Урок 30. Работа над ошибками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: учить классифицировать и исправлять ошибки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифициро­вать ошибки по орфограммам; оценивать правильность выполне­ния действия; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                                                                  II. Актуализация знаний

III. Работа по теме урока

— Посмотрите на диктант. Кто доволен своей работой?

— Кто недоволен? Что получилось не так, как хотелось?

— Найдите слова, в которых вы допустили ошибки. На какие правила допущены ошибки?

— Заполните верхнюю строку таблицы.

— Впишите в таблицу слова, в которых допущены ошибки.

1. Безударные гласные.

2. Разделительный мягкий знак.

3. Слова, написание которых нужно запомнить.

4. Пропуск буква, замена букв.

IV. Развитие речи

(На доске запись.)

К зиме белка делает себе запасы она складывает их под корни де­ревьев белочка хорошо умеет сушить грибы во время сильных морозов и вьюг она спит в дупле.

Определите границы предложений, поставьте знаки. Озаглавьте текст.

V. Подведение итогов урока

Чему сегодня на уроке научились?

Урок 31. Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

Организационный момент

II. Актуализация знаний

Яблоко

У прохожих на виду                                                                                                                                                                  Висело яблоко в саду.                                                                                                                                                             Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А Мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка — далеко.

А Теленок озабочен -

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

— Кислое — зачем оно?

— Что вы? -                                                                                                                                                                        Шепчет Червячок, -                                                                                                                                                        Сладкий у него бочок. Г. Сатир

Выпишите из стихотворения слова-антонимы. (Низко — вы­соко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.) (Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «све­тофора».)

— Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? (Яблоко.)

Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу.

— Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? (Воробей, цыпленок.}

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница - гусеница.

Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет

вместе, одна семья, имеет одну фамилию) Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только

однокоренные слова.

(Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.) (Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова мож­но было назвать родственными?

— Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Урок 32. Что такое родственные слова?

Цели: формировать умение видеть и образовывать родствен­ные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализи­ровать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока                                                                                                                                                                              I.Организационный момент

П.Актуализация знаний

1.Орфографическая минутка

— Запишите слово по лексическому значению.

-Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

-Дерево с белым стволом. (Береза.)

-Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

-Движение воздуха. (Ветер.)

-Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки

сыпучих веществ (Лопата.) (Проверка. Сверка с образцом па доске.)

- В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)

- В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)

- Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.) В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)

2. Объяснительный диктант

(КИМы (с.46).)

III. Работа по теме урока

С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)

- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)

1. Работа по учебнику                                                                                                                                                                               Упр. 80 (с. 59).

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова на­звать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)                                                                                                                          — Напишите родственные слова, выделите корень.

Самостоятельная работа

— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вари­ант II — мама. (Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родствен-

IV. Физкультминутка

Одолела нас дремота,                                                                                                                                                   Шевельнуться неохота.                                                                                                                                                                     Ну-ка, делайте со мною                                                                                                                                              Упражнение такое:                                                                                                                                                                        Вверх, вниз потянись,                                                                                                                                                    Окончательно проснись.                                                                                                                                                             Все ребята дружно встали                                                                                                                                                                    И на месте зашагали.                                                                                                                                                                             Как пружинки, мы присели,                                                                                                                                                      А потом тихонько сели.

V. Закрепление изученного материала                                                                                                                                Упр. 81 (с. 60).

Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)

Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)

Выделите в словах корень.                                                                                                                                                                    Упр. 82 (с. 60).

Прочитайте первую группу слов.

— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)

— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень.

(Лето, летний, летом.)

(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: ва­риант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)

— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одина­ковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)

— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть оди­наковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)

VI. Рефлексия

— Подчеркните в стихотворении родственные слова.

Снежная сказка.                                                                                                                                                                  Проплясали по снегам                                                                                                                                                         Снежные метели.                                                                                                                                                                 Снегири снеговикам                                                                                                                                                             Песню просвистели.                                                                                                                                                                   У заснеженной реки,                                                                                                                                                                    В снежном переулке                                                                                                                                                            Звонко носятся снежки,                                                                                                                                                        Режут лед снегурки.                                                                                                                                                                             А вокруг в снега одет                                                                                                                                                                           Весь простор безбрежный.                                                                                                                                                              Чем не сказка белый свет —                                                                                                                                                           Снежный, снежный, снежный! С. Погореловский

(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снеж­ные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, сне­гурки, снежный.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 652.