Теоретическая часть
Осушительная система служит для периодического удаления за сорт воды, скапливающейся на судне в результате отпотевания корпусных конструкций, неплотностей соединения трубопроводов, попадания брызг через люки и вентиляционные отверстия и т. п.
Принципиальная схема осушительной системы судна показана на рис. 22. Из рисунка видно, что она состоит из двух осушительных насосов, магистрального трубопровода с отходящими от него в каждый осушаемый отсек приемными отростками, отливных трубопроводов с кингстонами и разобщительной арматуры. На конце каждого приемного отростка устанавливается приемник с сеткой, которая предохраняет систему от загрязнения. В машинном отделении приемники снабжаются дополнительно грязевыми коробками. Вода забирается приемниками из льял или сборных колодцев. Сборные колодцы устраиваются, если нет льял, обычно по одному с каждого борта у кормовых переборок осушаемых помещений. В машинно-котельных отделениях делают четыре приемных отростка и, следовательно, четыре сборных колодца. В льяла или колодцы охлаждаемых помещений сток от мест скопления воды происходит по специальным спускным трубам.
Осушительная система судов обычно выполняется по централизованной схеме, т. е. схеме, при которой все осушаемые помещения обслуживаются одними и теми же механизмами. На некоторых судах пики, цепные ящики и сетные трюмы имеют автономную осушительную систему, обслуживаемую ручными насосами или эжекторами. Такую систему обязательно должны иметь помещения аммиачных холодильных машин.
Рисунок 22 - Схема осушительной системы
1 - сборный колодец; 2 - грязевая коробка; 3 - отливной кингстон; 4 - отливной трубопровод; 5 - осушительный насос; 6 - невозвратнозапорный клапан с дистанционным управлением; 7 - магистральный трубопровод; 8 - приемник; 9 - приемный отросток; 10 - невозвратно-запорный клапан с ручным приводом маховиком
Для предотвращения попадания забортной воды в трюмы и иные помещения применяют невозвратно-запорные клапаны, которые с этой же целью устраивают и на приемных патрубках.
Современные промысловые суда оборудуются сепараторами для очистки льяльных вод от нефтепродуктов. После очистки вода удаляется за борт, а продукты очистки - в сборную цистерну.
Принимаемый на судно водяной балласт служит для регулирования посадки и остойчивости судна. Для его размещения на промысловых судах используют специальные балластные цистерны, расположенные в двойном дне, а также форпик и ахтерпик. На некоторых судах балласт по мере расходования топлива принимают в топливные цистерны. Количество водяного балласта составляет 20 - 30% водоизмещения судна. Для приема и удаления балласта на судах устраиваются балластные системы. На небольших судах балластная система может быть совмещена с осушительной.
Балластная система судна (рис 23) состоит из днищевого и бортового кингстонов, балластной магистрали, запорных клапанных коробок, насоса, отливного патрубка и независимых трубопроводов, соединяющих балластную магистраль с балластными цистернами. Балластная система строится по централизованному принципу. Насосы и арматуру размещают в машинном отделении; трубопроводы прокладывают в междудонном пространстве, а на рефрижераторных судах - в туннельном киле.
Рисунок 23 - Балластная система:
1 - трехклапанная запорная коробка с ручным приводом;
2 - отливной невозвратно-запорный клапан; 3 - насос; 4 - приемник;
5 - запорный клапан с дистанционным управлением; 6 - кингстон.
Кингстоны устанавливают в машинном отделении ниже ватерлинии в специальных выгородках - кингстонных ящиках, имеющих приемные отверстия, закрытые решетками.
Для предотвращения обмерзания и засорения решетки к ней через перфорированную трубу подводят пар и сжатый воздух. В верхней части кингстонных ящиков установлены трубы для отвода скапливающегося воздуха. Чтобы не загрязнять систему при плавании на мелководье пользуются бортовыми кингстонами.
При открытых кингстонах забортная вода заполняет балластную магистраль, из которой поступает самотеком или подается насосом по независимым трубопроводам в балластные цистерны. Так, например, если в балластной системе, открыть два правых клапана клапанной коробки, расположенной у кингстона, и носовые клапанные коробки, то вода будет заполнять носовые балластные цистерны самотеком. Для балластировки насосом кормовых балластных цистерн следует открыть средний клапан кингстонной клапанной коробки, левый клапан клапанной коробки, расположенной у отливного патрубка, и кормовые клапанные коробки и запустить насос. С помощью балластной системы можно также перекачивать балласт из носовых балластных цистерн в кормовые и обратно.
Количество и расположение приемных отростков выбирается таким, чтобы можно было обеспечить откачку балласта как при прямом положении судна, так и при крене до 5°. На промысловых судах обычно устанавливают не менее двух балластно-осушительных насосов, обеспечивающих балластировку судна и удаление балласта за борт примерно за 8-10 часов.
Задание
1. Нарисуйте схему осушительной системы и расскажите принцип ее работы.
2. Нарисуйте схему балластной системы и расскажите принцип ее работы.
Вопросы для самоконтроля
1. Для каких целей на судах применяют балластную систему?
2. Каким образом производися замена балласта в цистернах?
3. Кто отвечает на судне за операции с балластом?
Литература: [4] стр.367-370,
[5] стр.222-226
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Дата: 2018-11-18, просмотров: 2245.