Под системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевают совокупность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Перечень таких органов и учреждений установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– Органы управления социальной защитой населения;
– Органы управления образованием;
– Органы опеки и попечительства;
– Органы по делам молодежи;
– Органы управления здравоохранением;
– Органы службы занятости;
– Органы внутренних дел;
В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4). Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).
Также, под системой профилактической деятельности следует понимать целеполагающие, последовательные и взаимосвязанные действия субъектов профилактики, направленные на достижение основных задач, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Важную роль в согласовании действий субъектов профилактики играют Федеральные целевые программы принимаемые Правительством РФ на различные периоды. Такие программы детализируют основные задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и включают в себя следующие мероприятия:
– совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
– осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
– дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
– создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;
– проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработкой и апробацией новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитацией несовершеннолетних, информационным и научно-методическим обеспечением развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов;
– стабилизацию показателя количества беспризорных детей и подростков;
– увеличение количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг.
Вопросы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находят свое отражение в законодательных актах субъектов Российской Федерации, которые приняли свои законы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такие законы действуют в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Хабаровском крае, Ивановской, Томской, Тюменской областях, городе Москве и др. Специальные разделы, посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержатся в нормативных субъектов РФ. Во многих регионах приняты и реализуются специальные программы, направленные на профилактику безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних. Комплексы мероприятий, направленные на профилактику негативных социальных явлений в молодежной среде, правовую защиту, социальную адаптацию молодежи включаются в республиканские программы. В ряде регионов применяются постановления, распоряжения руководителей субъектов России и отдельных городов, затрагивающие различные аспекты жизнедеятельности несовершеннолетних, обеспечения их конституционных прав, профилактики пьянства, наркомании и других негативных проявлений в подростковой среде.
Во многих городах Российской Федерации принимаются «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», «Создании реабилитационных центров помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей»; «О временной занятости подростков, в том числе в летний период»; «О проведении и организации комплексных мероприятий «Подросток»; «О летнем отдыхе и оздоровлении детей и подростков». Кроме того, администрации ряда городов принимают свои нормативные акты, такие как: «О первоочередных мерах по организации досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства»; «О профессиональном обучении подростков, не имеющих основного общего образования», «О проведении межведомственной операции «Школа», «О проведении месячника «Молодежь против алкоголя и наркотиков» и др.
1.5. Основные направления деятельности органов и учреждений системы
Дата: 2018-11-18, просмотров: 342.