Швартовное устройство. Спасательное устройство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение и их состав

Теоретическая часть

Швартовное усторойство (рис. 15) – совокупность механизмов и приспособлений для удержания судна во время стоянки у причала, у борта другого судна или плавучего сооружения. В состав судового швартовного устройства входят швартовы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, утки, швартовные лебедки или шпили, вьюшки и т. д.

Рисунок 15 – Расположение элементов швартовного устройства на

       сухогрузном судне:

1 – швартовная лебедка; 2 – направляющий роульс;

        3,15 – швартовные клюзы; 4 – стопор;   5 – тройной роульс;

6 – буксирный клюз; 7,8 – кнехты; 9,11 – швартовы;

                10 – автоматическая лебедка; 12 – стопор буксирного устройства;

                  13 – киповая планка; 14 – вьюшка; 16 – якорно-швартовный шпиль

Швартов – растительный (сезальский, манильский, пеньковый), стальной или синтетический (капроновый, нейлоновый, полипропиленовый) трос, предназначенный для крепления судна к причалу или к плавучему сооружению (судно, бочка и т.п.). Число швартовов, их толщина и материал из которого они сделаны, зависят от размеров судна и особенностей его эксплуатации.

Кнехты (рис. 16) – парные стальные (иногда литые чугунные) цилиндрические тумбы, закрепленные на общем фундаменте и прочно связанные с корпусом судна. По конструкции делятся на крестовые (имеют горизонтальную жесткую связь) и прямые. Служат для закрепления накладываемых восьмерками швартовных и буксирных тросов. Располагаются вблизи клюзов в носовой, кормовой и средней (швартовные) частях судна. Кнехты имеют шляпки и приливы, препятствующие соскальзыванию троса вверх.

Рисунок16 –  Кнехты: а – крестовые; б – прямые

Клюз – отверстие в борту или углубление в палубе для пропускания якорной цепи или швартова, обрамленное литой конструкцией, предохраняющей корпус от повреждений.

Швартовная лебедка автоматическая – элемент швартовного устройства, имеющий барабан, на который намотан швартовный трос, и электрический привод, а также устройство, обеспечивающее заданное натяжение троса. При отклонении нагрузки от установленной, швартовная лебедка подбирает или потравливает трос. Использование автоматической швартовной лебедки позволяет сократить время швартовки.

Спасательные средства - это совокупность предусмотренных на судне средств спасания пассажиров и экипажа, включающая шлюпочное устройство, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательные средства индивидуального пользования.

Шлюпочное устройство предназначено для спа­сения людей в случае гибели судна, а также для сообщения с бе­регом и другими судами во время рейдовой стоянки.

В состав шлюпочного устройства входят: спасательные шлюпки, плоты и капсулы, число, конструкцию и вместимость которых опре­деляют в зависимости от количества людей, размеров судна, ха­рактера и района плавания и в соответствии с правилами Между­народной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Правилами по конвенционному оборудованию судов Регистра СССР; рабочие шлюпки и разъездные катера; шлюп­балки, служащие для быстрого и безопасного спуска и подъема спасательных шлюпок; приспособления для хранения шлюпок и катеров по-походному (кильблоки, найтовы, чехлы).

Спасательная шлюпка – судовая шлюпка коллективного пользования. По конструкции спасательные шлюпки могут быть открытого типа со съемным парусиновым тентом и закрытого типа с жесткой надстройкой. Имеет воздушные ящики (обеспечивающие запас плавучести при затоплении шлюпки по планширь), бортовые спасательные леера, а также кили поручни.

Шлюпбалка (рис. 17) – устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт. Шлюпку обслуживают две шлюпбалки, каждая из которых включает стелу, опорную конструкцию, шлюпочные тали и механизм, обеспечивающий работу шлюпбалки, например, лебедку. По способу вываливания шлюпбалки делят на 2 группы: требующие для вываливания усилий (радиальные и заваливающиеся) и самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки (гравитационные).

   Рисунок 17 – Шлюпбалка:

а – радиальная; б – заваливающаяся;

в – смещенная к борту заваливающаяся;

г – S-образная заваливащаяся; д – серповидно заваливающаяся;

е – одношарнирная гравитационная;

 ж – двухшарнирная гравитационная;

з – склоняющаяся гравитационная;

и – скатывающаяся гравитационная

Задание

1. Нарисуйте схему швартовного устройства. Назовите их состав и назначение.

2. Нарисуйте конструкцию поворотной, гравитационной, и заваливающейся шлюпбалки.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите  состав спасательного устройства.

2. Для чего используется гидростат в креплении спасательного плота к судну?

3. Что входит в состав снабжения надувного спасательного плота.

4. Назовите основные отличия спасательной шлюпки от рабочей шлюпки.

5. Как производится спуск и посадка в спасательные плоты.

 

Литература: [4] стр.337-344,

             [5] стр. 175-178.

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1163.