Социальная поддержка семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: [Электронный ресурс] : учебное пособие / Наталья Юрьевна Андрусяк, Светлана Анатольевна Бурилкина, Алина Александровна Запьянцева, Лариса Сергеевна Мазанникова, Ольга Леонидовна Потрикеева ; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». – Электрон. текстовые дан. (1,29 Мб). – Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ», 2017. – 1 электрон. опт. диск (CDR). – Систем. требования : IBM PC, любой, более l GHz ; 512 Мб RAM ; 10 Мб HDD ; МS Windows XP и выше ; Adobe Reader 8.0 и выше ; CD/DVD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с титул. экрана.
Учебное пособие затрагивает проблему социальной поддержки семьи и детей, находящихся по разным причинам в трудной жизненной ситуации, анализируется с учетом достижений науки, прежде всего теории социальной работы, социальной педагогики и психологии.
В каждом разделе содержится теоретический материал, вопросы для самостоятельной работы студентов список рекомендуемой литературы. Для осуществления итогового контроля приведены вопросы по всему курсу. В работе имеется глоссарий, раскрывающий суть профессиональных понятий и терминов.
Учебное пособие «Социальная поддержка семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» предназначено для студентов направлений подготовки 39.03.02, 39.04.02 «Социальная работа», по профилям «Социальная работа с разными группами населения», и «Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».
УДК 364.042
ББК 60.9
© Андрусяк Н.Ю., Бурилкина С.А., Запьянцева А.А., Мазанникова Л.С., Потрикеева О.Л., 2017 © ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 2017 |
Содержание | |
Введение | 4 |
I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА | 5 |
1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения | 5 |
1.2. Исторические аспекты предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в России | 7 |
1.3. Правовое регулирование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 10 |
1.4. Структура и функции системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 15 |
1.5.Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 17 |
1.6 .Индивидуальная профилактическая работа: основания и сроки проведения, категории лиц и их права | 33 |
Библиографический список | 37 |
II . СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ | 41 |
2.1. Усыновление | 41 |
2.2. Опека | 45 |
2.3. Приемная семья | 54 |
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи | 59 |
2.5. Методические рекомендации для специалистов, работающих с гражданами, желающими принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 65 |
2.5.1. Тематический план занятий. Психодиагностическая и психокоррекционная деятельность | 71 |
2.5.2. Социально-психологическое сопровождение приемной семьи | 73 |
Тестовые задания | 129 |
Практические задания по всему курсу | 138 |
Библиографический список | 140 |
Глоссарий | 146 |
Введение
Происходящие в России экономические и социально-политические изменения, конфликты, рост числа девиантных форм поведения среди населения – алкоголизма, наркомании, проституции привели к тому, что основная часть российских семей не могут назвать свою жизнь стабильной.
Острые социальные проблемы оказывают влияние на семью, ее психологическое и социальной самочувствие, материальную обеспеченность, возможности членов семьи выполнять свои функции. Тем более что роль семьи в обществе является ведущей по сравнению с другими социальными институтами, через семью происходит формирование человеческой личности, семья является первичным институтом социализации.
Общая характеристика психолого-педагогических особенностей семьи приводит нас к выводу о наличии кризисных сферах семьи. Кризис касается основ, на которых базируется современная семья, социального статуса семьи, а также многочисленных семейных функций
Основное назначение учебного пособия авторы видят в том, чтобы познакомить студентов с анализом системы социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, возникающей по разного рода причинам. В данном учебном пособии затрагиваются вопросы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечительства, а также проблемы организации и сопровождения замещающих семей.
Данное пособие может служить дополнительным источником к имеющимся на сегодня учебным пособиям по дисциплинам Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Социальное сопровождение детей в замещающих семьях», «Семьеведение и семейные отношения».
Учебное пособие включает в себя 2 раздела. Они отражают проблему профилактик безнадзорности и беспризорности и основы социальной педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечительства.
В работе имеется глоссарий, раскрывающий суть профессиональных понятий и терминов.
В основу учебного пособия легли учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям, а также методические материалы практической работы специалистов Центра социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 39.03.02, 39.04.02 «Социальная работа», по профилям «Социальная работа с разными группами населения», и «Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей», 44.03.03 «Психолого-педагогическое образование», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 329.