Системы пожаротушения. Назначение и состав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическая часть

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкоиспаряющихся жидкостей и т. п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противо­пожарных мероприятий. На гражданских судах к ним относятся системы: водяная, водяного орошения, водяных завес, водораспы- ления, спринклерная, паротушения, пенотушения, объемного химического тушения, углекислотного тушения, тушения инерт­ными газами, порошкового тушения, а также пожарной сигнализации.

Система водяного пожаротушения (рис.24) подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме, от которого к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками. К ним можно подсоеди­нять гибкие шланги длиной 10 - 20 м.

Системы с линейной магистралью применяют на танкерах, средкетоннажных сухогрузных судах, навалочниках. Системой с кольцевой магистралью оборудуют крупные пассажирские суда, промысловые обрабатывающие базы, рефрижераторы и т. п. суда, имеющие развитые надстройки. На крупных грузовых судах валовой вместимостью 4000 per. т и более систему водяного пожаротушения выполняют по комбинированной схеме; в районе грузовых трюмов - по линейной, в районе надстроек - по кольцевой.

По Правилам Регистра СССР давление в пожарных рожках должно быть в пределах 0,25 - 0,32 МПа (2,5 - 3,2 кгс/см2) — в зависимости от типа и регистрового тоннажа судна. Под давле­нием ручной ствол выбрасывает водяную струю на 20 - 25 м. В закрытых помещениях пожарные рожки устанавливают через 20 м, а снаружи - через 40 м друг от друга. На специальных пожарных судах, буксирах, спасателях, ледоколах ставят лафет­ные стволы, выбрасывающие струю воды на 80 - 100 м.

В качестве пожарных насосов используют центробежные на­сосы с напором 65 - 150 м вод. ст. Производительность и коли­чество пожарных насосов определяют по Правилам Регистра СССР в зависимости от типа и размеров судна; суммарная про­изводительность на всех судах, кроме пассажирских, спасатель­ных и пожарных, практически не превышает 250 м3/ч, а количе­ство их - двух (на указанных судах - от одного до трех). Ми­нимальная производительность каждого насоса должна быть достаточной для обеспечения одновременной работы двух стволов. Насосы размещают так, чтобы живучесть системы была максималь­ной. Они должны находиться по возможности в разных отсеках или в одном отсеке, но у разных бортов. Правила допускают использо­вать в качестве пожарных балластные, осушительные и другие насосы, если их производительность и напоры не ниже требуе­мых.

Кроме стационарных пожарных насосов на пассажирских, наливных судах валовой вместимостью 1000 per. т и более и на всех прочих судах валовой вместимостью 2000 per. т и более устанавливают аварийный пожарный насос, если нельзя обе­спечить надлежащую живучесть стационарных пожарных насосов.

Аварийный насос располагают отдельно от стационарных (на наливных судах - в носовой части вне грузовых танков, но в корму от форпиковой переборки); он должен иметь автономный привод и местное управление (на танкерах - также с открытой палубы). Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов. Трубо­провод противопожарно й водяной системы выполняют из сталь­ных или медных труб, рассчитанных на давление до 1,0 МПа (10 кгс/см2).

 

 

Рисунок 24 – Система водяного пожаротушения

1-пожарный насос; 2 – магистральный трубопровод; 3 – пожарный кран.

 

Система водяного орошения служит для по­дачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хра­нилищах взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ (крюйт- камерах), а также для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и т. п. Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале ее работы подается сигнал в рулевую рубку и каюту старшего помощника капитана.

Система водяных завес подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пла­мени, и для охлаждения корпусных конструкций судна. Ее применяют для защиты открытых палуб паромов и судов типа «ро-ро», предназначенных для перевозки подвижной техники, заправленной топливом, а также для защиты проемов и водоне­проницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции.

Систему водораспыления оборудуют для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара распыленной водой в МКО и тонкораспыленной водой, т. е. доведенной до туманообразного (дисперсного) состояния, - в отсеках жидкого топлива. Тонкораспыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых ма­гистралей из медных труб с установленными на них через 1,2 - 1,5 м водораспылителями. Кольцевые магистрали располагают ло высоте отсека ярусами не более чем через 5 м. Вода в маги­страль подается от автоматически включенного насоса. Кроме основного насоса обязательно должен устанавливаться резервный.

Для тонкого распыления воды применяют сжатый воздух под давлением 0.6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2).

Спринклерная си­стема необходима для по­дачи воды к оросительным насадкам, которые включа­ются автоматически при по­вышении температуры в ох­раняемых помещениях до заданной величины (в жилых и служебных - до 80 °С). Ос­новой спринклерной системы является спринклер - распыляющая воду насадка с легкоплавким зам­ком, открывающим выход водяной струе из трубопро­вода при достижении заданной температуры. Существуют спринклеры с замком из легкоплавкого металла или со стеклянной колбой, наполненной цветной легко- расширяющейся жидкостью. При повышении температуры ме­таллический замок плавится, а колба лопается, и из спринклера поступает распыленная вода. Спринклеры размещают на расстоя­нии не более 3 м друг от друга так, чтобы все поверхности охра­няемого помещения равномерно орошались. Трубопровод сприн­клерной системы должен всегда быть под давлением.

Система паротушения предназначена для подачи водяного насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, танки, котельные отделения и пр. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горения.

Для паротушения используют насыщенный пар под давлением 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2) от главного или вспомогательного котлов. Паропроизводительность котла должна быть достаточной для подачи 1,33 кг пара в час на каждый кубометр объема наиболь­шего охраняемого помещения. Станции паротушения, в которых размещены распределительные коробки с запорными клапанами, располагают в МКО, надстройках, рубках и других легкодоступ­ных местах. От распределительной коробки станции паротушения в каждое охраняемое помещение прокладывают трубопровод из труб диаметром не менее 15-25 мм. На танкерах для экономии массы и упрощения системы эти отростки идут прямо от маги­стрального трубопровода, проложенного под переходным мости­ком. Для повышения живучести системы на магистральном трубо­проводе через каждые 30-40 м, а также по концам средней над­стройки предусматривают отсечные клапаны, которые в нормаль­ных условиях постоянно открыты.

Задание

1.Нарисуйте схему системы пожаротушения в МКО БМТР и расскажите о ее работе.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких помещениях на судне устаноавливают спринклерную систему

2. Чем отличается спринклерная система от система водораспыления?

3. Используются ли в настоящее время фреон в системах объемного пожаротушения?

4. На каких судах устанавливают системы инертных газов?

 

Литература: [4] стр.370-375,

             [5] стр.227-238.

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №10

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1034.