Территорию Республики Беларусь
Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается одним из объектов налогообложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК). Под ввозом товаров понимается совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом (подп. 3) п. 1 ст. 2 ТмК ЕАЭС).
НДС, взимаемый при ввозе, является не только налоговым, но и таможенным платежом (п. 1, 2 ст. 95 НК, подп. 3) п. 1 ст. 46 ТмК ЕАЭС), поэтому порядок его исчисления и уплаты регулируется одновременно и налоговым, и таможенным законодательством.
Пример. Белорусская организация по внешнеэкономическому контракту ввезла на территорию Республики Беларусь товары для последующего их использования в производстве, а также для перепродажи. У организации в данном случае возникает объект налогообложения.
Примечание. Подробнее о том, как исчислить ввозной НДС: при ввозе (импорте) товаров в Республику Беларусь из дальнего зарубежья - см. главу 2.2, при ввозе (импорте) товаров в Республику Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС - см. главу 2.5.
Операции, не признаваемые объектом налогообложения
Операции, не признаваемые объектом налогообложения
В соответствии со ст. 93 НК
Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно законодательству не признаются объектами обложения НДС, следовательно, исчислять и уплачивать налог при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 93 НК.
Не признаются объектами налогообложения и в связи с этим не подлежат налогообложению:
1) суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды (подп. 2.1 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация произвела уплату госпошлины за внесение изменений в лицензию на осуществление вида деятельности. Уплата производится без учета НДС, так как сумму госпошлины получает уполномоченный на то орган;
2) сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)) находящегося в государственной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса, при которой полученные суммы арендной платы подлежат перечислению в доход бюджета (подп. 2.2 п. 2 ст. 93 НК);
3) отчуждение находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат направлению в бюджет в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, и (или) на цели, определенные этими актами законодательства, либо подлежат распределению согласно указанным актам законодательства, в том числе:
- в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
- высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 93 НК);
4) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело (за исключением товаров, отчуждаемых по условиям указанного договора другому участнику), расходы, возмещаемые участнику в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) лицом, осуществляющим ведение общих дел, а также при разделе товаров, находившихся в общей собственности участников простого товарищества (договора о совместной деятельности) (подп. 2.4 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация "А" и организация "Б" создали простое товарищество, целью которого является строительство объекта недвижимости. Ведение общих дел поручено организации "Б". Организация "А" передает организации "Б" в качестве вклада в простое товарищество денежные средства и проектную документацию на строительство объекта. В данном случае при передаче вышеуказанного имущества объект обложения НДС отсутствует;
5) безвозмездная передача:
- имущества (работ, услуг) организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 2.5.1 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация передает безвозмездно сельскохозяйственному предприятию грузовой автомобиль. Исчисление и уплата НДС при такой передаче организацией не производятся при условии использования полученного имущества сельскохозяйственным предприятием на осуществление хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультации.
- имущества, при приобретении (ввозе) которого суммы налога на добавленную стоимость уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение их стоимости или за счет указанных источников (подп. 2.5.2 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация безвозмездно передала физическим лицам товары, которые были приобретены за счет целевого финансирования из государственного бюджета. Сумма налога по этим товарам была уплачена за счет данного источника и отнесена на увеличение стоимости товаров. Исчисление НДС при безвозмездной передаче указанных товаров не производится;
- культурных ценностей, товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав организациям культуры для осуществления культурной деятельности (подп. 2.5.3 п. 2 ст. 93 НК).
Перечень видов деятельности, относимых к культурной деятельности в целях применения положений подп. 2.5.3 ст. 93 НК, определен приложением 3 к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 N 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" (далее - Указ N 145).
Определения терминов "организация культуры" и "культурные ценности" приведены в Кодексе Республики Беларусь о культуре.
Пунктом 3 Указа N 145 Министерству культуры Республики Беларусь поручено давать заключения об отнесении тех либо иных организаций к организациям культуры. Вопросы отнесения организаций к организациям культуры разъяснены в пункте 5 письма Министерства культуры Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.06.2011 N 10-26-1447/2-1-9/257 "О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 145";
- государственного имущества, за исключением товаров, указанных в части первой подп. 2.32 п. 2 ст. 93 НК (подп. 2.5.4 п. 2 ст. 93 НК).
Под государственным имуществом понимается имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь (ч. 2 примечания <*> к преамбуле Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 N 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом");
6) внутренние обороты организаций, ведущих лесное хозяйство (подп. 2.7 п. 2 ст. 93 НК);
7) передача членам некоммерческих организаций товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов (подп. 2.8 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Некоммерческая организация за счет членских взносов приобрела товары за пределами Республики Беларусь и ввезла их на ее территорию. Затем указанные товары были безвозмездно переданы членам этой организации. Исчисление НДС в данном случае не производится;
Примечание. О возникновении объектов налогообложения НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав профсоюзной организацией см. статью "О некоторых вопросах налогообложения профсоюзных организаций" (Налоги Беларуси. - 2014. - N 22) и консультацию.
8) обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица (подп. 2.9 п. 2 ст. 93 НК).
Обратите внимание! Если в состав одного юридического лица входят два и более плательщика, то при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому могут производиться исчисление и уплата НДС (ч. 5 п. 21 ст. 107 НК). Право на исчисление НДС применимо только в том случае, если учетной политикой предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах юридического лица производится исчисление НДС |
Пример. Филиал юридического лица, не исполняющий налоговые обязательства юридического лица по НДС, передал товар головному предприятию (передача в пределах одного юридического лица). В данном случае объект налогообложения отсутствует.
Пример. Состоялась передача товара А и товара Б от головной организации в свой филиал, исполняющий налоговые обязательства юридического лица по НДС (в пределах одного юридического лица). В учетной политике юридического лица предусмотрено исчисление НДС при передаче товара А между структурными подразделениями. В данном случае оборот по передаче товара А будет являться объектом обложения НДС, а оборот по передаче товара Б не является объектом обложения НДС;
9) обороты по возмещению:
- товариществу собственников (организации застройщиков, гаражному кооперативу, садоводческому товариществу, дачному кооперативу, кооперативу, осуществляющему эксплуатацию автомобильных стоянок) его участниками (членами) стоимости приобретенных товаров, а также выполненных (оказанных) работ (услуг) для этих участников и стоимости товаров, включенных в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества (подп. 2.12.1 п. 2 ст. 93 НК).
Примечание. Об оборотах по возмещению не являющихся объектом обложения НДС см. консультации.
Пример. Члены гаражного кооператива ежеквартально возмещают кооперативу стоимость приобретенных им услуг по вывозу бытовых отходов. Данная сумма возмещения у гаражного кооператива не является объектом обложения НДС;
- арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа).
Данное положение распространяется на обороты по возмещению арендатору (лизингополучателю) арендодателем (лизингодателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)) (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Арендодатель отдельно от арендной платы предъявляет к оплате арендатору стоимость приобретенных коммунальных услуг. В этом случае арендодателю не следует производить исчисление и уплату НДС.
Пример. По согласованию и за счет арендодателя арендатор произвел подрядным способом ремонт арендованного здания. При возмещении арендодателем стоимости приобретенных ремонтных работ арендатору не следует производить исчисление и уплату НДС;
Примечание. О признании объектами налогообложения НДС сумм возмещения арендатором арендодателю налога на недвижимость сверх арендной платы см. консультации.
- покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров (подп. 2.12.3 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Торговая компания силами специализированной транспортной организации осуществляет доставку реализуемого товара покупателю. Согласно договору расходы по доставке этих товаров не включаются в их стоимость, а возмещаются покупателем. При возмещении покупателем стоимости приобретенных транспортных услуг по доставке товаров, которая не включена в стоимость товаров, продавцу не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость;
Примечание. О признании объектом налогообложения НДС сумм возмещения расходов по доставке безвозмездно переданных товаров см. консультации.
- комиссионеру (поверенному) комитентом (доверителем) сумм расходов по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, не покрываемых вознаграждением комиссионера (поверенного) (подп. 2.12.4 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Комиссионер во исполнение договора комиссии заключил договор с транспортной организацией на перевозку товара комитента. Транспортные расходы согласно договору комиссии возмещаются комитентом сверх комиссионного вознаграждения. Данная сумма возмещения не является объектом обложения НДС;
- экспедитору клиентом по договору транспортной экспедиции сумм расходов по приобретению используемых при оказании услуг по данному договору товаров (работ, услуг), имущественных прав, не покрываемых вознаграждением экспедитора (подп. 2.12.5 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация-экспедитор в соответствии с договором транспортной экспедиции оказала услуги по экспедированию груза. Заказчик кроме вознаграждения экспедитору возместил стоимость авторемонтных работ, которые выполнила сторонняя организация. При получении сумм возмещения стоимости приобретенных авторемонтных работ объект обложения НДС у экспедитора отсутствует;
- плательщику, производящему подакцизные товары из давальческого сырья, сумм акцизов собственником подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (подп. 2.12.7 п. 2 ст. 93 НК);
- библиотекам затрат, связанных с изготовлением читательских билетов (подп. 2.12.8 п. 2 ст. 93 НК);
Примечание. Дополнительно о налогообложении оборотов по возмещению см. консультации.
10) уступка права требования первоначальным кредитором, происходящая из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, в сумме, не превышающей размер первоначального обязательства по таким договорам (подп. 2.13 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация "А" (первоначальный кредитор) в апреле оказала организации "В" (должник) услуги на сумму 200 руб. В мае право требования оплаты в размере первоначального обязательства (200 руб.) уступлено организации "С" (новый кредитор). У организации "А" в данном случае возникает объект обложения НДС только в связи с реализацией оказанных услуг. В связи с уступкой права требования объект налогообложения отсутствует.
Пример. Организация "А" (первоначальный кредитор) в феврале оказала организации "В" (должнику) услуги на сумму 200 руб. В марте право требования оплаты уступлено организации "С" (новому кредитору) за 210 руб. У организации "А" в данном случае возникает объект обложения НДС не только в связи с реализацией оказанных услуг, а также и в размере превышения первоначального обязательства на 10 руб. (210 руб. - 200 руб.);
11) отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений (подп. 2.14 п. 2 ст. 93 НК);
Примечание. Дополнительно о налогообложении НДС при реализации имущества по решению суда см. статью "Уплата НДС при реализации имущества в соответствии с решением суда" (Н.П.Шендрикова, заместитель начальника отдела консультаций инспекции МНС по Октябрьскому району г. Могилева) (Налоги Беларуси. - 2015. - N 36).
12) передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары (подп. 2.15 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация отгрузила товар в многооборотной таре, подлежащей возврату, что предусмотрено договором. Вместе с оплатой за товар была получена залоговая стоимость тары. Тара покупателем возвращена в установленные сроки. В данном случае объект налогообложения отсутствует.
Пример. Организация отгрузила товар в многооборотной таре, подлежащей возврату, что предусмотрено договором. Вместе с оплатой за товар была получена залоговая стоимость тары. Тара покупателем в установленные сроки не возвращена. Поскольку тара не была возвращена покупателем, то с залоговой стоимости следует произвести исчисление НДС, так как в этом случае тара будет считаться проданной;
Примечание. Дополнительно о налогообложении операций с тарой см. статью "Учет и налогообложение операций с тарой" (Налоги Беларуси. - 2016. - N 28) и статью "Многооборотная тара. Всегда ли исчисляем НДС?".
13) стоимость питания, подписки на печатные средства массовой информации, работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация приобрела и передала работникам абонементы в бассейн. В данном случае НДС не исчисляется.
Пример. Организация для супруги своего работника приобрела абонемент в зал фитнеса. В данном случае объект налогообложения не возникает.
Пример. Организация безвозмездно передает своему работнику путевку в санаторно-курортное учреждение на территории Республики Беларусь. В данном случае работнику передаются приобретенные услуги, право на получение которых удостоверяется путевкой, следовательно, объект налогообложения у организации не возникает;
Примечание. О возникновении объектов налогообложения НДС при безвозмездной передаче плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав своим работникам см. статью "Признание объектом налогообложения НДС расходов по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым (приобретенным) плательщиком для своих работников" (И.П.Филипчик, главный государственный налоговый инспектор отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. - 2014. - N 28); статью "Расходы на социальные статьи: вопросы исчисления НДС" (Н.Е.Нехай, ведущий аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит") (Налоги Беларуси. - 2015. - N 29) и консультации.
14) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Республики Беларусь (подп. 2.17 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация осуществила реализацию товаров дипломатическому представительству Республики Беларусь в соседнем государстве. При реализации товаров дипломатическому представительству организации не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость;
15) обороты по реализации долей в уставных фондах организаций либо их частей (подп. 2.18 п. 2 ст. 93 НК).
Пример. Организация реализует свою долю в уставном фонде другой организации. В данном случае объект налогообложения отсутствует;
16) обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи и (или) получателем международной технической помощи для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).
Это значит, что поставщик товаров (работ, услуг) при их реализации на территории Республики Беларусь в рамках проекта (программы) международной технической помощи не исчисляет НДС и формирует цены (тарифы) на реализуемые объекты без НДС.
Термин "международная техническая помощь", а также понятия терминов "проект (программа) международной технической помощи", "получатель международной технической помощи", "поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи" и иных определены Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее - Указ N 460), регулирующим вопросы получения, регистрации и использования международной технической помощи.
В соответствии с Указом N 460 поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи - это юридическое или физическое лицо, поставляющее, передающее (выполняющее, оказывающее) товары (работы, услуги) получателю международной технической помощи для реализации проекта (программы) международной технической помощи (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа N 460).
Это значит, что при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей проекта (программы) международной технической помощи субъектами хозяйствования, имеющими право на применение преференции по НДС, являются только те субъекты, которые заключили договор непосредственно с получателем международной технической помощи. Субъекты хозяйствования, заключившие договоры не с получателем международной технической помощи, права на применение преференции по НДС не имеют, так как не могут именоваться поставщиками в понятии, определенном Указом N 460. Применительно к выполняемым для целей проекта (программы) международной технической помощи строительным либо проектным работам указанное означает, что право на преференцию по НДС имеется только у строительных организаций, индивидуальных предпринимателей, которые заключили договор строительного подряда непосредственно с получателем международной технической помощи. Указанные подходы должны применяться для всех проектов международной технической помощи, в рамках которых получатель такой помощи получает денежные средства на реализацию мероприятий проектов международной технической помощи и самостоятельно осуществляет закупку товаров (работ и услуг). Данные разъяснения изложены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.06.2014 N 2-1-10/1338 "О налогообложении НДС международной технической помощи" с учетом дополнений, содержащихся в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.09.2015 N 2-1-10/1338-1 "О налогообложении НДС международной технической помощи".
Кроме того, освобождение от налогообложения применяется и в случае, когда поставку товара получателю международной технической помощи осуществляет донор международной технической помощи или иные субъекты по его поручению и договор между получателем международной технической помощи и поставщиком отсутствует. Для целей применения освобождения от налогообложения в данном случае приемка-передача товара между получателем международной технической помощи и поставщиком должна быть оформлена соответствующим актом, подтверждающим передачу товаров в рамках проекта международной технической помощи. Такой акт должен содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу) международной технической помощи и быть подписан руководителями получателя международной технической помощи и поставщика. Данные разъяснения содержатся в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.09.2015 N 2-1-10/1338-1 "О налогообложении НДС международной технической помощи";
Примечание. Дополнительно см.:
- о том, что поставщик товаров (работ, услуг) проекта МТП представляет в инспекцию МНС документы, подтверждающие поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для использования в целях, определенных проектом (программой) МТП - Разъяснение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области от 24.11.2017 "О международной технической помощи" (размещено на официальном интернет-сайте МНС 24.11.2017).
- о порядке и основаниях применения преференций по НДС при реализации на территории Республики Беларусь проектов международной технической помощи - статью "Налоговые преференции по НДС в рамках реализации проектов международной технической помощи" (И.П.Филипчик, главный государственный налоговый инспектор отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. - 2017. - N 05).
17) передача имущества:
доверительному управляющему вверителем по договору доверительного управления имуществом;
возвращаемого вверителю доверительным управляющим при прекращении договора доверительного управления имуществом (подп. 2.20 п. 2 ст. 93 НК);
18) обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование, при которой:
- не производится возмещение ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества, затраты на коммунальные услуги, включая теплоснабжение, электроснабжение) (подп. 2.21.1 п. 2 ст. 93 НК);
- обязанность возмещения ссудодателю расходов, указанных в подпункте 2.21.1 п. 2 ст. 93 НК, предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее - Указ N 150). При этом к оборотам по передаче имущества в безвозмездное пользование относятся подлежащие возмещению ссудодателю суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость, а также обороты по возмещению ссудодателю стоимости приобретенных им работ (услуг) по содержанию имущества и (или) иных приобретенных им работ (услуг), связанных с имуществом (подп. 2.21.2 п. 2 ст. 93 НК);
19) обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта (подп. 2.22 п. 2 ст. 93 НК);
20) обороты по реализации религиозными организациями в рамках религиозной деятельности:
- услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (подп. 2.23.1 п. 2 ст. 93 НК);
- религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных) (подп. 2.23.2 п. 2 ст. 93 НК);
21) обороты по выпуску материальных ценностей из государственного и (или) мобилизационного материальных резервов, а также по возврату и поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы при осуществлении операций по освежению, заимствованию, замене, перемещению, накоплению, разбронированию этих материальных ценностей в соответствии с законодательством ответственными хранителями и поставщиками (подп. 2.24 п. 2 ст. 93 НК).
Порядок осуществления операций с материальными ценностями государственного и (или) мобилизационного материальных резервов как особых стратегических запасов Республики Беларусь, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, регулируется положениями Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 314-З "О государственном и мобилизационном материальных резервах", распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
22) обороты по реализации ценных бумаг (в том числе при их первичном размещении, осуществляемом в соответствии с законодательством), форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка, за исключением реализации бланков ценных бумаг, бланков расчетных и платежных документов, а также банковских платежных карточек (подп. 2.25 п. 2 ст. 93 НК).
При этом к оборотам по реализации ценных бумаг относятся непосредственно реализация ценных бумаг, комиссионные доходы (включая вознаграждения по договорам комиссии или поручения) по операциям с ценными бумагами, начисление доходов, депозитарная деятельность, а также погашение ценных бумаг эмитентом в форме, установленной законодательством;
Примечание. Дополнительно об операциях по реализации ценных бумаг и НДС см. в статье "Ценные бумаги и НДС" (А.В.Недоступ) и консультации.
23) обороты от осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс) (подп. 2.25-1 п. 2 ст. 93 НК).
Деятельность на внебиржевом рынке Форекс регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 N 231 "Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс" (далее - Указ N 231). Проводить операции на внебиржевом рынке Форекс могут форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки, небанковские кредитно-финансовые организации (далее - субъекты внебиржевого рынка Форекс). А их клиентами могут быть любые физические и юридические лица (ч. 1 п. 1, ч. 2 п. 2 Указа N 231).
Отметим, что "входной" НДС по покупкам, связанным с получением доходов (выручки) от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, вычету не подлежит (подп. 19.12 п. 19 ст. 107 НК);
Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. комментарий Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
24) обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых):
- органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями);
- органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (ч. 1 подп. 2.26 п. 2 ст. 93 НК).
При этом обороты по передаче объекта аренды в аренду также не являются объектами налогообложения НДС у органов внутренних дел и органов по чрезвычайным ситуациям (ч. 2 подп. 2.26 п. 2 ст. 93 НК);
25) операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением микрозаймов, предоставляемых ломбардами физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, а также за исключением коммерческих займов (подп. 2.27 п. 2 ст. 93 НК);
Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультации.
26) обороты по реализации:
- драгоценных металлов при заключении договора с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Госфонд);
- драгоценных металлов и драгоценных камней, а также выполненных работ (оказанных услуг) при отпуске драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда (подп. 2.28 п. 2 ст. 93 НК);
Примечание. Дополнительно по вопросу признания объектом налогообложения НДС оборота по реализации в Госфонд драгоценных металлов, которые были самостоятельно извлечены в результате разборки собственного основного средства, см. консультацию.
27) выдача акцизных марок Республики Беларусь, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков, акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок для маркировки табачных изделий, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, инструкций (методических указаний) по контролю подлинности указанных марок и знаков в комплекте с идентификатором латентного (скрытого) изображения, счетов-справок на реализацию автомототранспорта, книг замечаний и предложений, а также марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством (подп. 2.29 п. 2 ст. 93 НК);
28) обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства (подп. 2.30 п. 2 ст. 93 НК);
Примечание. Дополнительно по вопросу признания объектом налогообложения НДС оборота по реализации имущества должника в процедуре конкурсного производства см. консультации.
29) обороты по реализации на территории Республики Беларусь государственными учреждениями социального обслуживания, финансируемыми из бюджета, изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов (подп. 2.31 п. 2 ст. 93 НК);
30) обороты по реализации на территории Республики Беларусь (включая обороты по безвозмездной передаче) бюджетными организациями приобретенных (безвозмездно полученных) товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения (для безвозмездно полученных товаров - по ценам их получения) (подп. 2.32 п. 2 ст. 93 НК).
Положения ст. 93 НК в части непризнания оборотов по реализации объектом налогообложения распространяются также на:
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп. 4.1 п. 4 ст. 94 НК).
Пример. Белорусская организация приобрела у участника совместного общества с ограниченной ответственностью (иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь) его долю в уставном фонде этого общества. Исчисление и уплата НДС в данном случае белорусской организацией не производятся на основании отсутствия объекта налогообложения в соответствии с подп. 2.18 ст. 93 НК;
- суммы, увеличивающие налоговую базу в соответствии с пунктом 18 статьи 98 НК, полученные (причитающиеся к получению) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения (за исключением оборотов, указанных в части первой подпункта 1.51 пункта 1 статьи 94 НК) либо не признаются объектом налогообложения (подп. 4.2 п. 4 ст. 94 НК).
Пример. Организация получила сумму штрафа за несвоевременную оплату покупателем стоимости приобретенных услуг по доставке товаров, не включенных в стоимость этих товаров. Исчисление и уплата НДС в данном случае организацией не производятся на основании отсутствия объекта налогообложения в соответствии с подп. 2.12.3 ст. 93 НК.
Следует отметить, что не являются объектами обложения НДС операции, не признаваемые реализацией и перечисленные в п. 2, 3 ст. 31 НК.
Примечание. По вопросу возникновения объекта обложения НДС при безвозмездном выполнении (оказании) организациями работ (услуг) по распоряжению местных органов власти см. письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.08.2013 N 2-1-9/БЕ-1096 "О рассмотрении обращения".
Примечание. По вопросу возникновения объекта обложения НДС при списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности см. консультацию.
Обратите внимание! Для целей исчисления НДС к товарам не относятся деньги и имущественные права (п. 3 ст. 93 НК) |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 325.