Упражнение, которое можно использовать в конце каждого занятия, или всего тренинга.
Инструкция: подарите гипотетический подарок (не спрашивать, что дарить). После этого паpтнеp должен выразить свое отношение к вашему подарку. Если понравился, то почему. Если нет, то что хотел бы получить?
Упражнение «Связующая нить»
Ещё одно упражнение, используемое в окончании занятий или всего тренинга, модифицировав, можно использовать и для сплочения группы. Передавая клубок с нитками говорить: "Я благодарен тебе за то...", "Я pад знакомству с тобой..." Потом натянуть нить и помолчать.
Упражнение «Преодоление трудностей»
Инструкция - все по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни. Символически трудность может изображать любой предмет (воздушный шар).
Упражнение «Прогноз погоды»
Данным упражнением можно заканчивать занятие. Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю.
РАЗМИНКИ
Задача разминочных упражнений — подравнять функциональное состояние группы, которая только что собралась вместе, ввести участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им почувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое количество разминочных упражнений определяется ведущим.
Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тренинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и необходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.
Длительность разминки в каждый из первых дней тренинга определяет тренер, вряд ли она должна быть больше, чем 10 — 15 минут. Начиная с четвертого-пятого дня тренинга разминки не обязательны. Однако сами разминочные упражнения, типа перечисленных выше могут еще «всплывать» внутри тренинга для заполнения пауз между упражнениями или для отдыха группы (например, «ритуального отдыха с мячом»).
Обычно разминки представляют собой общегрупповое — индивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемлемое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требуется немного символики, изобразительности, виртуальности.
«ЛОВЛЯ МОЛИ»
Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.
Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии, необходимом для прохода одного участника. После этого участник с конца одной шеренги с закрытыми глазами медленно идет между шеренгами и каждый из стоящих в шеренгах должен вполголоса на ухо сказать ему что-то приятное, подарить комплимент. После того, как первый участник проходит, он становится
в конце своей шеренги, шеренга сдвигается и начинает идти участник с конца второй шеренги, которому также дарят комплименты.
«БАБУШКА ИЗ БРАЗИЛИИ»
Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами
1. «У меня есть бабушка. Она живет в Бразилии» (участники повторяют фразу).
2. «У нее вот такая нога» (тренер выставляет ногу вперед и вбок). Участники повторяют сначала фразу, а затем движение.
3. «У нее вот такая рука» (рука выставляется вперед, большой палец уходит вниз). Участники вновь повторяют сначала фразу, а затем движение.
4. «И вот такая голова» (голова при этом склоняется на бок). Участники повторяют фразу и движение.
5. «И она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Участники повторяют фразу и прыгают.
«МАССАЖ СПИНЫ ТЕННИСНЫМИ МЯЧАМИ»
Цель: упражнение на разрядку, выполняемое с партнером, и одновременно упражнение на близость и на дистанцию Материал: для каждой пары один-два мягких теннисных мяча.
Проведение: участники разбиваются на пары и массируют друг другу спину теннисными мячами. Тот, кому массируют спину, либо ложится на живот, либо садится верхом на стул, повернувшись спиной к партнеру. Мячи нужно перемещать по спине медленно {лучше всего обеими руками) и при этом, по возможности, охватывать всю спину. В качестве помощи участники могут представить себе, что мячиком они раскрашивают спину партнера. Партнеры меняются через 5-15 минут — в зависимости от выдержки и терпения. Все упражнение может сопровождаться спокойной музыкой.
«ГИМНАСТИКА»
Ведущий просит всех участников игры встать перед ним так, чтобы всем было удобно и его видно. Далее он предлагает всем повторять его действия. Начинает ведущий с простейших движений — поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и пр.
Можно выполнять и мимические действия: показывать язык, мигать, гримасничать и пр. Представляется уместным в какой-то момент передать свою роль ведущего одному из игроков, потом другому. Длительность выполнения каждого действия не должна быть чрезмерной: необходимо все время поддерживать интерес к этой гимнастике. Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — «обязательно участвовать» — здесь быть не может.
Список литературы:
1. Афанасьев С.П. Сто отрядных дел: сборник под ред. С.П. Афанасьева, С.В. Коморина. - 2-е изд. - Кострома: Метод, центр «Вариант», 2000. – 109 с.
2. Григоренко Ю.Н. «КИПАРИС»: Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования: Учеб. пособие по орг. дет. Досуга в лагере и школе. Под ред. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М.: Пед. о-во России, 1999. - 236 с.
3. Иванова Т.Д. Сценарии праздников в детском оздоровительном лагере для детей и взрослых: конкурс / Т.Д. Иванова. - Москва: Аркти, 2005. - 77 с.
4. Игры на каждый день с тинэйджерами: организаторам развивающего досуга / авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - 4-е изд., - Новосибирск: Сибирское университет, изд-во, 2007.-229 с.
5. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога-организатора / [авт.-сост.В.И. Руденко]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 218 с.
6. Мирошниченко И.В. Вот и лето поспело. - 2-е изд. - Харьков: Фолио, 2007. - с. 221-236.
7. Организация работы психологической службы в загородном детском оздоровительном центре //Внешкольник, №7, 2002., стр. 22-23.
8. Позывные лета, /под редакцией И.В. Макаренко, Москва, ЦГЛ, 2003.
9. Предупреждение табакокурения у школьников: метод, пособие для работников образоват. учреждений / Мин. образов, и науки РФ; ред. Н.К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 104 с.
10. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр, и спец. психологии / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003. - 176 с. - (Высшее образование).
11. Социально-психологическое сопровождение детей в условиях летнего образовательного лагеря. //Внешкольник», №11, 2002, стр.22-23.
12.Шишова Т.В. В плену у «умного ящика» (о влиянии компьютерных игр на психику ребенка) / Т.В. Шишова // Народное образование. — 2002. — № 8. — С.176 — 182.
Школьная площадка: организаторам досуга детей на каникулах / авт.-сост.: А.Н. Никульников. - 2-е изд., - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. - 197с
Приложение 6
Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.