VIII. Подведение итогов урока

— Какой новый термин узнали на уроке? (Антонимы.)

— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)

Что бы произошло, если бы антонимов не было? (Ответы детей.)

Урок 28. Что такое антонимы?

Цели: формировать умение употреблять антонимы в речи; раз­вивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письмен­ной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний                                                                                                                             1.Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.

— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. (Ла­сточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточ­ка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)

В первом предложении подчеркните основу предложения.

— Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

III. Работа по теме урока                                                                                                                                                       Упр. 75 (с. 57).

Прочитайте задание. Что непонятно в задании?

— Подберите антоним к паре слов мелкий пруд. (Мелкий пруд глубокий пруд.)

Будет ли антонимом слово глубокий во втором предложе­нии? (Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.)

Запишите следующую пару: мелкий дождь -- крупный дождь.

— Что вы заметили? (У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.)

Найдите противоположное значение к паре легкая сумка. (Тяжелая сумка)

Найдите противоположное значение к паре легкая задача. (Трудная задача.)

Задание под цифрой 3 выполните самостоятельно. Про­читайте, что вы написали. (Сладкое яблоко — кислое яблоко. Сладкое лекарство — горькое лекарство.)

Итак, у многозначных слов может быть несколько антонимов.

IV. Физкультминутка

Раз, два, три — веселей шагайте.                                                                                                                                   Раз, два, три — ноги поднимайте.                                                                                                                                          Раз, два, три — потянитесь дружно.                                                                                                                                            Раз, два, три - сели и привстали.                                                                                                                                              Раз, два, три — ручками похлопали.                                                                                                                                       Раз, два, три — ножками потопали.

V. Работа с текстом

Упр. 76 (с. 57).

—Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Озаглавьте его. (Лисички.)

Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)

— На что еще похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цве­та, как морковь.)

— Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.

— Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. (1. Лисички яркого цвета, как морковь. 2. В серединке дрожит росинка. 3. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.)

Проверьте написанное.

VI. Рефлексия

(Выборочный диктант.)

- Из каждого четверостишия выпишите пару слов-антонимов.

1Очень толстый червячок                                                                                                                                                          Яблоку прогрыз бочок.                                                                                                                                                        С тонким он теперь соседом                                                                                                                                                                                О скворцах ведет беседу.

2.Нынче пасмурный день был.                                                                                                                                                   Глеб зонт взял, а Лев забыл.                                                                                                                                                              Дождь пролился неплохой.                                                                                                                                                           Лев весь мокрый, Глеб сухой!

3.Любопытный карапуз                                                                                                                                                                  Изучал продуктов вкус,                                                                                                                                                                  Но из всех запомнил только                                                                                                                                                     Сладкий торт и перец горький.

 (Проверка. Сверка с образцом на доске.)

VII. Подведение итогов урока

—Чем сегодняшний урок вам запомнился?

—Чему сегодня научились на уроке?

—Что осталось непонятым?

 

 

Урок 29. Контрольный диктант

Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правиль­но оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тек­сте орфограммы и правильно писать слова с ними; аргументиро­вание отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока                                                                                                                                                                                   1. Организационный момент

П. Контрольный диктант

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания

1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I — четвертое предложение; вариант II — пятое предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударе­ние, подчеркните безударные гласные. (Учащиеся сдают тетради.)

Подведение итогов урока

— Написание каких слов вам показалось трудным?

— Как находили основу предложения?

— Чувствовали ли вы себя уверенно, когда писали диктант?

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 116.