Расчетом посадки и запаса плавучести судна
Теоретическая часть
Целью данной работы является ознакомление с судовой документацией для расчета плавучести судна и методами ее использования. Для лучшего усвоения материала следует повторить основные положения гидростатики, определение центра тяжести тел и правила приближенного вычисления интегралов.
Плавучестью называется способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке.
Силы тяжести приводятся к одной равнодействующей - силе тяжести судна Р, которая направлена вертикально вниз и приложена в центре тяжести судна (ЦТ) - в точке G с координатами xg , yg , zg .
Сила плавучести направлена вертикально вверх и приложена в центре величины судна (ЦВ) - в точке С с координатами xс, yс, zс. Центр величины представляет собой геометрический центр подводного объема судна V, и его положение зависит от формы корпуса судна и его посадки.
При проведении расчетов мореходных качеств, важно знание понятия «малого» и «большого грузов». Эти понятия являются относительными, причем прием большого груза следует рассматривать не как прием крупного тяжеловеса, а как прием нескольких грузов общим весом более 10÷12% от водоизмещения.
Необходимо изучить требования предъявляемые к запасу плавучести Международной конвенцией о грузовой марке 1966г. и Регистром.
Безопасность плавания теснейшим образом связана с нормированием и контролем плавучести судов. Поэтому большое значение имеет понимание роли грузовых марок.
При изучении материала нужно хорошо усвоить, что кривые элементов теоретического чертежа строятся для судна, сидящего на ровный киль. Если дифферент судна значителен (более 1÷1,5°), то для определения характеристик плавучести судна следует пользоваться диаграммами осадок носом и кормой.
Примеры решения типовых задач
Задача № 14.1
Определить изменение посадки д/э «Пенжина» после снятия груза массой 280 т при DW = 6540 т, ; ρ =1,01 т/м ; Мд=14000 т/м, если абсцисса центра массы снимаемого груза 5,0 м.
Решение:
По грузовой шкале д/э «Пенжина» по заданному DW определяем среднюю осадку и число тонн на 1 см осадки:
d = 7,54 м, q =18,5 т/см.
Изменение средне осадки: δd = m/ q = 280/18,5 = 15,13 см = 0,1513 м.
По КЭТЧ при известной средней осадке находим Xf = - 0,4 м.
δDf = - m(Х – Xf) /Мд = - 0,092м.
δd н = δd + (0,5L – Xf) δDf/L = - 0,1513 + (0,5· 123 +0,4) (- 0,092/123) =
- 0,197м.
δd к = δd - (0,5L + Xf) δDf/L = - 0,1513 - (0,5· 123 - 0,4) (- 0,092/123) =
- 0,105 м
Задача №14.2
Для т/х « Новгород » выполнить оперативный контроль изменения осадок оконечностей от приема 360 т груза при исходных значениях d н = 8,0 м; d к = 8,5 м, если абсцисса центра масс груза 30 м
Решение:
d ср = d н + d к/2 = 8 +8,5 / 2 = 8,25 м.
По рис 3.6 находим изменение осадок носом и кормой при приеме 100 тонн груза δd н1 = 0134 м; δd к2 = - 0,036 м
Рассчитываем изменение осадок от приема 360 тонн груза
δd н = 360*0,134/100 = 0,4824 м
δd к = 360*(-0,036/100) = - 0,1296 м
Задание
На практическом занятии необходимо решить задачи из § 3.3 задачника [3]. Основные зависимость и примеры решения типовых задач в § 3.1-3.2 [3]. Номера задач и их количество определяет преподаватель.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите условия равновесия плавающего судна и где на практике их применяют?
2. Почему при посадке судна с большим дифферентом для определения характеристик плавучести судна нельзя пользоваться кривыми элементов теоретического чертежа?
3. Почему ордината центра величины судна, плавающего без крена, равна нулю?
4. Как влияет увеличение осадки судна на величину числа тонн на 1 см осадки?
5. Почему при приеме малого груза для определения осадки пользуются числом тонн на 1 см осадки, а не грузовым размером или грузовой шкалой?
6. Чем объяснить, что летом осадка судна допускается больше, чем зимой.
Литература: [1] стр.50-68,
………………[3] стр.27-42,
[4] стр. 43-55.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №15
Решение практических задач по темам:
Определение влияние приема или снятия малого груза на остойчивость и посадку судна; Влияние подвешенного и жидкого грузов на остойчивость судна
Теоретическая часть
Целью данной работы является получение обучающимися общих сведений об остойчивости судов и методике ее контроля в процессе эксплуатации судов. Помимо этого, курсанты (студенты) должны научиться рассчитывать посадку судна при перемещении или приеме грузов на судно.
Знакомясь с темой, необходимо повторить определение статических моментов и моментов инерции плоских фигур, дифференцирование функций, определение центра тяжести системы тел, когда одно из них перемещается в каком-либо направлении, и вращение тела вокруг оси.
Остойчивостью называется способность судна противодействовать силам, отклоняющим его от положения равновесия, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения действия этих сил. Остойчивость судна меняется с увеличением угла наклонения и при некотором его значении полностью утрачивается. Принято различать остойчивость судна при малых углах наклонения (начальную остойчивость) и остойчивость на больших углах наклонения. В зависимости от направлений наклонения судна изучают поперечную остойчивость и продольную остойчивость.
Если наклонение судна происходит без значительных угловых ускорений (перекачивание жидких грузов, медленное поступление воды в отсек), то остойчивость называют статической.
В ряде случаев наклоняющие судно силы действуют внезапно, вызывая значительные угловые ускорения (шквал ветра, накат волны и т.п.). В таких случаях рассматривают динамическую остойчивость.
Курсанту большое внимание следует обратить на критерии остойчивости: метацентрические высоты и плечо статической остойчивости; твердо усвоить, что метацентрические формулы справедливы только для бесконечно малых углов наклонения, когда кривую центров величины можно заменить дугой окружности.
Перед выводом формул для определения метацентрических радиусов следует изучить теорему Эйлера, которая объясняет, почему ось наклонения при дифференте не совпадает с миделем.
Примеры решения типовых задач
Задача 15.1
Как измениться поперечная МВ судна после перемещения во время ремонта главного двигателя массой 15 т. из машинного отделения, где аппликата его ЦМ 1,5 м, и установки его на палубу, когда аппликата ЦМ двигателя z1 = 4,4 м. Δ = 355 т.
Решение:
δh = - m ( z1 - z) / Δ = -15(4,4 – 1,5)/355 = - 0,12м
Задача № 15.2
Как изменится МВ д/э «Пенжина», если для обеспечения прочности перекачать балласт из цистерн №4 ( Р = 86 т; z = 1,11 м), № 7( Р = 222 т; z = 4,47м) и № 5 ( Р = 64т; z = 0,64м) в цистерны № 14 ( Р = 336т; z = 8,67 м) и № 13( Р = 36 т; z = 1,76 м) ? Цистерны запрессованы. Δ = 9400т.
Решение:
При данном перекачивании балласта изменяется его центр тяжести относительно основной плоскости. Определим z1 и z2 – аппликаты ц.т балласта до и после перекачки в цистерны.
z1 = = = 3,03 м
z2= = = 8 м
Изменение МВ :
δh = - m ( z2 - z1) / Δ = - 372(8 - 3,03)/9400 = - 0,196 м
Задача № 15.3
Как изменится поперечная МВ судна массой 14000 т с начальной МВ h = 0,75 м и осадкой 7,0 м после заполнения прямоугольного в плане танка двойного дна на половину его высоты топливом с ρ = 0,89 т/м3. Длина танка 19 м, высота двойного дна 1,1 м, число тонн на 1 см осадки 22 т/с; ширина В = 8 м.
Решение:
Определим объем топлива в танке:
v = l·b·H/2 = 19·8·1,1/2 = 83,6 м3
Масса топлива m = ρ · v = 0,89· 83,6 = 74,4 т
Изменение МВ судна определяем по формуле:
δh = (d + - h – z - ix /v )
δh = 74,4(7,0 + 74,4/200·22 – 0,75 – 0,275 –810,66/83,6)/(14000 + 83,6)
ix = l·b3/12 = 810,66 м4
δh = - 0,01957 м.
Задание
На практическом занятии необходимо решить задачи из § 4.6 задачника [3]. Основные зависимость и примеры решения типовых задач в § 4.1,4.5 [3]. Номера задач и их количество определяет преподаватель.
Вопросы для самоконтроля
1. Где при выводе формулы метацентрического радиуса используется теорема Эйлера?
2. Какое допущение принимается при выводе формулы плеча статической остойчивости для бесконечно малых углов наклонения?
3. Когда следует учитывать влияние дифферента на поперечную остойчивость судов?
4. Как от диаграммы статической остойчивости перейти к кривой восстанавливающего момента?
5. Бывают ли суда, у которых остойчивость при приеме Малого груза на днище падала бы?
7. Почему при приеме большого груза нельзя для расчетапосадки и остойчивости судна пользоваться формулами, вы веденными для приема малого груза?
Литература: [1] стр.69-99,
………………[3] стр.43-68,
[4] стр. 56-77.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №16
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1770.