При ввозе на территорию Республики Беларусь от НДС освобождаются:
1) транспортные средства, ввозимые с территории государств - членов Евразийского экономического союза, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств (подп. 1.1 п. 1 ст. 96 НК);
2) товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 96 НК);
3) белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 96 НК);
4) технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, при наличии заключения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к указанным техническим средствам. Такие технические средства, ввезенные с использованием льгот по налогу на добавленную стоимость, должны использоваться на территории Республики Беларусь в целях профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов. При нецелевом использовании этих технических средств либо их вывозе за пределы территории Республики Беларусь без использования в указанных целях налог на добавленную стоимость уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 96 НК).
Перечень технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 N 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров" (далее - Указ N 107);
Примечание. Дополнительно по вопросу применения льготы по НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь этих категорий товаров см. консультацию.
5) лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам, медицинским изделиям и протезно-ортопедическим изделиям или к сырью, материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним (подп. 1.5 п. 1 ст. 96 НК).
Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь (далее - Перечень лекарственных средств и медицинских изделий), утвержден Указом N 107;
Примечание. Дополнительно по вопросу применения льготы по НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь этих категорий товаров см. консультацию.
6) носители экземпляров фильмов, культурные ценности, ввозимые организациями культуры (подп. 1.7 п. 1 ст. 96 НК).
Основанием для освобождения от НДС указанного имущества является заключение Министерства культуры Республики Беларусь об отнесении ввозимых товаров к носителям экземпляров фильмов или культурным ценностям;
7) все виды печатных изданий, получаемых государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые государственными кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов (подп. 1.8 п. 1 ст. 96 НК);
8) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия (части изделий) из них (кроме ювелирных изделий), а также концентраты и другие промышленные продукты, лом и отходы, содержащие драгоценные и цветные металлы, ввозимые для пополнения Госфонда, при наличии соответствующего подтверждения Министерства финансов Республики Беларусь или Национального банка Республики Беларусь (для драгоценных металлов в виде банковских слитков, ввозимых для пополнения золотого запаса Госфонда) (подп. 1.9 п. 1 ст. 96 НК);
9) банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые банками (подп. 1.10 п. 1 ст. 96 НК);
Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. комментарий "Изменения в налогах для банковской сферы" (Н.П.Судник, заместитель начальника управления - начальник отдела налогообложения доходов главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Республики Беларусь).
10) товары, ввозимые с территории государств - членов Евразийского экономического союза и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений, включая проживающих вместе с ними членов их семей (если они не являются гражданами Республики Беларусь), представительствами и органами международных организаций и межгосударственных образований, а также дипломатическая почта и консульская вализа (подп. 1.11 п. 1 ст. 96 НК);
11) товары, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 п. 1 ст. 96 НК).
Вопросы, касающиеся порядка и условий освобождения вышеуказанных товаров от НДС, регламентированы Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 5 "Об иностранной безвозмездной помощи" (далее - Декрет N 5), которым утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее - Положение N 5). Декрет N 5 вступил в силу 4 марта 2016 г.
Иностранной безвозмездной помощью являются денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями (абз. 3 п. 2 Положения N 5).
Иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные п. 3 Положения N 5, освобождается от НДС Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ч. 1 п. 31 Положения N 5). Отметим, что для освобождения от НДС иностранной безвозмездной помощи, получаемой на иные цели (абз. 10 - 12 п. 3 Положения N 5), определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь, требуется наличие заключения компетентного государственного органа (ч. 2 п. 31 Положения N 5). Цели использования иностранной безвозмездной помощи указываются в плане целевого использования (распределения) помощи (приложение 13 к Положению N 5), согласованном Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - Департамент) (п. 26 Положения N 5). Такими целями являются (п. 3 Положения N 5):
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализация научно-исследовательских программ;
- содействия охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
- оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
- оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
- развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
- иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь:
по согласованию с Президентом Республики Беларусь, - в отношении помощи в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;
без согласования с Президентом Республики Беларусь, - в отношении помощи в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления.
Иностранная безвозмездная помощь, полученная юридическими лицами, подлежит регистрации в Департаменте (п. 17 Положения N 5). Регистрация Департаментом иностранной безвозмездной помощи подтверждается выдачей юридическим лицам удостоверения о регистрации помощи по форме, установленной приложением 14 к Положению N 5 (п. 30 Положения N 5). В это удостоверение вносится в том числе информация об освобождении иностранной безвозмездной помощи от налогов, сборов (пошлин) с указанием видов налоговых льгот (п. 35 Положения N 5).
Для использования освобождения от НДС в отношении иностранной безвозмездной помощи в инспекцию МНС по месту постановки на учет при подаче декларации по НДС представляются:
копия удостоверения о регистрации помощи (приложение 14 к Положению N 5), содержащего сведения об установленных видах налоговых льгот;
копия плана целевого использования (распределения) помощи (приложение 13 к Положению N 5), согласованного Департаментом (подп. 36.1 п. 36 Положения N 5).
Для использования льгот в отношении иностранной безвозмездной помощи при таможенном декларировании представляются:
- копия удостоверения о регистрации помощи (приложение 14 к Положению N 5), содержащего сведения о льготах;
- копия плана целевого использования (распределения) помощи (приложение 13 к Положению N 5), согласованного Департаментом;
- копия документа, подтверждающего поступление товара (имущества) получателю с указанием его наименования, количества и стоимости (подп. 36.2 п. 36 Положения N 5);
12) товары, получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи, предназначенные для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.13 п. 1 ст. 96 НК).
Вопросы, касающиеся предоставления Республике Беларусь международной технической помощи, регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее - Указ N 460).
В соответствии с Указом N 460 международная техническая помощь - это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.
Реализация проектов международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 N 1522 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. N 460" (далее - Постановление N 1522)).
Получатели международной технической помощи представляют в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Комиссия) для одобрения проекты (программы) международной технической помощи. Перечень товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) (далее - перечень), также должен пройти одобрение Комиссией (подп. 1.2 п. 1 Указа N 460, подп. 1.2 п. 1 Постановления N 1522).
Перечень является документом, который подтверждает отнесение товаров к товарам, предоставляемым для осуществления проекта (программы) международной технической помощи (ч. 1 п. 28 Положения о порядке подготовки, рассмотрения, одобрения и регистрации проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденного Постановлением N 1522 (далее - Положение N 1522). Форма перечня установлена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 N 82 "О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов международной технической помощи".
На основании решений Комиссии об одобрении перечня Министерство экономики Республики Беларусь представляет в МНС Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подтверждения по перечню, а также сам перечень. Министерство экономики Республики Беларусь выдает получателю международной технической помощи выписку из решения Комиссии и один экземпляр перечня (п. 36 Положения N 1522).
Для применения освобождения от НДС получатель международной технической помощи представляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС для использования в целях, определенных проектом международной технической помощи, а также копии перечня и зарегистрированного Министерством экономики Республики Беларусь проекта международной технической помощи (п. 42 Положения N 1522);
13) оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь на территорию Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.14 п. 1 ст. 96 НК).
Такие порядок и условия определены Указом Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 N 202 "Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности" (далее - Указ N 202).
Основанием для освобождения от обложения НДС рассматриваемых товаров является заключение о назначении оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий, выдаваемое в порядке, установленном Положением о порядке выдачи заключения о назначении оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий для целей освобождения их от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость, утвержденным Указом N 202;
14) ввозимые организациями, осуществляющими производство лазерно-оптической техники, товары, применяемые такими организациями в составе лазерно-оптической техники и не производимые на территории Республики Беларусь, а также оборудование и оснастка, используемые ими для производства лазерно-оптической техники (подп. 1.15 п. 1 ст. 96 НК).
Основанием для освобождения от НДС указанных товаров, оборудования и оснастки является заключение о том, что они необходимы для производства лазерно-оптической техники, выдаваемое Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в порядке и по форме, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.
Порядок выдачи такого заключения определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2006 N 1436 "Об утверждении Положения о порядке выдачи заключений о необходимости товаров, оборудования и оснастки для производства лазерно-оптической техники";
15) установки, комплектующие и запасные части к ним по использованию возобновляемых источников энергии (подп. 1.16 п. 1 ст. 96 НК).
Основанием для освобождения от НДС указанных товаров является заключение об отнесении ввозимых товаров к установкам по использованию возобновляемых источников энергии, комплектующим и запасным частям к ним, выдаваемое Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Порядок выдачи такого заключения изложен в Инструкции о порядке выдачи заключения об отнесении ввозимых товаров к установкам по использованию возобновляемых источников энергии, комплектующим и запасным частям к ним, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.08.2014 N 37;
16) технологическое оборудование и запасные части к нему, предназначенные для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (подп. 1.17 п. 1 ст. 96 НК).
Такой порядок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 N 168 "О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)" (далее - Указ N 168).
От НДС освобождаются юридические лица - резиденты Республики Беларусь, реализующие инвестиционные проекты, финансируемые за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, включенные в перечень таких проектов, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему, предназначенных для реализации таких инвестиционных проектов.
Перечень технологического оборудования и запасных частей к нему с указанием инвестиционных проектов, для реализации которых они ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь, формируется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.2008 N 917 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. N 168";
17) технологическое оборудование, комплектующие и (или) запасные части к нему, ввозимые резидентами Парка высоких технологий в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.18 п. 1 ст. 96 НК).
Порядок и условия определены Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2012 N 392 "Об отдельных вопросах налогообложения резидентов Парка высоких технологий" (далее - Указ N 392), где установлено, что основанием для применения освобождения является заключение о назначении ввозимых резидентом Парка высоких технологий товаров. Такое заключение выдается государственным учреждением "Администрация Парка высоких технологий";
Обратите внимание! С 28.03.2018 порядок и условия применения указанного освобождения от НДС определены Декретом N 8 (п. 16 Декрета N 8, п. 35 Положения о ПВТ, утвержденного Декретом N 8) |
18) технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для использования его на территории Республики Беларусь при реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.19 п. 1 ст. 96 НК).
Такие порядок и условия определены Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" (далее - Декрет N 10). Основанием для предоставления такой льготы является представление в таможенный орган заключения, выданного государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор. Заключение должно подтверждать назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта (абз. 6 ч. 1, ч. 2 подп. 3.1 п. 3 Декрета N 10).
Примечание. Дополнительно о применении льготы по Декрету N 10 см. статью "Льготы инвесторам по таможенным платежам" (Н.А.Дубинский) (Налоги Беларуси. - 2016. - N 30).
Порядок подтверждения условий для применения освобождения от ввозных платежей, в том числе НДС, в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, ввозимых (ввезенных) для реализации на территории Республики Беларусь инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики), определен Положением о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2014 N 149 (далее - Постановление N 149).
Подтверждение осуществляется путем выдачи заключений о согласовании перечня технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также перечня сырья и материалов, ввозимых (ввезенных) для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) (приложения 1 и 2 к Положению о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, утвержденному Постановлением N 149);
Обратите внимание! Выдача указанных заключений является административной процедурой. Перечень документов, необходимых для ее осуществления, срок осуществления этой процедуры указаны в подп. 1.26.1, 1.26.2 п. 1.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 |
19) семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания (подп. 1.20 п. 1 ст. 96 НК).
Основанием для освобождения от НДС семян, указанных в части первой подп. 1.20 п. 1 ст. 96 НК, является заключение государственного учреждения "Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений" о предназначении ввозимых семян для государственного сортоиспытания или заключение Национальной академии наук Беларуси о предназначении ввозимых семян для научных целей;
20) иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь (подп. 1.21 п. 1 ст. 96 НК).
К таким иным товарам относятся, в частности, следующие:
а) товары, перечисленные в Перечне товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331;
б) технологическое оборудование и автокомпоненты, ввозимые на территорию Республики Беларусь для производства легковых автомобилей (подп. 1.2 п. 1 Указа N 175).
Основанием для освобождения от НДС является наличие у организации заключения Министерства промышленности Республики Беларусь по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, подтверждающего, что ввозимые товары предназначены для производства легковых автомобилей;
в) сырье и материалы для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций при ввозе производителями таких изделий и посуды на территорию Республики Беларусь. Данное освобождение предусмотрено Указом N 521, вступившим в силу 31 декабря 2015 г. Перечень сырья и материалов, освобождаемых от НДС при ввозе, приведен в приложении к Указу N 521.
Основанием для освобождения от НДС являются заключения о предназначении ввозимого сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций. Такие заключения выдаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и должны содержать сведения о наименовании, количестве и стоимости соответствующих сырья и материалов, лицах, осуществляющих их ввоз, реквизитах внешнеэкономических контрактов, на основании которых ввозятся эти сырье и материалы (ч. 2 п. 1 Указа N 521).
Для применения льготы по НДС плательщик должен представить заключения:
в таможенный орган - в отношении сырья и материалов, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС;
в налоговый орган - в отношении сырья и материалов, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС (ч. 2 п. 1 Указа N 521).
Следует учитывать, что в случае использования сырья и материалов, ввезенных с предоставлением льгот, не по целевому назначению НДС уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством (ч. 4 п. 1 Указа N 521);
г) другие товары, поименованные в иных указах Президента Республики Беларусь, направленных на реализацию конкретных проектов.
В отношении некоторых товаров, поименованных в п. 1 ст. 96 НК, при ввозе которых используется льгота по уплате НДС, действуют ограничения по пользованию и распоряжению товарами. В случае использования таких товаров не по целевому назначению НДС, взимаемый таможенными органами, уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством (подп. 2) п. 10 ст. 136 ТмК ЕАЭС). К таким товарам, в частности, относятся (ч. 2 п. 2 ст. 96 НК):
- технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов;
- товары, получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи, предназначенные для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;
- оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь на территорию Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;
- технологическое оборудование и запасные части к нему, предназначенные для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
- технологическое оборудование, комплектующие и (или) запасные части к нему, ввозимые резидентами Парка высоких технологий в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;
- технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для использования его на территории Республики Беларусь при реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Ограничения по пользованию и (или) распоряжению вышеуказанными товарами действуют до использования и потребления товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, но не более пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Следует отметить, что ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют и в отношении отдельных товаров, определенных ч. 2 п. 2 ст. 96 НК, которые были ввезены на территорию Республики Беларусь до 1 января 2013 г. с применением освобождения от НДС. Такие товары определены Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 N 455 "О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее - Указ N 455), к ним относятся:
- товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи (подп. 1.13 п. 1 ст. 96 НК) и помещенные до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с использованием освобождения от НДС. Для таких товаров ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до завершения проекта (программы) международной технической помощи, но не более пяти лет со дня выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (помещения под таможенный режим свободного обращения) (подп. 2.1 п. 2 Указа N 455);
- оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (подп. 1.14 п. 1 ст. 96 НК) и помещенные до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с применением льготы по НДС. Для таких товаров ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до использования и потребления этих товаров в целях выполнения на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, но не более пяти лет со дня выпуска данных товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (помещения под таможенный режим свободного обращения) (подп. 2.2.2 п. 2 Указа N 455);
- технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов (подп. 1.4 п. 1 ст. 96 НК), помещенные до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с применением льготы по НДС. Ограничения по пользованию и (или) распоряжению данными товарами действуют до их использования и потребления в целях профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, но не более пяти лет со дня выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (помещения товаров под таможенный режим свободного обращения) (подп. 2.9.2 п. 2 Указа N 455).
Отдельные товары, указанные в п. 1 ст. 96 НК, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по НДС, считаются выпущенными без ограничений по пользованию и (или) распоряжению (ч. 1 п. 2 ст. 96 НК).
Кроме этого, считаются выпущенными без ограничений по пользованию и (или) распоряжению лекарственные средства и медицинские изделия (подп. 1.5 п. 1 ст. 96 НК), помещенные до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с применением льготы по НДС, в отношении которых до 1 января 2013 г. не были нарушены ограничения по пользованию и (или) распоряжению (абз. 4 подп. 2.9 п. 2 Указа N 455).
ГЛАВА 1.5
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ
Общие положения
Место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при исчислении НДС имеет первостепенное значение, т.к. эти операции облагаются налогом у белорусского плательщика только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь, то есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Примечание. Об уплате белорусскими организациями налогов, в том числе НДС, в бюджеты иностранных государств см. в статье "Отражение белорусскими организациями налогов, уплаченных за рубежом" (Н.Н.Зеленевская, начальник отдела международных отношений управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. - 2017. - N 39).
Это также относится и к случаям реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - иностранные организации). В таких случаях обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные объекты (ст. 92 НК). Значит, в этом случае плательщиками НДС являются не продавцы, а покупатели, которыми могут быть как белорусские организации и индивидуальные предприниматели, так и иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Обратите внимание! В случае осуществления сделки между белорусской организацией (индивидуальным предпринимателем) и иностранным физическим лицом обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет Республики Беларусь не возникает, т.к. положения ст. 92 НК распространяются только на иностранные организации и не касаются иностранных физических лиц (индивидуальных предпринимателей) |
В большинстве случаев, когда сделки по реализации объектов заключаются между белорусскими субъектами хозяйствования и фактически осуществляются на белорусской территории, сложностей с определением места реализации не возникает.
Некоторые затруднения в определении места реализации возможны при заключении договоров с иностранными организациями, которые осуществляют свою деятельность за пределами территории Республики Беларусь.
Место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется в соответствии со ст. 32, 33 НК и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.
К таким международным договорам, в частности, относится вступивший в силу с 01.01.2015 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (далее - государства - члены ЕАЭС), которыми учрежден Евразийский экономический союз (ЕАЭС) (п. 1 ст. 1, абз. 3, 7 ч. 1 ст. 2 Договора о ЕАЭС). Согласно ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, к Договору о ЕАЭС присоединена Республика Армения, которая с 02.01.2015 стала членом ЕАЭС. В соответствии со ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право ЕАЭС, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединена Кыргызская Республика, которая с 12.08.2015 стала членом ЕАЭС.
Взимание косвенных налогов (в том числе НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол о порядке взимания косвенных налогов) (приложение 18 к Договору, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Согласно п. 1, 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС взимание НДС во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение НДС при импорте. Взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Примечание. Подробнее о порядке исчисления и уплаты НДС: при ввозе (импорте) товаров в Республику Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС - см. главу 2.5; при реализации товаров на экспорт в государства - члены ЕАЭС - см. главу 2.6; при выполнении работ, оказании услуг в рамках ЕАЭС - см. главу 2.7.
Порядок определения места реализации товаров, работ и услуг в отношениях с субъектами Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации идентичен порядку определения места их реализации, установленному ст. 32 и 33 НК, за некоторыми исключениями.
Примечание. Информацию об условиях признания (непризнания) территории Республики Беларусь местом реализации товаров, определения места реализации работ и услуг (по их видам), имущественных прав и места реализации при сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем имущества см. в статье "Справочная информация. Место реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в целях исчисления налога на добавленную стоимость".
Дата: 2018-11-18, просмотров: 279.