Назначение и их состав
Теоретическая часть
Швартовное усторойство (рис. 15) – совокупность механизмов и приспособлений для удержания судна во время стоянки у причала, у борта другого судна или плавучего сооружения. В состав судового швартовного устройства входят швартовы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, утки, швартовные лебедки или шпили, вьюшки и т. д.
Рисунок 15 – Расположение элементов швартовного устройства на
сухогрузном судне:
1 – швартовная лебедка; 2 – направляющий роульс;
3,15 – швартовные клюзы; 4 – стопор; 5 – тройной роульс;
6 – буксирный клюз; 7,8 – кнехты; 9,11 – швартовы;
10 – автоматическая лебедка; 12 – стопор буксирного устройства;
13 – киповая планка; 14 – вьюшка; 16 – якорно-швартовный шпиль
Швартов – растительный (сезальский, манильский, пеньковый), стальной или синтетический (капроновый, нейлоновый, полипропиленовый) трос, предназначенный для крепления судна к причалу или к плавучему сооружению (судно, бочка и т.п.). Число швартовов, их толщина и материал из которого они сделаны, зависят от размеров судна и особенностей его эксплуатации.
Кнехты (рис. 16) – парные стальные (иногда литые чугунные) цилиндрические тумбы, закрепленные на общем фундаменте и прочно связанные с корпусом судна. По конструкции делятся на крестовые (имеют горизонтальную жесткую связь) и прямые. Служат для закрепления накладываемых восьмерками швартовных и буксирных тросов. Располагаются вблизи клюзов в носовой, кормовой и средней (швартовные) частях судна. Кнехты имеют шляпки и приливы, препятствующие соскальзыванию троса вверх.
Рисунок16 – Кнехты: а – крестовые; б – прямые |
Клюз – отверстие в борту или углубление в палубе для пропускания якорной цепи или швартова, обрамленное литой конструкцией, предохраняющей корпус от повреждений.
Швартовная лебедка автоматическая – элемент швартовного устройства, имеющий барабан, на который намотан швартовный трос, и электрический привод, а также устройство, обеспечивающее заданное натяжение троса. При отклонении нагрузки от установленной, швартовная лебедка подбирает или потравливает трос. Использование автоматической швартовной лебедки позволяет сократить время швартовки.
Спасательные средства - это совокупность предусмотренных на судне средств спасания пассажиров и экипажа, включающая шлюпочное устройство, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательные средства индивидуального пользования.
Шлюпочное устройство предназначено для спасения людей в случае гибели судна, а также для сообщения с берегом и другими судами во время рейдовой стоянки.
В состав шлюпочного устройства входят: спасательные шлюпки, плоты и капсулы, число, конструкцию и вместимость которых определяют в зависимости от количества людей, размеров судна, характера и района плавания и в соответствии с правилами Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Правилами по конвенционному оборудованию судов Регистра СССР; рабочие шлюпки и разъездные катера; шлюпбалки, служащие для быстрого и безопасного спуска и подъема спасательных шлюпок; приспособления для хранения шлюпок и катеров по-походному (кильблоки, найтовы, чехлы).
Спасательная шлюпка – судовая шлюпка коллективного пользования. По конструкции спасательные шлюпки могут быть открытого типа со съемным парусиновым тентом и закрытого типа с жесткой надстройкой. Имеет воздушные ящики (обеспечивающие запас плавучести при затоплении шлюпки по планширь), бортовые спасательные леера, а также кили поручни.
Шлюпбалка (рис. 17) – устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт. Шлюпку обслуживают две шлюпбалки, каждая из которых включает стелу, опорную конструкцию, шлюпочные тали и механизм, обеспечивающий работу шлюпбалки, например, лебедку. По способу вываливания шлюпбалки делят на 2 группы: требующие для вываливания усилий (радиальные и заваливающиеся) и самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки (гравитационные).
Рисунок 17 – Шлюпбалка:
а – радиальная; б – заваливающаяся;
в – смещенная к борту заваливающаяся;
г – S-образная заваливащаяся; д – серповидно заваливающаяся;
е – одношарнирная гравитационная;
ж – двухшарнирная гравитационная;
з – склоняющаяся гравитационная;
и – скатывающаяся гравитационная
Задание
1. Нарисуйте схему швартовного устройства. Назовите их состав и назначение.
2. Нарисуйте конструкцию поворотной, гравитационной, и заваливающейся шлюпбалки.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите состав спасательного устройства.
2. Для чего используется гидростат в креплении спасательного плота к судну?
3. Что входит в состав снабжения надувного спасательного плота.
4. Назовите основные отличия спасательной шлюпки от рабочей шлюпки.
5. Как производится спуск и посадка в спасательные плоты.
Литература: [4] стр.337-344,
[5] стр. 175-178.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1251.