Рулевое и подруливающее устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение и состав

Теоретическая часть

Рулевое устройство (рис. 7), в состав которого входят руль и привод руля, предназначено для управления судном.

Руль (рис. 7) состоит из пера и баллера.

Перо - это плоский или, чаще, двухслойный обтекаемый щит с внутренними подкрепляющими ребрами, площадь кото­рого у морских судов составляет 1/40-1/60 площади погруженной части ДП (произведения длины судна на его осадку). Внутреннюю полость пера руля заполняют пористым материалом, предотвращающим попадание воды внутрь. Основу пера руля составляет рудерпис -массивный вертикальный стержень, к ко­торому крепят горизонтальные ребра пера руля. Вместе с рудер- писом отливают (или отковывают) петли для навешивания руля на рудерпост (его иногда заменяют жесткой сварной конструк­цией).

Баллер - это стержень, при помощи которого поворачи­вают перо руля. Нижний конец баллера имеет обычно криволи­нейную форму и заканчивается лапой - фланцем, служащим для соединения баллера с пером руля при помощи болтов. Это разъем­ное соединение баллера с пером руля необходимо для съема руля при ремонте. Иногда вместо фланцевого применяют замковое или конусное соединение.

Рисунок 77 – Рулевое устройство:

1 – перо руля;   

2 – рудерпис;   

3 – баллер;        

4 – нижний подшипник;

5 – упорный подшипник;

6 – верхний подшипник;

7 – фундамент под рулевую машину;

8 – рулевая машина;

9 – гельмпортовая труба

 


 

 

Рисунок 8 – Основные типы рулей:

а – небалансирный простой;

б – балансирный;

в – балансирный полуподвесной одновинтового судна;

г – балансирный подвесной

 

 

 

Баллер руля входит в кормовой подзор корпуса через гельмпортовую трубу и поддерживается специальным упорным подшипником, расположенным на одной из платформ или палуб. Верхняя часть баллера проходит через второй подшипник и соединяется с румпелем.

В зависимости от расположения руля относительно оси вращения различают (см. рис. 8): обыкновенные рули, у которых перо полностью расположено в корму от оси вращения; балансирные рули, у которых перо разделено осью вращения на две неравные части: большая - в корму от оси, меньшая - в нос; полу балансирные рули отличают­ся от балансирных тем, что балансирная часть сделана не по всей высоте руля.

Балансирные и полубалансирные рули характеризуются коэффициентом компенсации, т. е. отношением площади балансирной части к полной площади руля (обычно он равен 0,25-0,35). Для их перекладки требуется меньше усилий и, следовательно, менее мощ­ная рулевая машина. Однако креп­ление таких рулей к корпусу судна сложнее, поэтому на тихоходных су­дах, на которых требуются небольшие усилия для перекладки руля с борта на борт, применяют обыкновенные рули.

Разновидностью балансирного руля является широко известный руль типа Симплекс со съемным не­подвижным шпинделем, заменяющим рудерпост, на который навешивают перо руля. Эти рули более надежны, обладают большей жесткостью крепле­ния к корпусу судна и их удобнее демонтировать.

 

 

 

Рисунок 9 – Подруливающее

                  устройство

 

 

Подруливающее устройство (рис. 9) – средство активного управления судном, создающее тягу в направлениях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна. Представляет собой движитель, расположенный в поперечном канале. Различают подруливающие устройства с гребными винтами, насосами различных типов и крыльчатыми движителями.

Задание

1. Нарисуйте схему рулевого устройства. Назовите их состав и назначение.

2. Нарисуйте принципиальную схему рулевых приводов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие рулевые машины применяются на крупных промысловых судах?

2. Отличается ли мощности необходимые для поворота балансирных и небалансирных рулей одинаковой площади?

3. Какой угол поворота и время перекадки рулевой машины по требованиям Регистра?

4. Какие требования предъявляет Регистр к главному и вспомогательному приводу?

Литература: [2] стр.25-118,

                   [4] стр. 295-309,

                               [5] стр. 163-169.

ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1456.