Основания и сроки проведения, категории лиц и их права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальная профилактическая работа направлена на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Социально опасное положение несовершеннолетнего – это социальная обстановка вследствие его безнадзорности или беспризорности, представляющая опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо это такое положение несовершеннолетнего когда он совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Под правонарушением несовершеннолетнего следует понимать нарушение им норм гражданского, административного, уголовного или иного права.

Под антиобщественным действием несовершеннолетнего понимается: систематическое употребление им наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ; систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, подразумевает действия по установлению:

– семей, имеющих детей, находящихся в социально опасном положении,

– семей, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию;

– и (или) отрицательно влияют на их поведение;

– либо жестоко обращаются с ними.

Основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей является, предусмотренная статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принадлежность к определенной категории лиц, зафиксированная согласно статье 6 указанного закона в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии пол делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей определяются периодом:

– необходимым для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

– или необходимым до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

– или по достижении ими возраста восемнадцати лет;

– или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

1) безнадзорных и беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Кроме указанных категорий несовершеннолетних, их родителей и законных представителей индивидуальная профилактическая работа с иными лицами может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определение принадлежности к указанным категориям лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, производится только на основании соответствующих документов.

Индивидуальная профилактическая работа, проводимая органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами РФ, действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов, призвана обеспечивать права и свободы лиц, в отношении которых она проводится. Кроме указанных нормативных источников согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-Ф З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют право на:

– уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства;

– получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;

– обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;

– гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

– поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

– получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

– обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних. Для учреждений, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации, указанные нормы утверждаются Правительством Российской Федерации;

– обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.

Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и другими Федеральными законами.

Права, перечисленные в статье 8 указанного закона не должны трактоваться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Основания проведения индивидуальной профилактической работы.

2. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.

3. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

4. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.


 


Библиографический список

1. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность – наши беды // Воспитание школьников. – 2002. – № 7 – С. 60-63.

2. Анализ взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. – 2002. – № 16. – С. 70-75.

3. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогь – НВФ СПП, 1995. – 400 с.

4. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1999. – № 3. – С. 84-87.

5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

6. Брутман В. Причины Социального сиротства // Социальная работа. – 1994. – № 2/5. – С. 36-41.

7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.

8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с

9. Вахмянина Т. «Больше не вернусь» // Социальная защита. – 1998. – № 10(79). – С. 39-41.

10. Волкова О. Ничейное поколение // Управление колой: Прил. к газ. «Первое сентября». – 1999. – № 39. – С. 5.

11. Воронова Е. Келасьев В. Курганова Г. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. – № 4. – 2003. – С. 44-48.

12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

13. Галагузова, Ю. Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: монография. – М., 2001. – 250 с.

14. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 280 с.

15. Дементьева, Н. Ф. Социальная реабилитация / Н. Ф. Дементьева, Е. И. Холосттова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340 с.

16. Дети России на пороге XXI века: Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. – 2000. – № 4-5-6 (19-20-21).

17. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.

18. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства // Социальная работа. – № 1. – 2003. – С. 30-32.

19. Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – № 4. – С. 28-39.

20.Задиракин А.Н. Система психологической реабилитации // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 1. – С. 27-28.

21. Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955 гг.) // Вопросы истории. – 1999. – № 1. – С. 127-136.

22. Игнатьев В. Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе // Социальная работа. – № 1. – 2002. – 2002. – С. 31-34.

23. Информация о мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних // Социальное обеспечение. – 2002. – № 12. – С. 2.-5.

24. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. – 256 с.

25. История социальной работы в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов ун-тов. Изд. 2-ое, доп. / Сост. Г.А. Кудрявцева. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 250 с.

26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: Т.Ц. Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.

23. Комлева Г. Социальное сиротство // Магнитогорский рабочий. – 1998. – 18 июня. – С. 3.

27. Конвенция о правах ребенка // Народное образование. – 1993. – № 5. – С. 24-39.

28. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения : 09.03.2016 г.).

29. Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях // Семья в России. – 1998. – № 3-4. – С. 127-148.

30. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика // Основы безопасности жизни. – 2002. – № 11. – С. 57-58.

31. Кудрявцева Г.А., Мустаева Ф.А., Орлова Г.В. Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России: Учебно-методическое пособие для студентов. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 68 с.

32. Кукушкина Л. Приемная семья: опыт, развитие, перспективы // Социальная работа. – № 1. – 2005. – С. 24-25.

33. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

34. Лекции по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой – М. : Социально-технологический институт, 1998. – Ч. III. – 260 c.

35. Лепина Н. Профилактика безнадзорности // Социальная работа. – № 4. 2004. – С. 31-33.

36. Лиханов А. Дети без родителей. – М., 1987. – 271 с.

37. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

38. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-началоXX в.) Генезис личности, демократич. Семьи, гражд. Об-ва и правового государства. В 2 т. – СПб.: Дмитрий Пуланин, 1999. Т.1. – 548 с.

39. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

40. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та, 2010. – № 1. – С. 162-167.

41. Николаева Л.С. Учебное пособие по дисциплине «Семьеведение». Новочеркасск, издательство НГМА, 2000. – 145 с

42. Новикова Н. Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации // директор школы. – 2000. – № 5. – С. 97-126.

43. О критической ситуации с детской безнадзорностью: Постановление // собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 17. – ст. 1892. – С. 3647-3648.

44. О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ. Рекомендации парламентских слушаний Госдумы ФС РФ // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 36. – С. 92-94.

45. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

46. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ф.А. Мустаевой. М.: Академический Проект, 2003. – 208 с.

47. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: НИИ семьи, 1997. – 160 с.

48. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 347 с.

49. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 31. – С. 55-69.

50. Попов В.В. В здоровой семье – счастливые дети // Социальная работа. – № 2. – 2005. – С. 20-21.

51. Починок А.П. «Не должно быть в стране беспризорных детей» // Социальная работа. – 2003. – № 1. – С. 4-6.

52. Права детей и основные нормативные акты в области их социально правовой защиты // Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 г.» / Под ред. Г.И. Кареловой. – М.: Синегерия, 1997. – С. 9-17.

53. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка // Вестник образования. – 2000. – № 16(8). – С. 42-61.

54. Российская Федерация. Министерств образования. Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Приказ // Вестник образования. – 2002. – № 18. – С. 9-35.

55. Российская Федерация. Министерств образования. Об организации работы по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»: Приказ // Вестник образования. – 2002. – № 11. – С. 23-34.

56. Российская Федерация. Министерств образования. Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности: Приказ // Вестник образования. – 2002. – № 5. – С. 70-71.

57. Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы: Постановление // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 31. – С. 2-28.

58. Российская Федерация. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник образования. – 2000. – № 6. – С. 3-46.

59. Сидельникова Е. «Связующая нить» из опыта работы центра с подростками «группы риска» // Социальная работа. – № 1. – 2004. – С. 34-36.

60. Силагина М. Домашние беспризорники // Семья. – 2002. – № 20. – С. 12-13.

61. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

62. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.

63. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

64. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Новиковой. – М.: МГСУ Союз, 1999. – 90 с.

65. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин и др.; – М. 1996. – 200 с.

66. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 256 с.

67. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: НИИ Семьи, 1997. – 264 с.

68. Тасеев В.Б. Организация профилактики социального сиротства и безнадзорности детей через развитие института приемных семей в Самарской области // Социальная работа. – № 2. – 2004. – С. 2-4.

69. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи) / сост. В.С. Торохтий. – М. : МГППУ, 2011. – 204 с.

71. Успенская Т. «Сибирячок» – друг Белореченских малышей // Социальная работа. – № 1. – 2003. – С. 30-32.

72. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru (дата обращения : 10.03.2016).

73. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW ; n =19558 (дата обращения : 10.03.2016).

74. Шахина Н.А. Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2003 г. // Социальная работа. – № 2. – 2004. – С. 2-4.

75. Шнекендорф, З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка / З.К. Шнекендорф. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 250 с.

76. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 33-36.

77. Юдашина Н. Ребенок-бродяга:социальный портрет // Домашнее воспитание. – 2002. – № 2. – С. 3-5.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 334.