Системы бытового водоснабжения. Сточные системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение и состав

Теоретическая часть

Системами бытового водоснабжения называют группу систем, предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и сани­тарных нужд судна пресной и забортной водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, мытьевой воды, бытовой горячей и бытовой забортной воды.

В соответствии с «Санитарными правилами» суда должны быть обеспечены в достаточном количестве пресной и мытьевой водой. Так, морские суда, совер­шающие рейсы с удалением от берега более чем на 100 миль и продолжительно­стью более суток, должны иметь запас пресной воды по 100 л на человека в сутки (40 л питьевой и 60 л мытьевой). На судах допускается объединять системы питье­вой и мытьевой воды в одну, называемую системой бытовой прес­ной воды; при этом требуется, чтобы мытьевая вода по условиям хранения и качеству соответствовала питьевой, т. е. должна быть пресной, чистой, про­зрачной и не содержать вредных примесей и микроорганизмов.

Система питьевой воды служит для приема, хранения и подачи питьевой воды на камбуз, к питьевым фонтан­чикам и умывальникам. Она состоит из вкладных цистерн, насо­сов, пневмоцистерны (гидрофора), трубопроводов из оцинкован­ных водогазопроводных труб и водораспределительных устройств (рис. 25). На судне предусматривают не менее двух цистерн питьевой воды с надежным защитным покрытием - цементным раствором, полиэтиленовой пленкой, этинолевой краской и т. п.- и снабженных водомерными стеклами или дистанционными уров­немерами (пользоваться футштоками запрещено).

Питьевую воду принимают в цистерны через выведенные на открытую палубу трубы, которые гибкими шлангами присоеди­няют к городскому водопроводу. Рожки приемных труб выводят на 400 мм выше открытой палубы и защищают от попадания мор­ской воды, а на гуськах воздушных труб цистерн пресной воды предусматривают головки с фильтрами и защитой от морской воды.

Для поддержания в системе постоянного давления предусма­тривают гидрофору т. е. герметически закрытую цистерну, запол­ненную водой и сжатым воздухом, который по мере заполнения гидрофора водой сжимается до 0,3-0,35 МПа (3-3,5 кгс/см2). Воздух подает питьевую воду в систему до тех пор, пока давление в гидрофоре не упадет до 0,12-0,16 МПа (1,2-1,6 кгс/см2), после чего автоматически включается водяной насос и гидрофор снова заполняется. Выключается насос также автоматически - при увеличении давления воздуха в гидрофоре сверх указанного.

 

 

 

Рисунок 25 - Схема системы питьевой воды

1 - наливной трубопровод; 2 - цистерна запаса питьевой воды;

3 - трубопровод от цистерны запаса к насосной установке;

4 - ручной насос; 5 - центробежный элек­тронасос;

6 - гидрофор (пневмоцистерна);

7 - реле давления, управляющее работой электромотора насоса;

8 - напорная магистраль питьевой воды;

9 - водоразборные устройства (потребители).

 

На судах малого водоизмещения применяют упрощенную систему питьевой воды: вместо гидрофора на мостике устанавли­вают заполняемый насосом напорный бак (расходную цистерну), из которого вода самотеком поступает к потребителям.

Для длительного хранения питьевой воды в системе преду­сматривают бактерицидную установку (хлоратор, бактерицидные лампы и т. п.), но даже после специальной обработки хранить воду более 20-30 суток нельзя. На судах, обладающих большой автономностью и имеющих на борту большое количество людей, запас пресной воды принимают на 15-20 сут, пополняя его затем от опреснительной установки. Опресненную морскую воду (ее разрешается брать в море не ближе 25 миль от берега) обеззара­живают и минерализуют, т. е. насыщают ее минеральными со­лями для придания ей вкусовых качеств.

Система мытьевой воды по своему устройству анало­гична системе питьевой воды, однако мытьевую воду допускается хранить в корпусных цистернах, предусматривая защиту ее от за­грязнения и порчи под действием тепла. Во избежание замерза­ния в зимнее время цистерны мытьевой воды оборудуют змееви­ками подогрева (от хозяйственного паропровода). Мытьевую воду подают только в бани, ванные, душевую, прачечные, камбузы. В умывальники мытьевую воду подводить запрещено (так как ее нельзя использовать для питья), она должна быть питьевого качества.

Система бытовой горячей воды служит для централизованного снабжения горячей пресной водой хозяй­ственно-бытовых потребителей. Воду подогревают в специальном водоподогревателе и при температуре 60-70° направляют с помощью насоса горячей воды по кольцевому трубопроводу к по­требителям.

Система бытовой забортной воды необхо­дима для подачи забортной воды к местам ее потребления (ванны, душевые, туалеты) и для мытья палубы, а также для охлаждения различных теплообменных аппаратов. В отличие от остальных эта система не имеет запасных цистерн. В качестве насоса обычно используют пожарный насос либо устанавливают автономный насос забортной воды с пневмоцистерной.Трубопровод забортной воды изготовляют из труб, обладающих высокой коррозионной стойкостью - стальных, оцинкованных, медных, медно-никеле­вых, полиэтиленовых или же стальных, футерованных полиэти­леном.

 

 

Рисунок 26 - Схема сточной системы.

1 - фановый трубопровод; 2 - сточный трубопровод;

3 - бортовая захлопка; 4 - труба, идущая с правого борта;

5 шпигат; 6 - водяной затвор (сифон); 7 - писсуар;

8 -цистерна; 9 - насос; 10 - выгородка сточной цистерны.

 

Сточными системами (рис.26) называют группу судовых систем, со­стоящую из системы сточных вод, системы хозяйственно-бытовых вод и системы шпигатов открытых палуб. Они предназначены для удаления с судна различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяйственно-бытовых приборов), а также вод, попадающих на открытые палубы. В связи с тем, что по «Санитарным правилам» и требо­ваниям «Международной конвенции по предотвращению загрязне­ния с судов 1973 г.» сбрасывать за борт сточные воды при нахожде­нии судна в портах, каналах и прибрежной зоне запрещено, на судах предусматривают специальные цистерны, емкости которых достаточны для сбора сточно-фекальных вод в течение трехсуточ­ной стоянки (50 л сточно-фекальных вод на человека в сутки).

Сточные воды поступают в цистерны самотеком и откачи­ваются из них насосами, эжекторами или сжатым воздухом в бе­реговые резервуары, грязеотвозные шаланды или в открытое море. Для периодической очистки цистерны оборудуют системой обрыва и пропаривания, а во избежание переполнения-специаль­ной сигнализацией о заполнении цистерны на 80%. Выклю­чаются насосы автоматически, при заполнении цистерны. На сов­ременных судах оборудуют отвечающие Конвенции установки для очистки и обеззараживания сточных вод, позволяющие произво­дить сброс обработанных сточных вод в море. Обработка сточных вод осуществляется биологическим, электрохимическим, физико­химическим и другими методами.

Трубопроводы сточных систем изготовляют из медных или стальных оцинкованных труб с латунной или бронзовой арма­турой, Фановый трубопровод (диаметром не менее 100 мм) не дол­жен иметь горизонтальных участков (уклон не менее 0.05 %) и резких изгибов и поворотов, Сточный трубопровод может быть меньшего диаметра, и к его прокладке предъявляют менее же­сткие требования. Для упрощения сточной системы гальюны стараются располагать по одной вертикали и группировать в оп­ределенных районах. Стойки из гальюнов и других санитарно- гигиенических помещений, как правило, не разрешается проводить через жилые и общественные помещения, камбуз, провизионные камеры, медблок и т. п. В случае крайней необходимости проходя­щие через эти помещения трубопроводы сточных систем должны быть тщательно звуки- и теплоизолированы, и их следует размещать в специальных выгородках.

Отливные отверстия сточных систем выводят обычно на левый борт на высоте 300 мм над грузовой ватерлинией; приемники всех других систем забортной воды размещают на правом борту. Выходное отверстие отливного трубопровода снабжают невозврат­ной захлопкой. Чтобы предотвратить проникновение неприятных запахов в гальюны и умывальники, у санитарных приборов устанавливают водяной затвор, обычно сифонного типа.

Система шпигатов открытых палуб состоит из уста­новленных вдоль бортовой кромки палубы (по ватервейсу) шпига­тов, переходящих в вертикальные спускные трубы, идущие в льяла, сточные колодцы или выводимые за борт в районе гру­зовой ватерлинии. Шпигаты снабжены сеткой для защиты спуск­ных труб от засорения. На трубах, ведущих в льяла и сточные колодцы, устанавливают шпигаты с гидравличес­ким затвором, предотвра­щающим проникновение неприятных запахов из трюма и трубопровода сточной системы; в неко­торых помещениях преду­сматривают шпигаты с от­стойниками и запорным устройством.

Задание

1.Нарисуйте схему систем питьевой воды

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом обеспечивают качество питьевой воды на судне?

2. Какая маркировка наносится на цистерне питьевой воды и кто имеет право давать разрешение на ее открытие?

3. Для каких целей устанавливают на палубе шпигаты, если в фальшборте имеются штормовые портики?

4. Чем отличается сточная система система от система шпигатов?

 

    Литература: [4] стр.376-383,

                 [5] стр.238-242.

 

 

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №11

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1055.