— Какие слова называются родственными?
— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)
Урок 33. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их и речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(Па доске запись.)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
—Разделите слова на три группы.
—На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
—Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.}
—Выделите общую часть родственных слов. (Час-,)
—Кто знает, как называется общая часть родственных слов?(Корень.)
—Это тема нашего урока сегодня.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Упр. 84 (с. 61).
— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.}
— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом-, домишко — небольшой, плохой дом.)
— Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)
— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)
— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.) (Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым — Был он только словом. Разрастаться стало вскоре Это слово, слово - корень, И плоды нам принесло — Стало много новых слов.
Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)
V. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)
Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 85 (с. 61)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Упр. 86 (с. 62).
(Устное выполнение.)
Упр. 87 (с. 62).
(Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
VII. Рефлексия
(Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)
Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.
Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
—Что такое корень?
—Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.) —Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова? —Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?
Урок 34. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний 1.Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
— Прочитайте скороговорку.
— Представьте картину, описанную в скороговорке.
— Что делал кот? (Молоко лакал.)
— Какие буквы запоминаем в слове молоко? (Три буквы О.)
— Назовите безударную гласную в слове лакал. (А.)
— Прочитайте слова так, как они написаны, —орфографически.
— Повторите первую строку соседу по парте. (Вторая строка разбирается аналогично.)
— Запишите скороговорку.
— Сверьте написанное с образцом.
III. Работа по теме урока
(На доске запись.)
Писать- ..ель Пожар - ..ныи Учить— ..тель
Рыба — ..лка Летать— .лик Зонт— ..ик
— Образуйте однокоренные слова от данных слов.
— Назовите в словах корень.
— Что такое корень? (Самая главная часть в слове.) Упр. 89 (с. 63).
— Прочитайте и ответьте на вопросы.
— Чем похожи слова? (Это словарные слова.)
— Какая буква пропущена в каждом из слов?
— Запишите слова, подчеркните букву, которую вставили.
— Выделите корень в однокоренных словах.
IV. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Раз-два, раз-два, И за парты нам пора.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 658.