Реализация транспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При реализации транспортных средств налоговая база определяется в общеустановленном порядке исходя из цены их реализации.

Вместе с тем при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных ими у физических лиц на территории Республики Беларусь, налоговая база для расчета НДС согласно подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 N 546 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" (далее - Указ N 546) определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этих транспортных средств.

При этом особый порядок определения налоговой базы НДС (как разница между ценой реализации и ценой приобретения) применяется только при реализации вышеназванных транспортных средств, поименованных в Перечне транспортных средств, при ввозе и (или) реализации которых применяется освобождение от акцизов, являющемся приложением к Указу N 546 (далее - Перечень N 546) (подп. 1.2 п. 1 Указа N 546).

 

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль у физического лица на территории Республики Беларусь. В соответствии с характеристиками автомобиль входит в Перечень N 546. Цена приобретения легкового автомобиля составляет 25000 руб. Этот автомобиль реализован в апреле за 30000 руб. с учетом НДС. Налоговая база составит 5000 руб. (30000 руб. - 25000 руб.).

 

Пример. Организация ввезла легковой автомобиль из Германии. Цена приобретения легкового автомобиля составляет 25000 руб. Этот автомобиль реализован в мае за 30000 руб. с учетом НДС. Налоговая база составит 30000 руб.

 

Примечание. О том, в каком порядке определяется налоговая база НДС при реализации за иностранную валюту на условиях частичной предоплаты включенного в Перечень N 546 автомобиля, приобретенного у физического лица, см. консультации.

 

Передача имущественных прав

 

Передача имущественного права является объектом для исчисления НДС (подп. 1.1 ст. 93 НК). При этом налоговой базой по общему правилу будет являться стоимость переданного права (п. 1 ст. 98 НК).

Вместе с тем налоговая база при передаче имущественных прав определяется с учетом следующих особенностей:

а) как сумма превышения полученного дохода над расходами по приобретению требования:

- при уступке права требования первоначальным кредитором, происходящей из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговая база определяется как сумма превышения размера обязательств по таким договорам (подп. 16.1 ст. 98 НК).

 

Пример. Организация "А" в апреле отгрузила товары стоимостью 1000 руб. организации "Б". В связи с наличием задолженности перед своим поставщиком организация "А" уступила ему право требования этого долга с организации "Б" в размере 1100 руб. Налоговая база для исчисления НДС у первоначального кредитора составит 100 руб. (1100 руб. - 100 руб.);

 

- при уступке права требования новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора, направленного на реализацию товаров (работ, услуг), налоговая база определяется как сумма превышения дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке права требования или при прекращении соответствующего обязательства, над расходами на приобретение указанного требования (подп. 16.2 ст. 98 НК).

 

Пример. Организация "А" в январе отгрузила товары стоимостью 1000 руб. своему покупателю (организации "Б"). В связи с наличием задолженности перед своим поставщиком (организацией "В") организация "А" уступила ему право требования долга с организации "Б". Право требования уступлено за 1000 руб. Новый кредитор (организация "В") уступил приобретенное право требования своему контрагенту (организации "Г") за 1100 руб. Налоговая база для исчисления НДС у нового кредитора (организации "В") составит 100 руб. (1100 руб. - 1000 руб.);

 

- при приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения дохода, полученного от должника и (или) при последующей уступке, над расходами на приобретение этого требования (подп. 16.4 ст. 98 НК).

 

Пример. Организация "А" в январе отгрузила товары стоимостью 1000 руб. своему покупателю (организации "Б"). Организация "В" приобрела за 900 руб. у организации "А" денежное требование к организации "Б". Организация "В" истребовала у должника (организации "Б") причитающиеся 1000 руб. Налоговая база для исчисления НДС у организации "В" составит 100 руб. (1000 руб. - 900 руб.);

 

б) как положительная разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права с учетом налога, и расходами на приобретение данных прав с учетом налога при передаче имущественных прав плательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на объекты недвижимости, долей в праве собственности на объекты недвижимости, гаражи и места автомобильных стоянок (подп. 16.3 ст. 98 НК).

 

Пример. Организация владеет правом собственности на часть офисного помещения. Расходы, связанные с приобретением этого права, составляют 3000 руб. Данное право передано в апреле другой организации за 3200 руб. Налоговая база составит 200 руб. (3200 руб. - 3000 руб.);

 

в) при передаче прав, связанных с правом заключения договора, налоговая база определяется как стоимость такого права без включения в нее налога (подп. 16.5 ст. 98 НК).

 

Пример. Организация в феврале приобрела право на заключение договора аренды помещения за 100 руб. (без учета НДС). В марте это право было продано другой организации за 120 руб. (без учета НДС). Стоимость реализованного права без учета НДС (120 руб.) и будет являться налоговой базой.

 

Другие операции

 

1. При определении налоговой базы НДС по услугам международной связи не учитываются суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным администрациям связи, назначенным операторам почтовой связи, компаниям или признанным эксплуатационным организациям (п. 8 ст. 98 НК).

2. Налоговая база по услугам транспортной экспедиции определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. При этом вознаграждение определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги за вычетом средств, причитающихся перевозчикам и иным организациям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции.

Это положение распространяется также на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 10 ст. 98 НК).

 

Пример. Экспедитор в июне осуществляет перевозку груза по заявке заказчика. Стоимость оказанной транспортной услуги составила 1200 руб., в том числе НДС в размере 200 руб. Непосредственно перевозчику причитается 900 руб., в том числе НДС 150 руб. Налоговой базой без НДС для экспедитора является 250 руб. Сумма НДС от этой базы составит 50 руб.

 

3. Налоговая база при реализации продукции, произведенной из драгоценных металлов и драгоценных камней, определяется как стоимость продукции с учетом стоимости использованных в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 14 ст. 98 НК).

4. Налоговая база НДС при реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, определяется подрядчиком как стоимость выполненных работ, включающая стоимость работ, выполненных субподрядчиками.

Соответственно налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, то есть с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками.

5. Налоговая база НДС по перевозкам государственного объединения "Белорусская железная дорога" определяется без учета расчетов между юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности государственного объединения "Белорусская железная дорога" (ч. 1 п. 9 ст. 98 НК).

При определении налоговой базы НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров всеми видами транспорта в регулярном сообщении, тарифы на которые регулируются законодательством, не учитываются субсидии, предоставленные из бюджета на возмещение части затрат по оказанию таких услуг (ч. 2 п. 9 ст. 98 НК). Одновременно применяется ограничение налоговых вычетов по НДС по покупкам, произведенным за счет указанных субсидий (абз. 3 ч. 2 подп. 19.3 п. 19 ст. 107 НК).

 

Примечание. Дополнительно см.:

- об особенностях определения транспортными организациями суммы налоговых вычетов, относящихся к суммам субсидий, - Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.04.2017 N 2-1-9/02437 "О налоговых вычетах";

- о распределении налоговых вычетов по НДС у транспортных организаций, получающих субсидии из бюджета - статью "О налоговых вычетах по НДС у транспортных организаций, получающих субсидии из бюджета" (Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь).

 

Субсидии, выделяемые из местных бюджетов, являются одним из источников возмещения части затрат по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщениях, включая расходы, связанные с предоставлением льгот на услуги пассажирского транспорта в соответствии с законодательством. В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета Республики Беларусь такие субсидии выделяются по элементу расходов 1 30 01 01 "Субсидии государственным организациям", по которому отражаются все виды субсидий государственным организациям (в том числе субсидии на возмещение разницы в тарифах). По данному элементу отражаются также расходы на возмещение части затрат организаций транспорта общего пользования по обеспечению перевозок на маршрутах городского сообщения автобусами, городским электрическим транспортом, метрополитеном, а также на маршрутах пригородного сообщения автобусами, внутренним водным транспортом (ч. 1, 2 подп. 46.1.1 п. 46 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208).

6. При реализации по подписке печатных средств массовой информации юридическими лицами, на которые возложены функции редакций печатных средств массовой информации, налоговая база определяется как подписная стоимость тиража этих печатных средств массовой информации за вычетом сумм, остающихся на счетах:

организаций связи в счет оплаты оказанных ими услуг связи согласно установленным тарифам при реализации печатных средств массовой информации по подписке, услуг по оформлению подписки и выдаче печатных средств массовой информации через торговую сеть этих организаций;

организаций, задействованных в процессе реализации печатных средств массовой информации по подписке, в счет оплаты их расходов (п. 15 ст. 98 НК).

7. При контрактном производстве табачных изделий налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как стоимость работ по производству указанных табачных изделий с учетом стоимости материалов организации-производителя, включая суммы акцизов, исчисленные организацией - производителем табачных изделий, без включения в нее налога на добавленную стоимость либо в порядке, установленном для определения налоговой базы при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов). При этом выбранный организацией-производителем порядок определения налоговой базы отражается в ее учетной политике и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (п. 21 ст. 98 НК).

Под контрактным производством табачных изделий понимается производство табачных изделий, осуществляемое организацией - производителем табачных изделий на основном технологическом оборудовании, находящемся в ее собственности, хозяйственном ведении, в рамках утвержденной квоты на их производство с использованием собственного табачного сырья и вспомогательных материалов, а также вспомогательных материалов заказчика с последующей передачей организации - заказчику табачных изделий (абз. 11 подп. 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий").

8. Налоговая база НДС при передаче товаров по договору займа в виде вещей определяется как стоимость передаваемых товаров, предусмотренная договором (контрактом). При отсутствии стоимости в договоре (контракте) принимается стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. В случае если такая информация отсутствует в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах, то налоговая база определяется как стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете (п. 22 ст. 98 НК).

 

Примечание. Дополнительно об особенностях определения налоговой базы при передаче товаров по договору займа в виде вещей см. статью "НДС при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей" (С.В.Еськова, заместитель начальника отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. - 2014. - N 24).

 

9. Налоговая база НДС по операциям по предоставлению ломбардами микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, определяется как сумма доходов (процентов и иных доходов), связанных с предоставлением таких займов (п. 23 ст. 98 НК).

 

Примечание. Дополнительно по вопросу налогообложения сумм дохода, полученного ломбардом от займа под залог имущества, см. консультации.

 

10. Налоговая база НДС заказчиками (застройщиками) при строительстве объектов, не поступающих впоследствии в собственность (пользование) заказчика (застройщика), определяется:

- при ведении строительства за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов - как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом НДС (подп. 24.1 п. 24 ст. 98 НК);

- при ведении строительства в интересах третьих лиц (в том числе дольщиков):

1) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, - как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом НДС, и рассчитанная пропорционально доле участия дольщика в строительстве объекта, и сумма прибыли заказчика (застройщика), предусмотренная договором с дольщиком (подп. 24.2.1 п. 24 ст. 98 НК);

2) в иных случаях - как вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с учетом НДС, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в том числе с дольщиком), и суммой фактически произведенных затрат с учетом налога на добавленную стоимость по строительству объекта, приходящихся на долю третьего лица (в том числе дольщика), но не менее чем стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом налога на добавленную стоимость, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в том числе дольщика) в строительстве объекта (подп. 24.2.2 п. 24 ст. 98 НК).

 

Примечание. По вопросу определения налоговой базы НДС заказчиком при осуществлении строительства за счет средств дольщиков см. консультации.

 

11. Налоговая база НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица, при которой производятся исчисление и уплата НДС, определяется как стоимость передаваемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), имущественных прав без включения в нее НДС (ч. 1 п. 25 ст. 98 НК).

Заметим, что в ситуации, когда в состав одного юридического лица входят два и более плательщика, при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав одним из этих плательщиков другому могут производиться исчисление и уплата налога. Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата НДС, отражается в учетной политике плательщика (головной организации). При этом передача налоговых вычетов получателю таких объектов не производится (ч. 6 п. 21 ст. 107 НК).

В случае если стоимость передаваемых в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшится (увеличится) по истечении отчетного периода, в котором они были переданы, то производятся корректировки налоговой базы НДС. Так, налоговая база уменьшается (налоговая база увеличивается) на сумму разницы, возникающей между измененной и предыдущей стоимостью переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав. Определено, что такие корректировки производятся в том отчетном периоде, в котором уменьшена (увеличена) стоимость ранее переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (ч. 2 п. 25 ст. 98 НК).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.