Организационный момент                                                                                                                            2.Актуализация знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Словарная работа (На доске записаны слова.)

—Ветер, земляника, суббота, сахар, береза.

От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительны­ми. ( Ветер —ветряная мельница; земляника — земляничным пирог; суббота —субботний вечер; сахар — сахарная пудра; береза — березовый сок.)

—Подчеркните прилагательные волнистой линией.                                                                                              —Обозначь­те непроверяемую безударную гласную.

 2. Орфографическая минутка

—Из прочитанных пар слов выпишите только слова с мягки­ми согласными звуками.

Нос — нес, ров — рев, Тома — Тема, мыл — мил, пил — пыл, бил — был, висок — высок, лук — люк, мал — мял.

—Как в словах обозначена мягкость согласного звука?

Самоопределение к деятельности

—Как называются слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? ( Имена прилагательные.)

—На какие вопросы отвечают эти слова?

—Что они обозначают? Приведите примеры имен прилага­тельных.

—Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный ... (Волк.) Рыжая, хитрая, ловкая ... (Лиса.) Косой, слабый, трусливый ... (Заяц.) Сухое, свежее, душистое ... (Сено.) Солнечный, веселый... (День.)

—Как называются части речи, из которых составлены сло­восочетания? ( Имена существительные и имена прилага­тельные.)

—Назовите тему урока. ( Связь имени прилагательного с именем существительным.)

Работа по теме урока

 —Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

—Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?                                                                      Упр. 152 (с. 88).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 153 (с. 89).

(Выполняется самостоятельно после предварительного раз­бора по шагам. Проверка — один ученик читает выписанные сло­восочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

Рефлексия

(На доске текст.)

Февральская метель

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

—К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Образец

Ветер (какой?) яростный, солнце ..., пелена ..., вихри ..., поземка метель....

(Ученики сверяют свою работу с образцом выполнения на доске.)

—Каким вы представляете февраль?

—Какие прилагательные употребил автор для его описания?

—Что понравилось на уроке?

—Что хотели изменить?

Подведение итогов урока

—Какая часть речи служит для украшения наших предложений ?

—Что обозначает имя прилагательное?

—На какие вопросы отвечает?

Домашнее задание

Выполнить упр. 154 (с. 90).

 

Урок 138. Прилагательные, близкие и противоположные по значению

Цель: формировать представление о прилагательных-синони­мах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать к су­ществительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и сущест­вительным; применять правила правописания; подбирать приме­ры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

 Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа

— Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте.

Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания.

Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.

—Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

Орфографическая минутка

—Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце. Зимние месяцы: январь,....

Деревья: ясень,.... Птицы: лебедь,.... Огородные растения: картофель,....

III Самоопределение к деятельности (Учитель показывает рисунки.)

- Веселый клоун. Как называется эта пара слов? (Словосоче­тание.)

- Из каких частей речи состоит наше словосочетание?

- А это какой клоун? (Грустный.)

- Это какая ягода? (Сладкая.)

- А эта? (Горькая.)

- О каких прилагательных идет речь? (О близких и противо­положных по значению.)

- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

- Как называются слова, противоположные по значению?(Антонимы.)

- Назовите тему урока. ( Прилагательные, близкие и противо­положные по значению.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 155 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

—Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. (Маленький, большой, горький.)

—Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? ( Тро­пинка — тропка.)

—Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? ( Слад­кий — сладок.)

Игра в слова

—Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы дол­жны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

—Назовите слова, противоположные по смыслу слову близ­кий, добрый, огромный, медленный, грустный.

—Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

 V. Физкультминутка

Дата: 2018-09-13, просмотров: 784.