Понятие безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из важнейших проблем современной России – проблема обездоленных детей. На сегодняшний день дети составляют более четверти населения страны. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых, которые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей. Но как показывает практика, именно взрослые, чаще всего ущемляют и нарушают эти права.

На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно остро стоит вопрос о беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.

Статистики, которая позволила бы определить масштабы беспризорности в нашей, стране пока нет. По разным источникам число беспризорных детей в России в одних случаях составляет от 200 до 300 тыс., в других от 1,5 до 2 млн. Такая неопределенность в подсчетах количества беспризорных объясняется многими причинами. В частности, трудностями при их учете, отсутствием четких критериев.

Определяя масштабы проблемы, необходимо обратить внимание на различия в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети.

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

– беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Таким образом, из данных определений очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Безнадзорность – отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств (объективных или субъективных) этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (родители, опекуны, специалисты). А беспризорность это характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести такой статус ребенок может и по собственному желанию, и в силу стечения каких-либо обстоятельств, среди которых главенствует безнадзорность. К отличительным признакам такого статуса относятся: полное или частичное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение криминальным законам и др.

Причин возникновения детской безнадзорности и беспризорности много: жестокое обращение с детьми в семье или домах-интернатах, асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания), равнодушие окружающих и т.д. В сложных связях причинно-следственной зависимости находятся, как правило, процессы ухудшения условий жизни и снижение до опасно недопустимого уровня успеваемости в школе, утрата ребенком дружественной ему социально позитивной образовательной среды и криминализация ближайшего окружения; безработица родителей и зависимость от алкоголя и наркотиков. Все это порождает вынужденное и опасное безделье и объективно приводит детей в криминальные группировки. Возникновению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних способствуют нерешенные проблемы школьной дезадаптации и занятости детей (коммерциализация досуговых и спортивно-оздоровительных сфер). Недостаточно эффективны меры по содействию трудоустройству несовершеннолетних. Среди безнадзорных и беспризорных детей значительное число воспитанников государственных интернатных учреждений. Главной причиной детской безнадзорности и беспризорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности и беспризорности детей:

1) социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.);

2) медико-санитарные (хронические заболевания родителей, антисанитарные условия жизни и др.);

3) социально-демографические (неполные, многодетные семьи, семьи с повторным браком и сводными детьми и др.);

4) социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный и культурный уровень родителей и др.);

5) криминальные (алкоголизм, наркомания, проявление жестокости, насилия, садизма, наличие судимых членов семьи, поддерживающих связь с «криминальным миром»).

Главным последствием безнадзорности и беспризорности детей является социальная дезадаптация личности ребенка. Общеизвестно, что дети, предоставленные сами себе, не посещают учебно-воспитательные заведения, попрошайничают, начинают воровать. Причем в большей степени этому подвержены дети, лишенные родительского попечения. Безнадзорные и беспризорные дети имеют большой риск стать жертвами преступлений, насилия. Как правило, они имеют опыт употребления алкоголя, наркотиков, ведут аморальный образ жизни, занимаются проституцией и т.п. Дети и подростки из дезадаптированных семей являются источником формирования и пополнения «уличных» несовершеннолетних правонарушителей.

Безнадзорные и беспризорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Анализ проблемы безнадзорности и беспризорности привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие. Отсутствие нормальных жилищных условий, медицинской помощи, регулярного и правильного питания подрывают состояние здоровья безнадзорных детей, ведет к социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.

Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентаций, мотивов поведения. Безнадзорные и беспризорные дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, лишены какого-либо медицинского наблюдения. Все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности, нарушение половой идентификации. Большинство безнадзорных и беспризорных детей имеют эмоциональные расстройства, отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, недоверчивость к окружающим людям. Многие из них не имеют навыков счета, письма, чтения. Объем знаний и общий кругозор скудны. Они не приучены к учебной деятельности и умственной работе.

В социально-реабилитационные учреждения безнадзорные и беспризорные дети попадают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных психосоматических, инфекционных и венерических заболеваний. Следует иметь ввиду, что они наиболее уязвимы к ВИЧ-инфекции.

Таким образом, для большинства безнадзорных и беспризорных детей характерна социально-психологическая депривация, сопровождающаяся деформацией социального и психологического развития личности ребенка.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность понятий «безнадзорный» и «беспризорный».

2. Причины безнадзорности и беспризорности.

3. Факторы семейного неблагополучия, приводящие к безнадзорности или беспризорности.

4. Состояние физического, психологического и умственного развития беспризорных детей.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 325.