Произвольная регуляция дыхания для 12 классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание програмного материала Техника исполнения, дозировка Методические указания, эффект
1. Произвольная задер-жка дыхания. 1.1. Задержка дыхания после вдоха.   1.2. Задержка дыха-ния после выдоха   1.3. Последовательная задержка дыха-ния после вдоха и после выдоха. И.п. – сидя в позе “лотос” , “полулотос” или по-турецки, спина прямая, кисти на коленях. После начального выдоха сделать полный вдох. Сократить мышцы промежности, втянуть живот, подбородок опустить к груди и слегка по-дать голову назад. Задержать дыхание до дискомфорта. За-тем выполнить полный выдох, постепенно расслабляя мышцы промежности и живота, поднять голову. Сделать  3 – 4 естественных акта дыхания перед тем, как повторить задержку дыхания на выдохе. Дозировка упражнения – 4 – 6 раз с интервалом отдыха 1,5 – 2 мин. И.п. – тоже, что и в 1.1.. после начального выдоха сокра-тить мышцы живота, подбородок опустить к груди, припо-дняв грудину. Задержать дыхание до дискомфорта. Затем выполнить полный вдох, постепенно расслабляя мышцы живота, поднять голову. Сделать 3 – 4 акта естественного дыхания перед следующим повтором задержки дыхания после выдоха. Дозировка упражнения – 4 – 6 раз с интервалом отдыха 1,5 – 2 мин. Упражнение объединяет в себе предыдущие упражнения 1.1 и 1.2. Дозировка упражнения – 4 – 6 раз с интервалом отдыха 1,5 – 2 мин В и. п. следует уделять особое внимание на выпрямленный позвоночник. Задерж-ку дыхания как после вдоха так и после выдоха следует делать только с закры-тыми глазами. Внимание сосредоточить на области сердца. Если задержка дыха-ния следует без пауз естественного ды-хания, это вызовет напряжение в легких и головном мозге, перегрузку в нервной системе; прогресс будет исключительно медленным. Дозировка упражнений яв-ляется стабильной, однако следует по-степенно продлевать продолжитель-ность задержки дыхания. Не следует только превышать своих возможностей. Нельзя выполнять задержку дыхания стоя. На задержке дыхания сохранять прочное напряжение соответствующих мышц постоянно. Упражнения проти-вопоказаны при неполадках с сердцем или грудной клеткой. Считается, что при задержке дыхания устанавливается равновесие между положительными и отрицательными токами. При задержке дыхания очищаются все легочные пу-зырьки, что способствует повышению их активности. Кроме того, эти упраж-нения способствуют удалению продук-тов распада из крови.
2. Постепенное увели-чение продолжитель-ности вдоха и выдо-ха. И.п. – сед на пятках, по-турецки или в позе “лотос”. Кисть одной руки держать на лучевой артерии другой руки для подсчета ЧСС. Для удобства подсчета можно выразить следующей формулой: 4/2 : 4/2, которая обозначает, что вдох длится 4 удара сердца, пауза после вдоха – 2 удара, выдох – 4 удара, а пауза после выдоха – 2 удара. Увеличение продолжительности дыхательных фаз произ-водится по схеме: 1) 2/2 : 2/2; 2) 4/2 : 2/2; 3) 4/4 : 4/2; 4) 6/4 : 6/2 и т.д. Количество повторений каждого вида дыхания постепенно нарастает:2 – 3 – 4 – 6 и т.д. Следить за осанкой. Величина дыха-ельных фаз (вдоха, выдоха, пауз) может быть постоянной или постепенно увеличивается по мере улучшения координации дыхательных мышц и увеличе-ния резервов вдоха и выдоха. На первом занятии время дыхательных фаз подсчитывается и согласовывается с ЧСС, а затем они выполняются автома-тически, без подсчета. Для исключения напряжения и утомления дыхания передней стенки живота и грудной клетки выполняются с малой амплитудой. Упражнение благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, укрепляет нервную систему.
3. Изометрические уп-  ражнения: 3.1. После вдоха: на-пряжение мышц лица (смыкание век и губ) с задержкой дыхания – затем расслабление. 3.2. После выдоха: ле-жа на спине со-гнув ноги с опорой о пол: поднимание таза с напряжением ягодичных мышц и с задержкой дыхания – затем расслабление. Упражнения выполняются таким образом: в и.п. сделать вдох (3.1) или выдох (3.2) после этого напрячь соответствующую группу мышц (3.1 – лица; 3.2 - ягодицы) и задержка дыхания так долго, насколько возможно. После этого расслабиться и восстановить автоматическое, естественное дыхание. Затем повторить все сначала. Если при выполнении данных упражнений ощущается тяжесть в легких, следует сократить задержку дыхания. Переход от задержки дыхания на вдохе (на выдохе) к выдоху (вдоху) должен быть плавным, не резким. Эти упражнения рекомендуются особенно для излишне напряженных людей. Упражнения вызывают пассивное состояние, ощущение спокойствия. Они балансируют обменные процессы, улучшают иммунитет

                                                                                                                      Литература

       1. Айенгар Б.К.С. Пранаяма. Искусство дыхания. – К.: София, 1995. – 352 с.

     2. Бокатов А., Сергеев С. Детская його. – К.: Ника – Центр, 1999. – 352 с.

     3. Воронин Б.Ф. Восточные психотренинговые системы. – К.: Лыбидь, 1991. - 184 с.

     4. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины. – Харьков: Паритет ЛТД, 1991. – 192 с.

     5. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Минск: Полымя, 1982. – 143 с.

     6. Кочеткова   И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М.: Совет-ский спорт, 1989. – 32 с.

   7. Кузнецова Т.Д., Левитский П.М., Язловецкий В.С. Дыхательные упражне-ния в физическом воспитании. – К.: Здоровье, 1989. –               136 с.

     8. Петренко Т. Засоби фізичної підготовки учнів перших класів загально-освітньої школи // Сучасні проблеми розвитку теорії та          методики гімнастики. – Львів, 2002. – с. 33 – 36.

     9. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 157 с.

     10. Худолій О.М. Основи методики викладання гімнастики: Навч. посібник. – Харків: фірма “Консул”, 1998. – 240 с.

    11. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник.- М.:Владос, 2000.-448 с.

 

    12. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів 1-11 класів “ОСНОВИ ЗДОРОВ’Я І ФІЗИЧНА КУЛЬТУРА”.-К.: Початкова школа 2002.-112 с.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 209.