Теоретическая часть
Грузовые устройства предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами.
В состав грузовых устройств на сухогрузных судах входят грузовые стрелы или краны, закрытия грузовых люков и средства внутритрюмной механизации. На судах типа «ро-ро» к грузовым устройствам относят погрузочные лифты, аппарели (внутренние и забортные - рампы); на лихтеровозах типа «ЛЭШ» -катучие козловые краны. На наливных судах роль грузовых устройств выполняют насосы и трубопроводы, с помощью которых погружают и выгружают жидкий груз. На судах, перевозящих сыпучие грузы, древесную щепу и т. п., в состав грузовых устройств входят ленточные транспортеры, пневмопогрузчики и другие специальные устройства.
Грузовые устройства промысловых судов предназначены для перегрузочных операций в море и порту, выполнения вспомогательных работ с орудиями лова, постановки и снятия кранцевой защиты и пересадки людей с судна на судно. Перегрузочные операции в открытом море характеризуются высокой интенсивностью, поэтому их вынуждены проводить на волнении, при ветре и качке судна. Для этих условий наиболее приемлемыми оказываются устройства с грузовыми стрелами, которые получили широкое распространение на промысловых судах. Для выполнения грузовых операций такие устройства оснащены системой блоков и тросов, закрепленных вне стрелы на неподвижных судовых конструкциях — мачтах, колоннах, палубах и т. д. Чтобы сократить время на перегрузочные работы в море, из стреловых грузовых устройств судов создаются специальные перегрузочные комплексы, состав и оснастка которых зависят от размеров и общего расположения ошвартованных друг к другу судов, массы передаваемых грузов, волнения, ветра и т. п.
Большое распространение на промысловых судах получили грузовые устройства, предназначенные для перемещения грузов по судну: транспортеры, рольганги, лотки, элеваторы, тележки, тельферы и т. д.
Плавучие базы некоторых типов имеют специальные грузовые устройства дли спуска и подъема на борт судов-ловцов. Наконец, на промысле находят использование бесконтактные способы передачи улова с добывающих судов на производственные рефрижераторы и плавучие базы.
Грузовая стрела (рис.18)– судовое устройство в виде балки, шарнирно закрепленной нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенной на тросе. Грузовые стрелы делятся на легкие – грузоподъемностью до 10 и тяжеловесные – свыше 10 т.
Грузовые краны являются более сложным и дорогостоящим грузоподъемным средством, чем стрелы; к тому же они менее надежны при работе в условиях волнения и крена, но зато позволяют быстрее проводить погрузочно-разгрузочные работы, так как могут поднимать и укладывать груз в любое место в просветах люка без дополнительного горизонтального перемещения. Опыт показывает, что производительность кранов в среднем на 30% превышают производительность стрел. Из-за высокой стоимости и неудобства в работе, даже на небольшом волнении, краны на промысловых судах устанавливают крайне редко.
Рисунок 18 – Оснастка легкой стрелы: 1 – грузовой гак; 2 – грузовой блок; 3 – стрела; 4 – шкентель; 5 – топенант; 6 –топенантные тали; 7 – топенантный блок; 8 – мачта; 9 – башмак; 10 – отводной блок; 11 – оттяжка; 12 – оттяжки; 13 – тали оттяжки
|
Задание
1. Нарисуйте оснастку легкой стрелы. Назовите состав и их назначение.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких элементов состоит оснастка легкой и тяжелой грузовых стрел?
2. Как производится спаренная работа двух грузовых стел?
3. Перечислите типы люковых закрытий?
Литература: [4] стр.310-326,
[5] стр. 185-194.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Конструктивные элементы судовых систем
Теоретическая часть
Судовые системы, представляющие собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами, предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).
Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах и т. п.
На гражданских судах обычно предусматривают:
- трюмные системы - осушительная, водоотливная, перепускная;
- балластные системы - балластная, дифферентная, креновая, замещения;
- противопожарные системы - противопожарная водяная, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, жидкостного (химического) тушения, инертных газов;
- системы бытового водоснабжения - бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды;
- сточно-фановые системы - сточная, фановая, шпигатов открытых палуб;
- системы отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания - парового, водяного и воздушного отопления, хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания танков и топливных систем;
- системы вентиляции и кондиционирования воздуха - вентиляция, кондиционирование воздуха;
- холодильные системы - холодильного агента, холодоносителя;
- системы сжатого воздуха - высокого, среднего и низкого давления.
Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и переливных труб; продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.
К числу специализированных судовых систем, выполняющих специальные функции, связанные с назначением судна, относятся:
- специальные системы танкеров - грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков;
- специальные системы спасательных судов - грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная;
- специальные системы промысловых судов - рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоподачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации.
В конструктивном отношении судовые системы состоят из труб, путевых соединений, арматуры, приводов арматуры, приборов контроля и механизмов.
Трубы судовых систем изготавливают из стали, меди, легких сплавов и пластмасс. В трубопроводах для перекачки морской и пресной воды применяют в основном стальные оцинкованные или футерованные трубы, а также медные и винипластовые трубы. Для водяного пара используют стальные и медные трубы, сжатого воздуха - трубы из легированной стали или биметаллические, систем вентиляции - трубопроводы, изготовленные из стали или алюминиево-магниевых сплавов.
Рисунок 19 – Клапан:
1 – корпус;
2 – прокладка; 3 – крышка;
4 – маховик;
5 – шток;
6 – втулка сальника;
7 – набивка;
8 – стопорное кольцо;
9 – шайба;
10 – тарелка
Рисунок 20 – Типы клапанов:
а – запорный; б – невозвратный; в – невозвратно-запорный;
г – невозвратно-управляемый
Путевые соединения служат для монтажа трубопроводов и их соединения с механизмами, арматурой и корпусными конструкциями. Путевые соединения бывают неразъемными и разъемными. Неразъемные соединения образуются сваркой, пайкой или склеиванием труб. Из разъемных соединений в судовых системах наибольшее распространение получили фланцевые соединения. Для труб небольших диаметров применяют разъемные муфтовые и штуцерные соединения. При небольших давлениях в трубопроводах используют дюритовые соединения. Для соединения труб, расположенных под углом, служат колена, тройники и четверники. Прокладку труб через переборки и палубы выполняют с помощью переборочных и палубных стаканов, которые обеспечивают непроницаемость корпусных конструкций, облегчают и ускоряют монтаж и демонтаж трубопроводов.
С целью уменьшения напряжений, возникающих в трубах от изменения температуры и общего изгиба корпуса судна устанавливают упругие или сальниковые компенсаторы.
Для перекрытия трубопроводов, разобщения их отдельных участков, изменения расхода жидкости или газа и тому подобных целей применяется запорная и регулирующая арматура: краны, клапаны, клинкетные задвижки (рис.21), захлопки и поворотные затворы.
Рисунок 21 – Клинкет:
1 – клин (диск);
2 – ходовая гайка;
3 – корпус;
4 – шток;
5 – крышка;
6 – сальниковая набивка;
7 – указатель хода диска;
8 – маховик;
9 – рукоятка
Краны (рис.19) имеют притертую к корпусу коническую пробку с одним или несколькими поперечными отверстиями для прохода жидкости. В зависимости от формы и числа отверстий различают проходные, трехходовые и манипуляторные краны. Из-за возможности заклинивания пробки и ее быстрого изнашивания применение кранов в судовых системах ограничено. Значительно большее распространение получили клапаны, движение жидкости которыми регулируется с помощью так называемой тарелки. В зависимости от назначения клапаны делят на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, дроссельные, предохранительные и редукционные.
Запорные клапаны, тарелка которых может подниматься и опускаться шпинделем, пропускают жидкость в обоих направлениях. У невозвратного клапана тарелка перекрывает отверстие под действием собственного веса, пружины или давления жидкости. Тарелка невозвратного клапана при увеличении давления жидкости под ней поднимается и удерживается в таком положении, пропуская жидкость в одном направлении - под тарелку. Невозвратно-запорный клапан позволяет пропускать жидкость под тарелку, а также перекрыть трубопровод путем прижатия шпинделем тарелки к седлу клапана. Конструкция невозвратно-управляемого клапана дает возможность использовать его как запорный, невозвратно-запорный или невозвратный клапан.
Задание
1. Нарисуйте в виде эскиза судовые краны и клапана. Какие из них находят более широкое применение на судах?
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы судовых систем?
2. Назовите виды путевых соединений.
3. Приведите примеры отличительных и предупреждающих знаков, наносимых на трубопроводах.
Литература: [4] стр.363-366,
[5] стр.213-221.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Дата: 2018-11-18, просмотров: 2080.