Дыхательные упражнения и их влияние на организм школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

  Введение …………………………………………………………………………………4

1. Дыхательные упражнения и их влияние на организм школьника……………………..5

2. Звуковая дыхательная гимнастик для 1-4 классов…………………………..………..…8

3. Ритмическое дыхание для 5-8 классов ………………………………….........................12

4. Произвольная регуляция дыхания 9-12 классов…………................................................19

        Литература………………………………………………………………….25

 

Введение

 

Данная методическая разработка составлена с целью оказания практической помощи студентам факультета здоровья, спорта и туризма при подготовке проведения урока гимнастики.

В работе представлены правила применения дыхательных упражнений для учащихся І – ХІІ классов, их содержание, техника выполнения каждого упражнения, дозировка, методические указания и эффект, оказываемый упражнением при систематическом использовании.

Методическая разработка составлена на основании программы третьего оздоровительного урока физической культуры в школе.

     Все дыхательные упражнения используются в заключительной части  при самостоятельной подготовке студентами конспекта урока гимнастики.

Звуковая дыхательная гимнастика для 4 класса

 

Содержание програмного материала Техника исполнения, дозировка Методические указания, эффект
1. Произношение звуко- вых комбинаций  “рам”, “ям”, “хам”, “вом”, “ом” в и.п. сидя на пятках, ла- дони соединены пе-   ред грудью. И.п. – сидя на пятках или по-турецки, или в позе “лотос”; ладони соединены перед грудью, все пальцы направлены вверх, а большие пальцы – к груди. После начального вы-доха носом сделать обычный вдох. Затем на выдохе про-петь как можно дольше заданное звукосочетание на своей высоте тона: “рам” - нота “ми”; “ям” - нота “фа”; “хам” - нота “соль”; “вом” - нота “ля”; “ом” - нота “си”. Каждое звукосочетание повторять 5 – 7 раз. Общая длительность: начиная с 1 мин., постепенно доводить до 5 мин. На протяжении выполнения упражне-ний позвоночник следует держать вып-рямленным вертикально, подбородок приподнят, глаза закрыты или полуза-крыты. Концентрировать внимание не-обходимо на следующих точках: звуки “рам” – область солнечного сплетения; “ям” – область сердца; “хам” – область щитовидной железы; “вом” – область лба; “ом” – область верхней части голо-вы. Гласный звук следует петь петь про-тяжно; особенно протяжно и с сомкну-тыми губами следует петь звук “м”. Не-обходимо помнить, что чем распевае-мый слог будет растянут, тем сильнее его воздействие. Данные звуковые соче-тания благотворно влияют на внутрен-ние органы той точки, на которой кон-центрируется внимание. Кроме того, как и все звуковые упражнения, данные зву-ки на выдохе укрепляют иммунную си-стему организма.

1

ПЛАН

  Введение …………………………………………………………………………………4

1. Дыхательные упражнения и их влияние на организм школьника……………………..5

2. Звуковая дыхательная гимнастик для 1-4 классов…………………………..………..…8

3. Ритмическое дыхание для 5-8 классов ………………………………….........................12

4. Произвольная регуляция дыхания 9-12 классов…………................................................19

        Литература………………………………………………………………….25

 

Введение

 

Данная методическая разработка составлена с целью оказания практической помощи студентам факультета здоровья, спорта и туризма при подготовке проведения урока гимнастики.

В работе представлены правила применения дыхательных упражнений для учащихся І – ХІІ классов, их содержание, техника выполнения каждого упражнения, дозировка, методические указания и эффект, оказываемый упражнением при систематическом использовании.

Методическая разработка составлена на основании программы третьего оздоровительного урока физической культуры в школе.

     Все дыхательные упражнения используются в заключительной части  при самостоятельной подготовке студентами конспекта урока гимнастики.

Дыхательные упражнения и их влияние на организм школьника

Благодаря дыханию организм получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующейся в результате обмена веществ. Дыхание и кровообра-щение обеспечивают все органы и ткани нашего тела необходимой для жизни энергией.

Дыхательный процесс включает в себя несколько этапов:

· наполнение легких атмосферным воздухом (вентиляция лёгких);

· переход кислорода из лёгочных альвеол в кровь, протекающую через капилляры лёгких; и выделение из крови в альвеолы, а затем в атмосферу – угле-кислоты;

· доставка кислорода кровью к тканям и углекислого газа из тканей к лёгким;

· потребление кислорода клетками – клеточное дыхание.

Органы дыхания у детей отличаются от органов дыхания взрослых. Грудная клетка новорождённого имеет форму усечённого конуса или бочкообразную с горизонтальным ходом ребер. При таком строении подвижность и возможность расправления легких при входе ограничены, что и обуславливает поверхностное дыхание. С возрастом форма грудной клетки постепенно изменяется – ребра опускаются, принимают косое направление, а к 12 – 13 годам она приближается уже к форме взрослого человека.

Частота дыхания, являющаяся одним из показателей функции внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 7 лет в среднем она равна 23, а в 8 лет – 22, в 9 лет – 21, в 10 лет – 20, в 11 лет – 19 в минуту. Глубина же дыхания, наоборот, соответственно увеличивается – 163, 170, 230, 254 мл.

Минутный объем дыхания (МОД) в состоянии покоя у детей зависит от возраста, повышаясь от 3500 мл/мин. у 7-летних до 4400мл/мин. у 11-летних. До 8 лет у мальчиков и девочек абсолютные величины МОД равны. В дальнейшем МОД мальчиков становится выше, чем у девочек. Это объясняется наступающей препубертатной дифференциацией типов дыхания – преимущественно брюшного типа у мальчиков и грудного у девочек.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 7 до 11 лет от 1200 до 2100 мл, причем у девочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков.

Воздухоносные пути у детей узкие. Чем меньше ребенок, тем они уже. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и легко ранима. Легочная ткань детей в отличие от легочной ткани взрослых обладает большим кровенаполнением и меньшей воздушностью. Растут и развиваются легкие в течение продолжительного времени, параллельно с ростом ребенка.

Отсюда затруднительно дыхание носом у детей, они часто дышат ртом. А эта привычка негативно отражается на здоровье. Дыхание через рот влечет за собой ограничение дыхательных движений грудной клетки, нарушение ритма дыхания, недостаточность вентиляции легких. Затруднение носового дыхания, связанное с некоторыми патологическими процессами в носу и носоглотке, особенно часто встречающиеся у детей, ведет иногда к серьезным расстройствам умственного и физического развития. Дыхание носом – это очень важно. У детей с аденоидами разрастаниями в носоглотке появляются общая слабость, бледность, пониженная сопротивляемость к инфекциям, иногда нарушаются психическое развитие. При длительном отсутствии носового дыхания у детей наблюдается недоразвитие грудной клетки и ее мускулатуры.

Физиологически правильное носовое дыхание является существенным условием хорошего здоровья.

Вторая проблема дыхания у детей – это поверхностное дыхание. Оно не экономно, так как во время вдоха воздух ненадолго остается в легких и это плохо отражается на усвоении кислорода кровью. Значительная часть объема легких при этом оказывается заполненной не обновляемым воздухом. Причины поверхностного дыхания разные – это длительное сидение за партой и за компьютером; очень часто – это неправильная осанка, которая приводит к сдавливанию органов грудной клетки и недостаточной вентиляции легких. Иногда причиной поверхностного дыхания является ожирение, постоянное переполнение желудка, увеличение печени, вздутие кишечника, которые ограничивают движение диафрагмы и уменьшают объем грудной клетки во время вдоха.

И вот для того, чтобы сделать функцию дыхания у школьников более экономичной (эффективной) в программу третьего оздоровительного урока физической культуры была заложена система дыхательных упражнений.

Основными направлениями тренировки дыхания школьников в данной системе являются:

· управление воздушным потоком – то есть дыханием через нос или вдох через нос, а выдох через рот;

· произвольное изменение легочной вентиляции – глубины, частоты и “рисунка” дыхания;

· произвольное переключение типа дыхательных движений – верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное;

· дыхание при различных позах, анатомически не соответствующих вдоху или выдоху – парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой;

· волевое снижение или усиление легочной вентиляции;

· произвольная задержка дыхательных движений на вдохе и выдохе.

В программе третьего оздоровительного урока физической культуры дыхательные упражнения распределены следующим образом.

Для учащихся младших классов:

- упражнения для создания навыка носового дыхания (сдувание носом легких предметов, выдох на ладонь и т.д.);

- упражнения звукового дыхания (произнесение гласных и согласных звуков на выдохе).

Для учащихся среднего школьного возраста:

- упражнения ритмичного дыхания;

- упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой;

- дыхание одной ноздрей, различные комбинации этого дыхания;

- упражнения с различным типом дыхания (ключичное, реберное, диафрагмальное).

  Для старшеклассников:

- упражнения произвольной регуляции дыхания (ступенчатые вдохи и выдохи, задержка дыхания и т.д.);

- упражнения ритмичного дыхания;

- упражнения полного дыхания.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, следует рассмотреть основные правила дыхания.

1. Необходимо дышать всегда только через нос, кроме тех упражнений, где специально оговаривается выдох ртом (дыхание “Ха!”, звуковое дыхание, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой).

Если есть возможность до начала дыхательных упражнений следует прочистить нос с помощью водного очищения (Нети).

2. Перед началом дыхательных упражнений после принятия исходного положения (и.п.) сделать возможно полный выдох.

3. Каждое дыхательное упражнение выполняется с выпрямленной осанкой. За этим нужно все время следить, не давать позвоночнику “оседать” или терять вертикальное положение. Это очень важно при дыхании.

4. Язык должен лежать горизонтально и неподвижно, упираясь в нижнюю часть передних зубов, легко прикасаясь к нёбу в изогнутом состоянии, чтобы во рту не скапливалась слюна.

5. Необходимо всецело сконцентрироваться на дыхательном процессе. Для этого (особенно на начальной стадии обучения) следует выполнять дыхательные упражнения с закрытыми или полузакрытыми глазами. Внутренним взором смотреть вниз на сердце, не напрягая при этом глазные яблоки. Это внутреннее наблюдение или ощущение дает возможность наиболее ясно осознавать происходящие процессы.

6. Исполнять дыхательные упражнения (большинство) следует без шума, вдох и выдох делать тихо; единственным звуком может быть звук от спирания воздуха в голосовой щели (но не шум от прохождения воздуха через нос). Это правило не касается звукового дыхания и упражнений А.Н. Стрельниковой.

7. После окончания дыхательных упражнений нужно всегда проделывать Ша-васану (мертвую зону) в течение 2 – 3 мин.

Залог успеха выполнения дыхательных упражнений – это регулярные ежедневные занятия. Только при этом условии возможен описываемый эффект и влияние на организм от каждого упражнения. Если учащиеся будут выполнять предлагаемое дыхание только дважды в неделю, их усилия будут сведены к нулю. Поэтому учителю после освоения нового дыхательного упражнения следует предлагать его для домашнего ежедневного выполнения. Однако здесь важно не переусердствовать. Овладевать техникой разного вида дыхания необходимо и постепенно. В особенности это относится к задержке дыхания. Начав заниматься, следует строго соблюдать все правила относительно постепенного увеличения времени задержки. Если предлагаемая дозировка в упражнении некоторым ученикам недоступна, необходимо ее уменьшить. Главное – не преувеличивать свои возможности; иначе вместо пользы можно нанести вред. Все дыхательные упражнения выполняются в условиях комфорта.

Переходить к следующему дыхательному упражнению необходимо только тогда, когда учащиеся смогут выполнить предшествующее упражнение правильно и легко, сконцентрироваться на дыхании, минимально отвлекаясь.

Тренировка дыхательного аппарата должна стать для школьников привычным ежедневным делом.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 232.