую базу не включается и НДС не облагается.
Налоговая база определяется только в белорусских рублях (ч. 1 п. 2, п. 6 ст. 97 НК). Все обороты, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на момент фактической реализации объектов в соответствии со ст. 100 НК.
Обратите внимание, что при реализации с 1 января 2015 г. товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка (далее - предварительная оплата), предусмотрен особый порядок определения налоговой базы НДС. Так, в отношении предварительной оплаты, которая была получена в 2014 году, иностранная валюта пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на 31 декабря 2014 г.; в отношении предварительной оплаты, полученной в 2015 году, такой пересчет производится по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату ее получения; в оставшейся части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается курс Национального банка Республики Беларусь на момент их фактической реализации (ч. 2 п. 2 ст. 97 НК).
Примечание. Дополнительно о порядке определения налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим расчеты за товары в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка, см.: статью "Реализация имущества, работ, услуг за иностранную валюту в 2015 году" (Е.С.Тихомирова) (Главная книга.by. - 2015. - N 02); статью "НДС при приобретении и реализации объектов за иностранную валюту в 2015 году" (И.Ю.Печерская) (Главная книга.by. - 2015. - N 03) и консультации.
1.6.2. Особенности определения налоговой
Базы в отдельных случаях
По общему правилу налоговая база для НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя:
а) из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС;
б) из регулируемых розничных цен (тарифов), включающих НДС (п. 1 ст. 98 НК).
Эти положения распространяются на обороты по реализации:
- приобретенных объектов;
- произведенных объектов;
- объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 98 НК).
Вместе с тем НК установлены особенности определения налоговой базы в ряде случаев.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 287.