Место реализации по месту нахождения покупателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В отношении ряда операций по реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности территория Республики Беларусь признается местом их реализации, если их покупатель (приобретатель) осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 ст. 33 НК), то есть местом реализации таких работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является место деятельности и (или) нахождения (жительства) покупателя (приобретателя).

Отметим, что в случае, если покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранной организацией, а потребителем являются ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается территория Республики Беларусь.

Указанный принцип применяется в отношении следующих операций:

а) получение, поддержание в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, переход прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг в электронной форме;

б) реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг в электронной форме;

в) оказание аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг в электронной форме, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;

г) оказание услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;

д) аренда и лизинг движимого имущества, за исключением транспортных средств;

е) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, по сопровождению таких программ и баз данных;

ж) оказание услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним;

з) оказание услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг);

и) оказание услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях);

Как правило, стоимостью услуг в этом случае является вознаграждение нерезидентов, выплачиваемое им белорусскими плательщиками за поиск для них потенциальных покупателей, в том числе с использованием программных продуктов и электронных платформ ("электронные посреднические услуги"). Примером таких услуг является сервис Uber, плату за использование которого производят белорусские перевозчики пассажиров.

 

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. комментарий Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.03.2017 N 2-1-10/00430 "О налогообложении услуг по поиску покупателей".

 

к) оказание услуг в электронной форме.

Перечень услуг в электронной форме, облагаемых НДС в Беларуси, является закрытым. В него вошли следующие услуги:

- предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе компьютерных игр и баз данных, их обновлений, а также цифровых товаров (электронные книги, фильмы, игры и др.);

- рекламные услуги в Интернете;

- услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в Интернете;

- услуги по поиску, отбору, сортировке онлайн-данных;

- услуги по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

- предоставление торговых площадок, функционирующих в сети Интернет;

- услуги по поддержке электронных ресурсов;

- хранение и обработка информации в Интернете;

- предоставление вычислительных мощностей;

- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

- предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;

- ведение статистики на сайтах в сети Интернет (ч. 2 п. 3 ст. 33 НК).

При этом надо учитывать операции, которые не относятся к услугам в электронной форме:

- заказ товаров (работ, услуг) через Интернет, если поставка (выполнение, оказание) осуществляется без его использования;

- продажа программ для ЭВМ, компьютерных игр, баз данных на материальных носителях;

- консультационные услуги по электронной почте;

- услуги по предоставлению доступа к Интернету (ч. 3 п. 3 ст. 33 НК).

 

Примечание. Подробнее о том, в каких случаях сотрудничество белорусских организаций с иностранными IT-компаниями приведет к возникновению объекта обложения НДС, см. статью "Как белорусские организации в 2018 году будут платить НДС по интернет-услугам" (О.А.Шех) (Главная книга.by. - 2018. - N 02).

 

Пример. Белорусская организация передает иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, право использования торговой марки. Местом такой реализации согласно подп. 1.4 ст. 33 НК территория Республики Беларусь не является, т.к. покупатель не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.

В другой ситуации белорусская организация приобретает право использования торговой марки у иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Местом такой реализации согласно подп. 1.4 ст. 33 НК является территория Республики Беларусь, т.к. покупатель осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.

 

Пример. Белорусская организация выполняет услуги для иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по разработке проекта реконструкции промышленного объекта. Местом реализации этих услуг согласно подп. 1.4 ст. 33 НК территория Республики Беларусь не является, т.к. покупатель не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.

В другой ситуации иностранная организация, не осуществляющая деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, выполняет услуги для белорусской организации по разработке проекта реконструкции промышленного объекта. Местом реализации услуг согласно подп. 1.4 ст. 33 НК является территория Республики Беларусь, т.к. покупатель осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.

 

Пример. Белорусская организация сдает в аренду оборудование иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Территория Республики Беларусь согласно подп. 1.4 ст. 33 НК не является местом реализации, т.к. арендатор не осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь.

В другой ситуации иностранная организация, не осуществляющая деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, сдает в аренду оборудование белорусской организации. Территория Республики Беларусь согласно подп. 1.4 ст. 33 НК является местом реализации, т.к. арендатор осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь.

 

Отметим, что для целей признания места реализации работ, услуг, имущественных прав используются следующие термины и их определения (п. 3 ст. 33 НК):

аудиторские услуги - услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;

бухгалтерские услуги - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;

дизайнерские услуги - услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений, художественному конструированию;

инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний);

консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы;

научно-исследовательские работы - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;

опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии;

рекламные услуги - услуги по созданию, распространению и размещению (с помощью любых средств и в любой форме) информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам;

услуги в электронной форме - услуги, оказанные иностранной организацией через глобальную компьютерную сеть Интернет автоматизированно с использованием информационных технологий, в том числе с привлечением иностранного посредника в расчетах;

услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и представлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

услуги по представлению информации - услуги по представлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком;

юридические услуги - услуги правового характера, в том числе предоставление разъяснений и консультаций, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах;

транспортные средства - используемые для перевозки людей или грузов морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река - море) плавания, единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава, автобусы, автомобили, включая прицепы и полуприцепы, грузовые контейнеры, карьерные самосвалы. Под единицами железнодорожного подвижного состава понимаются отдельные объекты железнодорожного подвижного состава: локомотивы, грузовые и пассажирские, моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки грузов, людей и (или) багажа, почты.

 

Примечание. Дополнительно об определении места реализации работ (услуг) по месту нахождения покупателя работ (услуг) см. консультации.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.