Безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конвенция ООН о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступив в силу для СССР в связи с ратификацией 15 сентября 1990 г.

В преамбуле данного документа существует напоминание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила право детей на особую заботу и помощь, а также убеждение в том, что именно семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Государства-участники настоящей Конвенции признают, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. То есть, следует понимать, что подготовка ребенка к самостоятельной жизни и его воспитание, основанное на усвоении общечеловеческих ценностей, является необходимой базой для нравственного и правопослушного поведения человека на протяжении всей его жизни. В преамбуле содержится важная ссылка на Декларацию прав ребенка 1959 г.: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Также признается, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Не будет ошибкой относить к такой категории детей, являющихся беспризорными и правонарушителями.

В статье 3 Конвенции сказано: «1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. 2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». В данной статье интересы общества и государства приравнены по своей сути к деятельности общества и государства по наилучшему обеспечению интересов ребенка и его благополучия.

Государства-участники делают все возможное, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, предметом основной заботы родителей и лиц, их заменяющих, должны быть наилучшие интересы ребенка (ст. 18). Присоединившиеся к Конвенции государства берут на себя обязательства (ст. 19) принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, которое в соответствии со своими национальными законами обеспечивает замену ухода за таким ребенком (ст. 20). Согласно статье 21 Конвенции государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, а усыновление происходило в строгом соответствии с законом.

Образование детей является важнейшим и необходимым компонентом в предупреждении беспризорности и правонарушений. Право ребенка на образование закреплено в статье28 Конвенции и в целях реализации данного права государства должны:

– вводить бесплатное и обязательное начальное образование;

– поощрять различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивать его доступность для всех детей и принимать такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

– обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

– обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

– принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Определение в Конвенции направлений образовательной деятельности устанавливает общие подходы к человеческим ценностям и играет важную роль как в поддержании социального порядка внутри государства, так и в международных отношениях.

Конвенция о правах ребенка признает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья, препятствующей получению им образования либо наносящей ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Участники Конвенции принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования.

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы государства. Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией, Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права. Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение: верховенства закона; единства и укрепления законности; защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка. Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 в. в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах. В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка. Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

– законодательное обеспечение прав ребенка;

– поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; 

– ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

– поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

– защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

–- недопущение их дискриминации;

- упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

– реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ. Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:

1) установление основ федеральной политики в интересах детей;

2) выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3) формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

4) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5) исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

К содержанию и полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: реализация государственной политики в интересах детей; решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов. В статье 1 федерального закона № 124-ФЗ даны понятия, имеющие значение не только для целей данного закона, но и для организации профилактической деятельности с несовершеннолетними.

Провозглашение России правовым государством, включение в государственные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 1 и 2 Конституции РФ) поднимает проблему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на государственный уровень и подразумевает проведение эффективной социальной и ювенальной политики в данном направлении.

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права:

– установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– дал определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений;

– сформулировал основные задачи и принципы такой деятельности.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются следующие.

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Содержание основных задач включает в себя социальную, правовую и педагогическую деятельность в качестве основных компонентов. Иными компонентами может быть медицинская, психологическая, психиатрическая и другие виды деятельности, способствующие решению указанных задач. Каждая из основных задач содержит в себе целый комплекс мероприятий и направлений, обеспечивающих её решение, и является предметом исследований специалистов.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:

– законности;

– демократизма;

– гуманного обращения с несовершеннолетними;

– поддержки семьи и взаимодействия с ней;

– индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

– государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Принципы – это общие, основополагающие начала, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый из семи закрепленных в законе принципов является обособленным и самостоятельным, находясь при этом в тесной связи между собой, взаимозависимости и взаимообусловленности. В своей совокупности принципы составляют определенную систему и призваны определять и направлять деятельность субъектов профилактической деятельности.

Принцип законности означает, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы РФ.

Принцип демократизма подразумевает участие в профилактической деятельности широкого круга граждан, обеспечение их прав и свобод, а также гласности и подконтрольности данной деятельности.

Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними исключает любые формы физического, психического и иного вида насилия над несовершеннолетними при решении задач профилактики их безнадзорности и правонарушений. Профилактическая деятельность должна организовываться на основе уважительного отношения к детям, с учетом их прав и законных интересов.

Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней основан на требованиях Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ. Основы воспитания ребенка закладываются в первую очередь в семье, поэтому надлежащее семейное воспитание является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а взаимодействие с семьей при решении указанной проблемы обусловлено общими задачами семьи и государства.

Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации предусматривает учет личностных особенностей ребенка и применение в соответствии с этим педагогических, психологических, правовых и иных мер воздействия.

Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепляет основополагающую роль государства в организации профилактической деятельности не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями. Данный принцип призван обеспечивать и координировать усилия всего общества при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних подчеркивает приоритет правовой защиты детства, как в правоохранительной деятельности, так и в государственной социальной и ювенальной политике.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка

2. Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ.

3. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 327.