Это, вообще говоря, любые кредиты и займы, не привязанные к определенной цели использования полученных денег, то есть все, кроме ипотеки, автокредитов, образовательных кредитов и различных льготных программ. Но на самом деле из этой общей массы можно выделить несколько специфических кредитных продуктов, исходя из технологии их предоставления (карточные кредиты), места их предоставления (POS-кредиты), а также краткосрочности и малой суммы («займы до зарплаты»). Всё, что осталось, образует категорию «Потребительские нецелевые кредиты и займы», куда попадут кредиты и на ремонт квартиры, и на покраску забора на даче, и на турпоездку, и на шикарную свадьбу, и на новый мобильный телефон (если это не POS-кредит).
Во всех этих случаях кредитор не стремится проверить, куда на самом деле вы потратите средства, — ему важно лишь, как вы собираетесь их отдавать. Поэтому решающее значение при принятии решения об одобрении кредита будет иметь ваш уровень доходов, а также, возможно, ваша кредитная история. Если же подтвержденных доходов нет и/или кредитная история неважная — вас ждет либо отказ, либо, в некоторых случаях, повышенная процентная ставка (последнее скорее могут себе позволить МФО, чем банки).
«Карточные» кредиты
О кредитных картах мы уже упоминали в главе 5 «Расчеты и платежи». Как кредитный продукт такая карта представляет собой многократный предварительно одобренный кредит в пределах определенной суммы. Получать кредиты с помощью банковской карты на мелкие и средние покупки, конечно, удобнее, чем обращаться каждый раз за одобрением таких кредитов в банк. Проценты за пользование таким кредитом обычно выше, чем по ипотеке или по длинным потребительским кредитам, но меньше, чем по POS-кредитам (см. ниже), не говоря о микрозаймах.
Важным преимуществом кредитной карты перед другими кредитными продуктами является льготный период погашения («grace period»), который в большинстве случаев устанавливают банки по таким картам. В течение этого периода, который обычно составляет месяц-полтора, проценты на сумму задолженности не начисляются. Соответственно, если вы погасите задолженность до истечения льготного периода, кредит для вас будет бесплатным. А если учесть, что по таким картам могут еще устанавливаться достаточно заметные возвраты потраченных средств («кэшбэки», см. главу 5 «Расчеты и платежи» и иные бонусы, то получается, что вы при помощи этой карточки еще и зарабатываете! Это ли не чудо? Непонятно только, зачем это банку, где его выгода.
Как мы неоднократно говорили, финансовые организации работают не для того, чтобы вам было хорошо, а чтобы заработать деньги себе (за возможным исключением маленьких «соседских» КПК). Банк сумеет заработать на процентах (по крайней мере, он на это рассчитывает) — в том случае, если вы привыкнете регулярно платить кредиткой и в какой-то момент не сумеете соблюсти платежную дисциплину по погашению задолженности в течение льготного периода. Забудете, например, или не хватит текущих доходов. Что же касается кэшбэков и бонусов, то их банк платит не из своего кармана — это удержания с продавцов товаров и услуг, которые отдают часть своей прибыли ради повышения вашей лояльности как покупателя (подробнее см. главу 5 «Расчеты и платежи»).
POS-кредиты и займы
Аббревиатура POS расшифровывается как «point of sales», то есть «точка продаж». Это кредиты и займы, за которыми не надо идти в офис банка или МФО, — они предоставляются прямо в магазине или в фирме, оказывающей услуги. Приходите вы в торговый центр, заходите в магазин, торгующий мебелью или бытовой электроникой, видите красивый, но дороговатый для вас телевизор или холодильник — а рядом стоит столик с табличкой «Банк «Ромашка». Потребительские кредиты». Мол, всё для тебя, дорогой потребитель, любой твой каприз можем удовлетворить!
А на каких условиях?
А условия зачастую не самые лучшие, проценты вполне могут быть выше, чем по кредитной карте или по обычному нецелевому потребительскому кредиту, выдаваемому в офисе банка. Во-первых, потому что в магазине нужно быстро оценить надежность заемщика без подробной документальной информации о нем, поэтому оценка надежности будет скорее заниженной, чем завышенной, а это отразится на ставке. Во-вторых, потому что человек в магазине менее склонен рассуждать и вдумываться в условия кредита, если ему сильно хочется купить понравившийся товар. Кстати, в магазине может быть представлен не только банк, но и МФО, и тогда проценты будут еще выше.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 391.