И правонарушений несовершеннолетних в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В России забота о беспризорных детях на протяжении веков являлась нормой общественной жизни и в зависимости от конкретных исторических личностей и периодов получала свое распространение, как в государственных делах, так и в народных традициях.

Князь Ярослав Владимирович в ХI в. учредил сиротское училище, в котором на собственные средства обучал 300 юношей. В системе монастырей, созданных русской церковью, обучались, лечились и находили приют больные и обездоленные. При скудельницах (общих могилах) сооружались сторожки, в которых на средства простых людей содержались и воспитывались брошенные и оставшиеся без попечения дети.

В XVI в, во время правления Ивана Грозного, забота о нуждающихся включается в государственную деятельность, в городах строятся богадельни и больницы.

Указом царя Федора Алексеевича в 1682 г. признано необходимым обучение детей грамоте и ремеслам. При Петре I детство и сиротство становятся объектом государственного попечения наряду с частной благотворительной деятельностью. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», т.е. незаконнорожденных детей, которые содержались за счет государства, а когда подрастали, их передавали в богадельни или приемным родителям. При Екатерине Великой в Москве, а затем в Петербурге открываются императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев», создается государственно-филантропическое «Воспитательное общество».

Большой вклад в дело призрения сирот внесла жена Павла I Мария Федоровна. При ней было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

При Александре I получает свое развитие социальная политика призрения детей, нуждающихся в помощи, открываются школы для слепых детей, а в 1807 г. первый институт слепых.

Со второй половины ХIХ в. до начала ХХ в. происходит переход от государственных форм благотворительности и попечительства по отношению к детям к частным формам общественных организаций. В качестве примера можно привести «Императорское человеколюбивое общество». Общественные организации занимались организацией приютов для детей с различными социальными проблемами (бродяжничество, сиротство, беспризорность, проституция, алкоголизм, дефекты развития и т.п.). В приютах детей образовывали и обучали различным ремеслам.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», в котором в 1893 г. появилось отделение защиты детей от жестокого обращения с убежищем, общежитием и мастерскими.

В начале ХХ в. забота о неблагополучных детях становится объектом профессиональной деятельности, появляются специалисты, подготовленные на кафедре общественного призрения, созданной в 1911 г. на юридическом факультете Психоневрологического института. Проблемы организации системы воспитательно-исправительных учреждений для беспризорных детей и просветительская деятельность по отношению к несовершеннолетним преступникам становятся в этот период одним из важных направлений деятельности ученых, практиков и благотворительных обществ.

В 1917 г. пришедшие к власти большевики отменили частную собственность, что сделало частную благотворительность невозможной, а закрытие церквей и репрессии по отношении к священнослужителям фактически прекратило церковную деятельность по призрению детей-сирот.

По официальной статистике того времени количество школьников, получающих образование, составляло 4,7 % от 22 % детей школьного возраста, т.е. большинство детей и подростков в России были лишены возможности учиться.

В 20-е годы ХХ в. проявились результаты первой мировой войны, революций и гражданской войны – это сиротство, беспризорность, всплеск правонарушений среди несовершеннолетних. Государство было поставлено перед проблемой социальной защиты молодого поколения. Отделы социального воспитания (соцвосы), созданные при органах власти различных уровней занимались вопросами социальной защиты, образования и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и совершающих правонарушения. Острая необходимость решения задач по воспитанию и социальной защите детей способствовала появлению целого ряда талантливых педагогов и психологов, внесших значительный вклад, как в науку, так и в практическую деятельность – это А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, В.С. Сорока-Росинский, М.М. Пистрак, Л.В. Занков и др.

В 1920 г. А.С. Макаренко организовал Полтавскую трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, где с успехом занимался исправительной деятельностью, коллективу и труду в колонии уделялась решающая роль в воспитании. С 1927 г. А.С. Макаренко становится руководителем колонии имени Ф.Э. Дзержинского, наладив в ней производство электросверл и фотоаппаратов. Беспризорные и правонарушители, пройдя через коллективы, созданные А.С. Макаренко, становились достойными людьми, квалифицированными специалистами. В 1920 г. в Петрограде В.С. Сорока-Росинский создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД), в ней воспитывались беспризорные правонарушители. Школьная жизнь строилась на основе самоуправления, учеба сочеталась с игрой и трудовой деятельностью. Деятельность подобных школ оценивалась по простым и понятным критериям: убегают ли дети из школ, как они учатся и кем становятся. В 1919 г. С.Т. Шацким создана Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса. В структуру станции входили детские сады, школы и педагогический техникум, готовивший учителей. Воспитание происходило в форме организации жизни детей, складывающееся из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Для более успешного воспитательного воздействия изучалась среда, быт каждой семьи, обобщался положительный опыт родительской педагогики, привлекалось население к воспитанию детей, особое внимание уделялось эстетическому воспитанию и развитию художественного творчества. С.Т. Шацкий, высказывая идею о том, что педагогика – это синтез науки и искусства, последовательно проводил её в жизнь, делая ставку на самоуправление и воспитание организаторских способностей у учеников. В 1920-е годы М.М. Пистрак возглавил Московскую опытно-показательную школу имени Лепешинского (МОПШК), в которой не существовало отдельных коллективов учащихся и учителей, а был единый коллектив, объединенный целью, интересами и самоуправлением. Первыми воспитанниками МОПШК были дети-сироты, в школе существовала высокая дисциплина, атмосфера сотрудничества и уважения личности. В это время наряду с развитием педагогической мысли и деятельности происходит усиление юридической ответственности несовершеннолетних в связи с повышением уровня преступности. В 1922 году был принят УК РСФСР, который усиливал репрессивную уголовную политику в отношении несовершеннолетних, так согласно ст. 18 УК РСФСР к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды наказаний, что и к взрослым, вплоть до смертной казни. Вскоре в статью 33 УК РСФСР было внесено примечание, согласно которому смертная казнь к лицам в возрасте до 18 лет (на момент совершения преступления) не применяется.

В 30-е годы ХХ в. системе воспитания трудных подростков был нанесен сокрушительный удар постановлением 1936 г. О педологических извращениях в системе Наркомпроса, под запрет были поставлены понятия социальной среды и социального воспитания, общечеловеческие ценности были подменены на классовые. Темы исследования социальных проблем детей и необходимости социальной помощи детям были провозглашены вредными и не соответствующими идее о строительстве самого совершенного и справедливого государства рабочих и крестьян.

В 30-40-е годы ХХ в. массовые политические репрессии и нарушения прав человека в нашей стране не обошли стороной и несовершеннолетних. Усилились карательные функции по отношению к несовершеннолетним. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет. По значительной части составов преступлений, восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний.

События, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), значительно увеличили количество беспризорных детей в стране. Эта проблема решается на государственном уровне путем создания школ-интернатов и расширения сети детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей.

Основы Уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1958 г. установили уголовную ответственность несовершеннолетних с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Это положение было закреплено сначала в ст. 10 УК РСФСР 1960 г., а затем в ст. 20 УК РФ 1996 г. Уголовное законодательство 1958-1961 гг. предусматривало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и предупреждению совершения ими преступлений.

В 60-70 гг. педагогическая наука и практика возрождает исследования в области педагогики среды и воспитательного воздействия на несовершеннолетних с правонарушающим поведением, данному процессу мешают социальные потрясения 80-90 гг., связанные с развалом СССР, кризисным состоянием экономики и ухудшением на этом фоне условий жизни и воспитания детей.

В 1990 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН о правах ребенка, а на протяжении данного десятилетия принимаются многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разрабатываются и реализуются государственные социальные программы «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.

Несмотря на правовое регулирование защиты детства в эти годы резко увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, численность которых по самым скромным подсчетам составляло около 1 млн., растет преступность среди подростков, социальными проблемами становятся детский алкоголизм, детская наркомания, детская проституция, отклонения в физическом и психическом развитии детей.

В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Детское призрение в Древней и Киевской Руси.

2. Призрение детей-сирот в XVI-XVIII вв.

3. Создание приютов для детей в XIX в.

4. Борьба с беспризорностью в годы советской власти с 1917-1970 гг. XX в.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 462.