Работа с судовыми документами по расчету
основных мореходных качеств судна
Теоретическая часть
Остойчивость судов при больших наклонениях характеризуется диаграммами статической и динамической остойчивости. При изучении этого вопроса следует обратить внимание, что диаграмма статической остойчивости простым изменением масштаба превращается в кривую восстанавливающего момента, а диаграмма динамической остойчивости является интегральной кривой по отношению к диаграмме статической остойчивости.
Далее необходимо рассмотреть ряд практических задач, связанных с расчетом малых и больших наклонений судна, а также влияние на остойчивость дифферента, жидких и подвешенных грузов и условий плавания. Следующий вопрос программы связан с нормированием и контролем остойчивости промысловых судов. При его изучении нужно ознакомиться с Правилами Регистра, судовой документацией и приборами, которые используются для контроля остойчивости судов в процессе их эксплуатации.
Примеры решения типовых задач
Задача № 16.1
После посадки судна на мель при dн = 3,9м; d к = 4,5м. появился крен 50. Начальное состояние судна: Δ = 5000 т, посадка без дифферента с d = 4,6 м, число тонн на 1 см осадки q = 13 т/см. Определить количество груза, которое следует выгрузить из трюма №2 (абсцисса ЦМ 18 м), чтобы судно длиной 105 м самостоятельно всплыло. Абсцисса точки касания грунта: хр = 4,62 м.
Решение:
Объемное водоизмещение судна до аварии:
V = Δ/ ρ = 5000/1,025 = 4878 м3.
Площадь ватерлинии: S = 100q / ρ = 1300/1,025=1268,3 м2.
Коэффициент вертикальной полноты:
χ = V/ S d = 4878/1268,3 ·4,6 = 0,836
Исходя из предположения прямобортности корпуса судна находим объемное водоизмещение судна после посадки на мель:
V1 = χ S d = 0,836 ·1268,3 · (3,9 + 4,5)/2 = 4453,25 м3.
Масса снимаемого груза необходимого для всплытия определяем:
M = ρ(V - V1) = 1,025( 4878 – 4453,25) = 435,36т
Масса снимаемого груза Мгр из трюма №2 необходимого для всплытия находим из уравнения:
Мгр х тр / M = хр; Мгр = M хр /х тр = 435,36 · 4,62/ 18 = 111,74 т
Задача № 16.2
Д/э «Пенжина» (L = 123 м, h =0,5 м, d = 6,85м, ) при посадке на ровный киль, форсируя лед, частично на него взошел, в результате чего изменилась посадка: dн = 6,5м d к= 7,1м. Определить угол крена, вызываемый перекачкой полного объема пресной воды (130,8 т) из цистерны №8 ЛБ в равную ей по емкости цистерну №9 ПБ ( поперечная составляющая расстояния между центрами масс 9,4 м).
Решение:
Принимая плотность забортной воды ρ =1,01 т/м , по рис 3.3 для d = 6,85м определяем водоизмещение судна Δ =9900 т. Число тонн на 1 см осадки при ρ =1,0 т/м составляет: q = 17,5т/см.
Тогда при ρ =1,01 т/м , q = 17,5· 1,01 = 17,68т/см.
Изменение осадки после выхода на лед носовой оконечности:
δd = d –( dн + d к)/2 = 6,85 – 6,5 + 7,1 /2 = 0,05 м.
Реакция льда на носовую оконечность:
R = q· δd = 17,68·5 = 88,4 т
Т.к посадка на лед аналогично снятию груза массой m = R, то изменения МВ:
δh = (d + - h – z) = - 0,06 м.
Z = 0 т.к реакция приложена к днищу
Тогда: h1 = h + δh = 0,5 – 0,06 = 0,44 м
Кренящий момент от перекачки воды из цистерны №8 в цистерну №9:
М кр = Р·lу = 130,8 · 9,4 = 1230 т·м
Угол крена определяем по формуле:
Θ = 57,3 М кр/( Δ – R) · h1 = 16,30
Задача № 16.3
Определить координаті точки касания камня судго «Пенжина», если до посадки на мель оно имело d = 7,45 м, дифферент Df = -0,6 м, h=0,62 м, Θ = 0. После посадки Θ = 90 , dн = 6,67м, dк = 7,45 м.
Решение:
Определяем осадки судна носом и кормой:
dн1 = d +(0,5L – xf ) Df/ L = 7,45+0,5·123(-0,6)/123 = 7,15м
dк1 = δd -(0,5L + xf ) Df/ L = 7,45- 0,5·123(-0,6)/123= 7,75м,
принимая xf = 0.
Используя диаграмму осадок носом и кормой (прил.2) определяем массу судна Δ и Мх до и после посадки на камень:
Δ = 11250 т, Мх = 6000тм;
Δ = 11250 т, Мх = 6000тм;
Определяем абциссу камня:
хр = Мх -Ошибка! Ошибка связи./Δ -Δ1 = 6000-2000/1250= 3,2 м
Ордината камня:
m ly = Δh Θ0/57,3 = 10050 ·0,62 ·9/57,3 =978тм
ур= - Ордината камня:
m ly /Δ -Δ1 = - 0,78 м.
Задание
На практическом занятии необходимо решить задачи из § 4.6 задачника [3]. Основные зависимость и приеры решения типовых задач в § 4.2-4.4 [3]. Номера задач и их количество определяет преподаватель. Используя судовую документацию ознакомиться с Информацией об Остойчивости, обращая особое внимание на раздел связанный со справочным материалом.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково влияние на остойчивость судна при больших наклонениях жидких грузов в узких и широких цистернах?
2. Какой шквал - с подветра или наветра - представляет большую опасность для судна?
3. Почему плавание судна на попутном волнении более опасно, чем на встречном?
4. Каким образом можно определить количество балласта, необходимого для обеспечения остойчивости судна?
Литература: [1] стр. 100-164,
………………[3] стр.43-68,
[4] стр. 78-92.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №17
Основные требования «Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов»
Теоретическая часть
Целью данной работы является ознакомление курсантов с требованиями «Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов».
Наставление разработано Гипрорыбфлотом.
Настоящее Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР (НБЖР-80) является переработанным изданием соответствующего Наставления, утвержденного Приказом Минрыбхоза СССР 16 мая 1974 г. N 218. Переработка осуществлена в связи с выходом в свет новых ГОСТов и Правил Регистра СССР. Кроме того, учтены отдельные замечания и предложения, полученные от Всесоюзных рыбопромышленных объединений, управлений (баз) флотов и госрыбфлотинспекций.
НБЖР-80 совместно с Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР, Положением о технической эксплуатации флота рыбной промышленности СССР и Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР определяет организационно-технические мероприятия по предупреждению аварий, а также подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна в случае возникновения аварии при плавании в обычных условиях. В условиях особого режима плавания надлежит дополнительно учитывать требования специальных наставлений, инструкций и руководств для гражданских судов.
Требования Наставления обязательны для экипажей судов, руководителей промыслов, работников служб управления флотов, проектно-конструкторских бюро, судоремонтных заводов и других организаций и учреждений Минрыбхоза СССР, связанных с эксплуатацией флота, наблюдением за разработкой проектов на постройку, модернизацию и переоборудование судов и за постройкой и их ремонтом по заказам Минрыбхоза СССР.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Предупреждение аварий обеспечивается организацией судовой службы, строго устанавливающей повседневные служебные обязанности каждого члена экипажа, а борьба за живучесть судна при возникновении аварии - подготовкой всего экипажа к умелым, согласованным, быстрым и четким действиям, направленным на ликвидацию аварийных повреждений судна.
1.2. При нахождении судна в эксплуатации все помещения и открытые части палуб и надстроек согласно приказу по судну находятся в заведовании определенных лиц, которые должны обеспечивать:
- исправность и герметичность корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, водонепроницаемых и противопожарных закрытий;
- наличие и исправность устройств трюмной и пожарной сигнализации;
- исправность электрораспределительных устройств, схем канализации электроэнергии, находящихся на заведуемом участке, а также исправность всех судовых систем и устройств;
- исправность и постоянную готовность к действию стационарных средств борьбы за живучесть судна, аварийного, противопожарного снабжения и спасательных средств;
- исправность светящихся указателей, установленных у аварийных выходов из помещений и у других мест;
- поддержание противопожарного режима на участке, находящемся в заведовании;
- наличие, исправность и постоянную готовность средств защиты судна и людей от радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
При обнаружении каких-либо неисправностей заведующий помещением обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана, а при неисправностях в машинно-котельных отделениях - вахтенному механику и проконтролировать устранение неисправностей специалистами.
1.3. Основой организации борьбы за живучесть на судне является расписание по тревогам, которое устанавливает обязанности для каждого члена экипажа.
1.4. Для обеспечения безопасности судна в порту старший помощник капитана совместно с главным (старшим) механиком до прихода в порт обязаны составить расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящегося на борту, в которое также должны быть включены действия по защите от оружия массового поражения (ОМП).
Независимо от нахождения судна в порту у причала или на якоре на закрытом или незащищенном рейде количественный состав экипажа по указанному расписанию должен обеспечить борьбу за живучесть судна, а также управление судном, его движение, наблюдение за окружающей обстановкой, связь, обслуживание работающих технических средств, работу со швартовным, грузовым и якорным устройствами.
1.5. При стоянке судна в порту по указанию капитана назначается стояночная вахта (дежурство). При этом из состава экипажа отдельно комплектуется дозорная служба. На судах портофлота функции дозорной службы возлагаются на вахтенную службу.
Ежедневно вахтенный помощник капитана должен инструктировать заступающих на вахту об их обязанностях по борьбе за живучесть судна.
1.6. Дозорная служба организуется на судах с целью своевременного обнаружения пожара и проникновения внутрь корпуса судна забортной воды.
Дозорная служба обязана производить:
- обход производственных и жилых помещений по утвержденным капитаном судна маршрутам не реже чем через час в ночное время и не реже чем через два часа в дневное время;
- проверку соблюдения экипажем на судне противопожарного режима и правил по предупреждению взрывов и пожаров и проверку выполнения мероприятий по обеспечению водонепроницаемости корпуса;
- проверку состояния противопожарных и водонепроницаемых закрытий согласно их маркировке или приказу по судну;
- немедленный доклад вахтенному помощнику капитана об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара или поступлении забортной воды.
1.7. Все лица командного состава обязаны знать:
- устройство и конструктивные особенности судна;
- мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров и по обеспечению водонепроницаемости корпуса;
- мероприятия по борьбе с поступлением воды внутрь судна и распространением ее по судну, а также по борьбе с пожарами, дымом, водяным паром и парами хладагента, проникающими в судовые помещения;
- мероприятия по защите судна и людей от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
- требования по поддержанию в исправности и готовности к действию технических стационарных и переносных средств аварийного и противопожарного снабжения и оборудования и спасательных средств судна, а также особенности их использования;
- свои обязанности по борьбе за живучесть судна.
Капитан, старший помощник капитана, главный и старший механики обязаны в совершенстве знать мероприятия по обеспечению непотопляемости, остойчивости судна и его спрямлению в аварийной ситуации и обеспечивать их строгое выполнение.
1.8. На каждом судне должны проводиться специальные занятия по изучению устройств и технических средств, тренировочные учения по тревогам в соответствии с Методическим руководством по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судов.
1.9. При назначении на новые должности и проведении очередной проверки знаний командного состава особое внимание должно быть обращено на знание ими вопросов, связанных с организацией борьбы за живучесть судна.
1.10. Все члены экипажа должны твердо знать свои обязанности по борьбе за живучесть судна.
1.11. Начальники служб в начале каждого рейса должны убедиться в том, что и подчиненным хорошо известны обязанности по тревогам.
1.12. Все лица командного состава обязаны следить за строгим соблюдением противопожарных мероприятий и мероприятий по обеспечению водонепроницаемости в помещениях и на рабочих местах по своим заведованиям.
1.13. Экипаж судна обязан строго соблюдать противопожарный режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности судна при всех условиях его эксплуатации.
1.14. На все трубопроводы, а также на все водонепроницаемые закрытия (клинкетные двери водонепроницаемых переборок, закрытия на палубах, закрытия лазов и люков трюмных и складских помещений, водонепроницаемые двери надстроек) должна быть нанесена соответствующая маркировка согласно Приложениям 1 - 5 (1, 2, 4 - не приводятся).
1.15. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть предусмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.
Ключи первого комплекта должны храниться:
- от помещений станций пожаротушения и от дверей запасных выходов - в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;
- от специальных помещений и помещений с материальными ценностями - у заведующих помещениями;
- от всех прочих запираемых на замок помещений - у заведующих помещениями, а после окончания рабочего дня - у назначенных приказом по судну лиц вахтенной или пожарной службы;
- от кают членов экипажа - у членов экипажа.
Ключи второго комплекта от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, хранятся на специальной доске, размещенной в установленном приказом по судну помещении. Доска с ключами запирается на замок, опечатывается и находится под наблюдением лиц вахтенной службы, а ключ от нее должен храниться у вахтенного помощника капитана. Вторые комплекты ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должны находиться на хранении у старшего помощника капитана, а при его отсутствии - у вахтенного помощника капитана.
1.16. Каждый член экипажа при обнаружении поступления внутрь или распространении по судну забортной воды, пожара или при появлении его признаков и повреждении технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику и, не ожидая прибытия аварийной партии (группы), вести борьбу за живучесть судна, используя для этого все имеющиеся возможности и средства.
1.17. Каждый член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан сбросить спасательный круг (в темное время суток со светящимся буем), одновременно сообщить об этом вахтенному помощнику капитана, а затем вести за человеком наблюдение, не теряя его из вида.
1.18. Все члены экипажа по сигналу тревоги обязаны быстро занять свои места согласно расписанию по тревогам, имея при себе спасательные жилеты (нагрудники), и надевать их по приказанию капитана или его вахтенного помощника.
1.19. К работам, необходимым для спасения судна, привлекаются все члены экипажа, а также лица, находящиеся на судне и не входящие в состав экипажа.
1.20. При возникновении аварийного случая капитан обязан немедленно сообщить об этом судовладельцу и в бассейновую (районную) госрыбфлотинспекцию, а также, если судно находится на промысле, - руководителю промысла и представителю госрыбфлотинспекции, находящемуся в районе промысла, и далее систематически информировать указанных лиц о состоянии судна и ходе борьбы за его живучесть.
Задание
На практическом занятии необходимо ознакомиться с требованиями «Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов».
Вопросы для самоконтроля
1. Кто является ответственность за укомплектованность судна аварийным и противопожарным снабжением и спасательными средствами?
2. Где должно размещаться аварийное и противопожарное снабжение?
3. Кто ответствен за ведение учета балластной воды, находящейся в танках (цистернах)?
4. Как организуется проведение сварочные работы и работ с открытым огнем?
Литература: [1] стр. 165-188,
[4] стр. 112-121.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №18
Организация подготовки экипажей судов к борьбе за живучесть
Теоретическая часть
Целью данной работы является ознакомление курсантов с требованиями организацией подготовки экипажей судов к борьбе за живучесть. Требования к подготовке экипажей определяются как международными, так и национальными требованиями. Так например, каждый член экипажа, должениметь теоритические знания и практические навыки в в объеме «Основных требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судов» (Приложение 3. Методическое руководство по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судов).
Задание
На практическом занятии необходимо ознакомиться с международными, так и национальными требованиями в области подготовке экипажей. Особое внимание уделить на требования ПДНВ 78/95.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличаются практические занятия от теоретических?
2. Как часто на судне должны проводится общесудовые учения?
3. Что такое частные учения и с кем и когда они проводятся?
4. Что должен сделать член экипажа при обнаружении аварии?
5. Сформулируйте , что такое авария на судне.
6. Какова роль двойного дна в обеспечении непотопляемости судна?
7. Почему наибольшая потеря начальной остойчивости наблюдается в первоначальный момент затопления?
8. Почему затопление отсеков двойного дна приводит к повышению остойчивости судна?
9. Каким образом нормируется аварийный запас плавучести промысловых судов?
10.Какие требования предъявляются к аварийной остойчивости промысловых судов?
11.Как определяется число отсеков, записываемых в знак деления судна на отсеки?
12.
Литература: [1] стр. 165-188,
[4] стр. 112-121.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №19
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1010.