Теоретическая часть
Якорное устройство (рис. 10) – судовое устройство, механизмы и приспособления которого предназначены для постановки судна на якорь, надежного удержания его на месте и снятия с якоря. В состав якорного устройства входят: якорь, якорная цепь, якорный клюз, стопор якорного устройства, якорный механизм (шпиль или брашпиль), цепной клюз и цепной ящик.
Рисунок 10 – Якорное устройство: 1 – брашпиль; 2 – якорная цепь; 3 – винтовой стопор; 4 – клюз якорный; 5 – якорь; 6 – цепная труба; 7 – цепной ящик; 8 – устройство для крепления якорной цепи; 9 – привод экстренной отдачи якорной цепи; 10 – контроллер управления брашпилем; 11 – цепной стопор |
Якорная цепь (рис. 11) – цепь для соединения судна с якорем. Служит также для подъема и опускания якоря. Минимальный диаметр сечения звена якорной цепи (калибр) принят в качестве характеристики размера цепи. Калибр и длина якорной цепи зависят от размеров и назначения судна. Звенья цепей калибром более 15 мм имеют распорки (контрфорсы). Звенья объединяются в смычки (коренную, промежуточную и концевую). Концевая и якорная смычка включает вертлюг для предотвращения закручивания цепи при работе с цепью. Размещается якорная цепь в цепном ящике.
Рисунок 11 – Элементы якорной цепи: 1 – концевое звено; 2 – вертлюг;
3 – звено обыкновенное; 4 – звено соединительное;
5 – глаголь-гак; 6 – концевая скоба
Якорь (рис. 12) – кованная, литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна или других плавающих объектов на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанная с судном посредством якорной цепи. По назначению якоря делятся на становые – для удержания судна на стоянке и вспомогательные (в корме) – для предотвращения разворота судна лагом к ветру (стоп-анкеры, верпы). На морских судах используют двулапые якоря: бесштоковые, с поворотными лапами – якоря Холла, Грузона, Матросова и штоковые, с неподвижными лапами – адмиралтейские. Штоковые якоря обладают значительно большей держащей силой, чем бесштоковые (у Адмиралтейского она равна 10 ÷ 12 массам самого якоря), но наличие штока затрудняет их уборку и отдачу.
Брашпиль (рис. 13) – палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке. Одновременно обслуживает якорные цепи левого и правого бортов. Наиболее распространены брашпили с электромеханическим приводом и механической передачей. Применяются также гидравлические и ручные брашпили.
Смычка – часть якорной цепи, состоящая из нечетных числа звеньев. Соединяется с другими смычками при помощи соединительных звеньев или скоб, благодаря чему при повреждении звеньев их можно заменить, не меняя всю якорную цепь. Различают якорную смычку (крепится к якорю), промежуточные (длиной 25 ÷ 27 м) и коренную (крепится к корпусу судна).
Рисунок 12 – Типы якорей: а – адмиралтейский; б – якорь Холла; в – якорь Матросова. 1 – веретено; 2 – рог; 3 – лапа; 4 – якорная скоба; 5 – шток; 6 – чека; 7 – голова; 8 – валик; 9 – штыри |
Рисунок 13 – Брашпиль: 1 – двигатель; 2 – редуктор; 3 – цилиндрические шестерни; 4 – цепная звездочка; 5 – ленточный тормоз; 6 – турачка (швартовный барабан); 7 – грузовой вал
|
Стопор якорной цепи (рис. 14) – приспособление, удерживающее якорную цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на конструкцию судна.
Рисунок 14 – Стопоры якорной цепи: а – винтовой; б – закладной;
в – цепной стопор крепления по-походному
Задание
1. Нарисуйте схему якорного устройства. Назовите их состав и назначение.
2. Нарисуйте два типа якорей (штоковый и безштоковый).
Вопросы для самоконтроля
1.Перечислите основные элементы якорного устройства.
2. На каких судах используют якорные шпили. Сформулируйте по меньшей мере три отличия их от брашпиля.
3.Обладают ли шпили по сравнению с брашпилями преимушествами.
4.Как производят маркировку якорных смычек.
5.Как происходит постановка судна на якорь.
6.Почему держащая сила штоковых якорей, больше чем у безштоковых?
Литература: [4] стр.327-336,
[5] стр. 170-174.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1999.