Грузовое устройство. Назначение и состав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическая часть

Грузовые устройства предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами.

В состав грузовых устройств на сухогрузных судах входят грузовые стрелы или краны, закрытия грузовых люков и средства внутритрюмной механизации. На судах типа «ро-ро» к грузовым устройствам относят погрузочные лифты, аппарели (внутренние и забортные - рампы); на лихтеровозах типа «ЛЭШ» -катучие козловые краны. На наливных судах роль грузовых устройств выполняют насосы и трубопроводы, с помощью которых погру­жают и выгружают жидкий груз. На судах, перевозящих сыпучие грузы, древесную щепу и т. п., в состав грузовых устройств входят ленточные транспортеры, пневмопогрузчики и другие специальные устройства.

Грузовые устройства промысловых судов предназначены для перегру­зочных операций в море и порту, выполнения вспомогательных работ с орудиями лова, постановки и снятия кранцевой защиты и пересадки людей с судна на судно. Перегрузочные операции в открытом море характеризуются высокой интенсивностью, поэтому их вынуждены про­водить на волнении, при ветре и качке судна. Для этих условий наиболее приемлемыми оказываются устройства с грузовыми стрелами, которые получили широкое распространение на промысловых судах. Для выпол­нения грузовых операций такие устройства оснащены системой блоков и тросов, закрепленных вне стрелы на неподвижных судовых конструк­циях — мачтах, колоннах, палубах и т. д. Чтобы сократить время на пере­грузочные работы в море, из стреловых грузовых устройств судов создаются специальные перегрузочные комплексы, состав и оснастка которых зависят от размеров и общего расположения ошвартованных друг к другу судов, массы передаваемых грузов, волнения, ветра и т. п.

Большое распространение на промысловых судах получили грузо­вые устройства, предназначенные для перемещения грузов по судну: транспортеры, рольганги, лотки, элеваторы, тележки, тельферы и т. д.

Плавучие базы некоторых типов имеют специальные грузовые устройства дли спуска и подъема на борт судов-ловцов. Наконец, на промысле находят использование бесконтактные способы передачи уло­ва с добывающих судов на производственные рефрижераторы и плаву­чие базы.

Грузовая стрела (рис.18)– судовое устройство в виде балки, шарнирно закрепленной нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенной на тросе. Грузовые стрелы делятся на легкие – грузоподъемностью до 10 и тяжеловесные – свыше 10 т.

Грузовые краны являются более сложным и доро­гостоящим грузоподъемным средством, чем стрелы; к тому же они менее надежны при работе в условиях волнения и крена, но зато позволяют быстрее проводить погрузочно-разгрузочные ра­боты, так как могут поднимать и укладывать груз в любое место в просветах люка без дополнительного горизонтального переме­щения. Опыт показывает, что производительность кранов в среднем на 30% превышают производительность стрел. Из-за высокой стоимости и неудобства в работе, даже на небольшом волне­нии, краны на промысловых судах устанавливают крайне редко.

Рисунок 18 – Оснастка легкой стрелы:

1 – грузовой гак;

2 – грузовой блок;

3 – стрела;

4 – шкентель;

5 – топенант;

6 –топенантные тали;

7 – топенантный блок;

8 – мачта;

9 – башмак;

10 – отводной блок;

11 – оттяжка;

12 – оттяжки;

13 – тали оттяжки

 

Задание

1. Нарисуйте оснастку легкой стрелы. Назовите состав и их назначение.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких элементов состоит оснастка легкой и тяжелой грузовых стрел?

2. Как производится спаренная работа двух грузовых стел?

3. Перечислите типы люковых закрытий?

 

Литература: [4] стр.310-326,

             [5] стр. 185-194.

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Конструктивные элементы судовых систем

Теоретическая часть

Судовые системы, представляющие собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами, предназначены для переме­щения жидкостей, воздуха или газов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, со­хранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спаса­телях, промысловых судах и т. п.

На гражданских судах обычно предусматривают:

- трюмные системы - осушительная, водоотливная, пере­пускная;

- балластные системы - балластная, дифферентная, креновая, замещения;

- противопожарные системы - противопожарная водяная, во­дяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных за­вес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, жидко­стного (химического) тушения, инертных газов;

- системы бытового водоснабжения - бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бы­товой горячей воды;

- сточно-фановые системы - сточная, фановая, шпигатов от­крытых палуб;

- системы отопления, хозяйственного пароснабжения, обогре­вания и пропаривания - парового, водяного и воздушного ото­пления, хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания танков и топливных систем;

- системы вентиляции и кондиционирования воздуха - венти­ляция, кондиционирование воздуха;

- холодильные системы - холодильного агента, холодоносителя;

- системы сжатого воздуха - высокого, среднего и низкого давления.

Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и пере­ливных труб; продувания и обогревания трубопроводов и арма­туры, а также связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и ава­рийной сигнализации.

К числу специализированных судовых систем, выполняющих специальные функции, связанные с назначением судна, отно­сятся:

- специальные системы танкеров - грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков;

- специальные системы спасательных судов - грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная;

- специальные системы промысловых судов - рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоподачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производствен­ной канализации.

В конструктивном отношении судовые системы состоят из труб, путе­вых соединений, арматуры, приводов арматуры, приборов контроля и механизмов.

Трубы судовых систем изготавливают из стали, меди, легких спла­вов и пластмасс. В трубопроводах для перекачки морской и пресной воды применяют в основном стальные оцинкованные или футерованные трубы, а также медные и винипластовые трубы. Для водяного пара ис­пользуют стальные и медные трубы, сжатого воздуха - трубы из легиро­ванной стали или биметаллические, систем вентиляции - трубопроводы, изготовленные из стали или алюминиево-магниевых сплавов.

 

 

Рисунок 19 – Клапан:

1 – корпус;

2 – прокладка; 3 – крышка;

4 – маховик;

5 – шток;

6 – втулка сальника;

7 – набивка;

8 – стопорное кольцо;

9 – шайба;

10 – тарелка

 

 

 

Рисунок 20 – Типы клапанов:

а – запорный; б – невозвратный;   в – невозвратно-запорный;

г – невозвратно-управляемый

 

Путевые соединения служат для монтажа трубопроводов и их соеди­нения с механизмами, арматурой и корпусными конструкциями. Путе­вые соединения бывают неразъемными и разъемными. Неразъемные соединения образуются сваркой, пайкой или склеиванием труб. Из разъемных соединений в судовых системах наибольшее распространение получили фланцевые соединения. Для труб небольших диаметров применяют разъемные муфтовые и штуцерные соединения. При небольших давлениях в трубопроводах используют дюритовые соединения. Для соединения труб, расположенных под углом, служат колена, тройники и четверники. Прокладку труб через переборки и палубы выполняют с помощью переборочных и палубных стака­нов, которые обеспечивают непроницаемость корпусных конструкций, облегчают и ускоряют монтаж и демонтаж трубопроводов.

С целью уменьшения напряжений, возникающих в трубах от изме­нения температуры и общего изгиба корпуса судна устанавливают упру­гие или сальниковые компенсаторы.

Для перекрытия трубопроводов, разобщения их отдельных участ­ков, изменения расхода жидкости или газа и тому подобных целей при­меняется запорная и регулирующая арматура: краны, клапаны, клинкетные задвижки (рис.21), захлопки и поворотные затворы.

 

Рисунок 21 – Клинкет:

1 – клин (диск);

2 – ходовая гайка;

3 – корпус;

4 – шток;

5 – крышка;

6 – сальниковая набивка;

7 – указатель хода диска;

8 – маховик;

9 – рукоятка

 

Краны (рис.19) имеют притертую к корпусу коническую пробку с одним или несколькими поперечными отверстиями для прохода жидкости. В зави­симости от формы и числа отверстий различают проходные, трехходовые и манипуляторные краны. Из-за возможности заклинива­ния пробки и ее быстрого изнашивания применение кранов в судовых системах ограничено. Значительно большее распространение получили клапаны, движение жидкости которыми регулируется с помощью так называемой тарелки. В зависимости от назначения клапаны делят на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляе­мые, дроссельные, предохранительные и редукционные.

Запорные клапаны, тарелка которых может подни­маться и опускаться шпинделем, пропускают жидкость в обоих направ­лениях. У невозвратного клапана тарелка перекрывает отверстие под действием собственного веса, пружины или давления жид­кости. Тарелка невозвратного клапана при увеличении давления жидко­сти под ней поднимается и удерживается в таком положении, пропуская жидкость в одном направлении - под тарелку. Невозвратно-запорный клапан позволяет пропускать жидкость под тарелку, а также перекрыть трубопровод путем прижатия шпинделем тарелки к седлу клапана. Конструкция невозвратно-управляемого клапана дает возможность использовать его как запорный, невозвратно-запорный или невозврат­ный клапан.

Задание

1. Нарисуйте в виде эскиза судовые краны и клапана. Какие из них находят более широкое применение на судах?

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные типы судовых систем?

2. Назовите виды путевых соединений.

3. Приведите примеры отличительных и предупреждающих знаков, наносимых на трубопроводах.

 

Литература: [4] стр.363-366,

             [5] стр.213-221.

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №8

Дата: 2018-11-18, просмотров: 2080.