Назначение и состав
Теоретическая часть
Рулевое устройство (рис. 7), в состав которого входят руль и привод руля, предназначено для управления судном.
Руль (рис. 7) состоит из пера и баллера.
Перо - это плоский или, чаще, двухслойный обтекаемый щит с внутренними подкрепляющими ребрами, площадь которого у морских судов составляет 1/40-1/60 площади погруженной части ДП (произведения длины судна на его осадку). Внутреннюю полость пера руля заполняют пористым материалом, предотвращающим попадание воды внутрь. Основу пера руля составляет рудерпис -массивный вертикальный стержень, к которому крепят горизонтальные ребра пера руля. Вместе с рудер- писом отливают (или отковывают) петли для навешивания руля на рудерпост (его иногда заменяют жесткой сварной конструкцией).
Баллер - это стержень, при помощи которого поворачивают перо руля. Нижний конец баллера имеет обычно криволинейную форму и заканчивается лапой - фланцем, служащим для соединения баллера с пером руля при помощи болтов. Это разъемное соединение баллера с пером руля необходимо для съема руля при ремонте. Иногда вместо фланцевого применяют замковое или конусное соединение.
Рисунок 77 – Рулевое устройство: 1 – перо руля; 2 – рудерпис; 3 – баллер; 4 – нижний подшипник; 5 – упорный подшипник; 6 – верхний подшипник; 7 – фундамент под рулевую машину; 8 – рулевая машина; 9 – гельмпортовая труба
|
Рисунок 8 – Основные типы рулей: а – небалансирный простой; б – балансирный; в – балансирный полуподвесной одновинтового судна; г – балансирный подвесной
|
Баллер руля входит в кормовой подзор корпуса через гельмпортовую трубу и поддерживается специальным упорным подшипником, расположенным на одной из платформ или палуб. Верхняя часть баллера проходит через второй подшипник и соединяется с румпелем.
В зависимости от расположения руля относительно оси вращения различают (см. рис. 8): обыкновенные рули, у которых перо полностью расположено в корму от оси вращения; балансирные рули, у которых перо разделено осью вращения на две неравные части: большая - в корму от оси, меньшая - в нос; полу балансирные рули отличаются от балансирных тем, что балансирная часть сделана не по всей высоте руля.
Балансирные и полубалансирные рули характеризуются коэффициентом компенсации, т. е. отношением площади балансирной части к полной площади руля (обычно он равен 0,25-0,35). Для их перекладки требуется меньше усилий и, следовательно, менее мощная рулевая машина. Однако крепление таких рулей к корпусу судна сложнее, поэтому на тихоходных судах, на которых требуются небольшие усилия для перекладки руля с борта на борт, применяют обыкновенные рули.
Разновидностью балансирного руля является широко известный руль типа Симплекс со съемным неподвижным шпинделем, заменяющим рудерпост, на который навешивают перо руля. Эти рули более надежны, обладают большей жесткостью крепления к корпусу судна и их удобнее демонтировать.
Рисунок 9 – Подруливающее
устройство
Подруливающее устройство (рис. 9) – средство активного управления судном, создающее тягу в направлениях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна. Представляет собой движитель, расположенный в поперечном канале. Различают подруливающие устройства с гребными винтами, насосами различных типов и крыльчатыми движителями.
Задание
1. Нарисуйте схему рулевого устройства. Назовите их состав и назначение.
2. Нарисуйте принципиальную схему рулевых приводов.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие рулевые машины применяются на крупных промысловых судах?
2. Отличается ли мощности необходимые для поворота балансирных и небалансирных рулей одинаковой площади?
3. Какой угол поворота и время перекадки рулевой машины по требованиям Регистра?
4. Какие требования предъявляет Регистр к главному и вспомогательному приводу?
Литература: [2] стр.25-118,
[4] стр. 295-309,
[5] стр. 163-169.
ПрактическОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1456.