Урок 130. Единственное и множественное число глаголов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; разви­вать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять чис­ло глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; «проанализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Как-то в блюдеч.ке в..рен..я                                                                                                                                                Я нашел ст..хотворен..е.                                                                                                                                                Я, конеч..но, сразу сел                                                                                                                                                     И в..рен..е быстро съел.                                                                                                                                                          И тепер.. для продолжен..я                                                                                                                                         Этого ст..хотворен..я                                                                                                                                                     Нет ни капел..ки в..рен..я.

С. Бондаренко

—Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

—Какая орфограмма встречается чаще других? (Разделитель­ный мягкий знак.)

—Вспомните правило, когда пишется разделительный мягкий знак.

—Когда пишем мягкий знак — показатель мягкости соглас­ных? (После согласных перед согласными или в конце слова.)

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение.)

Прибежала коза в огород.                                                                                                                                            Ей навстречу попался народ.                                                                                                                                              —Как не стыдно тебе, егоза?                                                                                                                                                      И коза опустила глаза.                                                                                                                                                              А когда разошелся народ,                                                                                                                                        Побежала опять в огород.

Н. Рубцов

— Что значит опустила глаза? (Стало стыдно.)

—Кто понял основную мысль стихотворения? (Когда руга­ют — стыдно, а потом делает то же самое.)

—Запишите первое предложение.

—Подчеркните основу предложения.

—Назовите подлежащее. (Коза.)

—Что можете сказать о слове коза? (Имя существительное, одушевленное, в единственном числе.)

—А если коза не одна вернулась в огород, а взяла еще по­дружек — коз? Как запишем предложение? (Побежали козы в огород.)

—Подчеркните основу в этом предложении.

—Что можете сказать о слове козы? (Имя существительное, одушевленное, во множественном числе.)

—Проследите, как изменяется сказуемое. (Побежала — побе­жали.)

—Что изменилось у глагола?

—Действие скольких предметов обозначает слово побежала? (Одного.)

—Действие скольких предметов обозначает слово побежали! (Многих.)

—Кто догадался, какой глагол в единственном числе? Какой глагол во множественном числе?

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 74.

Упр. 128 (с. 74).

—Посмотрите лексическое значение слова мокнут в слова­рике.

—Выполните задания по учебнику.

—Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит гла­гол?

—Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 129 (с. 75).

—Прочитайте задание к упражнению. Что будете делать? (Изменять глаголы по числам.)

—Прочитайте первую пару глаголов. На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? во множественном числе?

—Выполните задание.

—Изменяя по числам глаголы, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)

—Прочитайте правило.

Рефлексия

(Учитель читает глаголы, ученики ставят букву Е, если глагол и единственном числе, и букву М, если глагол во множественном числе. Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

Катается, ушли, радуется, смеются, улыбнутся, принес, научусь. Ответ. Е, М, Е, М, М, Е, Е.

Подведение итогов урока

—Что нового узнали сегодня о глаголе?

—Чему научились на уроке?

—Кого хочется похвалить за активную работу на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 130 (с. 75).

 

 

Урок 131. Единственное и множественное число глаголов

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

—Спишите, разделив текст на предложения.

Берлога

У белой медведицы родился медвежонок она назвала его Умкой медведи жили в берлоге там было тепло на дворе стояла долгая ночь не было видно ни одной звезды сквозь плотную снежную крышу.

— Найдите и подчеркните основу в первом, втором, третьем предложениях.

—Найдите глагол во множественном числе. (Жили.)

— Какая орфограмма в этом слове?

—Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

—А теперь найдите слова с непроверяемой гласной.                                                                                                 — Какие еще орфограммы встретились в этом тексте?

Работа по теме урока

Упр. 131 (с. 76).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Взаимопроверка. Сверка с образцом.)

—Измените число глаголов. (Отвечают по цепочке, называя по одному глаголу.)

Упр. 135 (с. 78).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по орфоэпическому словарю.)                                                                     

Воробьишка потянулся,                                                                                                                                            Распрямился, встрепенулся.                                                                                                                                      Головой кивнул три раза,                                                                                                                                   Подмигнул нам черным глазом,                                                                                                                                    Лапки в стороны развел                                                                                                                                                          И по жердочке пошел.                                                                                                                               Прогулялся и присел,                                                                                                                                                                Свою песенку запел:                                                                                                                                                    Чик-чирик-чирик-чирик...

Е. Гайтерова

Дата: 2018-09-13, просмотров: 683.